Секс и здоровье

Инцест в истории и современном мире

 
 


Одни психологи пытаются объяснить феномен инцеста. Другие – феномен табу на инцест. А тем временем статистика выдает пугающие результаты. Если игнорировать проблему, то она будет только нарастать. Об основных аспектах изучения феномена кровосмешения и об инцесте в современном обществе рассказывает кандидат психологических наук, доцент Высшей школы психологии Гузель Хасановна Махортова.

Что такое инцест?  

Что это такое? Инцест – это сексуальная связь между членами одной семьи, между матерью и детьми, между отцом и детьми, между дедушкой и внуками, также между братьями и сестрами. Есть еще другое, более юридическое определение инцеста – как кровосмешение в пределах одной семьи первой степени родства. Инцест не является нормой, потому что это биологически табуируется рождением патологического потомства, потому что хромосомы ДНК должны быть разными, а когда идет совпадение, тогда идет вырождение.

Кровосмесительные отношения между родителями и малолетними детьми  

В чем разница между педофилией и инцестом? Нет никакой разницы, просто в первом случае ребенок и агрессор-насильник не находятся в родственной связи, а во втором случае находятся в родственных связях. И юридически, если мама или кто-то из родственников дает ход делу инцеста, то это классифицируется как изнасилование и наказывается как педофилия.

История происхождения запрета на инцест  

Правовыми нормами в разных странах и в разных культурах табуируется, запрещается разная степень родства. То есть это может быть на уровне двоюродного колена, троюродного и прочее, прочее, прочее. Табу на инцест существует только в мире людей, и существует он еще с древних времен. Так, например, в племени зулусов отец, который насиловал дочь, он должен был быть обезглавлен. По библейским, Моисеевым традициям, родители, которые замечены в сексуальной связи с детьми, подвергаются остракизму, то есть отлучению от церкви. Надо сказать, что в поисках информации я наткнулась на такой факт, что до сих пор в наше время еще есть страны, где, скажем, право первой ночи принадлежит отцу. Все культурными обычаями определяется, но тем не менее с самого начала существования человеческого рода есть табуирование, запрет на кровосмешение в пределах семьи первого колена.

Одной из первых попыток научно объяснить существование вот этого табу на инцест предпринял Зигмунд Фрейд в его знаменитой работе «Тотем и табу». Он предполагает, что в первобытнообщинном обществе, в племенах, отец изгонял своих сыновей по достижению ими определенного возраста и оставлял только дочерей для сексуального использования. И в какой-то момент сыновья объединились и пошли войной на своего отца, убили его и съели, как во всех первобытных племенах, существует поверье, что съедая своего врага поверженного ты приобретаешь его силу и власть. И, соответственно, они его принесли в жертву и съели. Но они испытывали глубочайшее чувство вины, поскольку это все-таки их отец, и поэтому исходя из этого чувства вины они ввели запрет, закон, записанный на скрижалях родовой общины, о том, что нельзя вступать в половые связи внутри семьи.

И. собственно, отсюда Фрейд считает, что именно запрет на инцест есть начало регулирования обществом с помощью законов морали и религии. Тем не менее, эти желания и этот факт присутствует в подсознании каждого человека. С точки зрения, опять же, аналитической традиции. Вот такой небольшой экскурс в историю, в мифологию и предположение о происхождении инцеста, запрета на инцест, табуирование.

Статистика случаев инцеста  

Я бы хотела сейчас сказать о нашей стране. К сожалению, как отмечают вот органы опеки, органы внутренних дел, у нас нет статистики официальной. То есть в США, в Великобритании (я позже приведу статистику) отпускаются большие средства на исследование этой проблемы, соответственно, для того чтобы общественность могла представить масштабы этой проблемы. У нас же нет такой статистики, и более того, если сравнить количество заявлений в милицию и количество звонков по телефонам доверия, то получается, что обращается одна жертва из ста. То есть можно сказать, какая статистика.

Я, к сожалению, не нашла свежей статистики, эта 1998 года. Автор Асанова приводит, что ежегодно по факту сексуального насилия над детьми обращаются 7-8 тысяч жертв, но, естественно, эта цифра реально гораздо выше. Так, например, по исследованиям, которые были проведены в США, ведь к инцесту относится не только акт прямого насилия, физического контакта, но и так называемые сексуально-развратные действия. Так вот, по данным исследования, которые были проведены в США в конце ХХ столетия, количество детей, которые подвергались сексуально-развратным действиям, колеблется от 150 до 200 тысяч человек.

То есть, опять же, все это все плюс-минус, но сравнить: у нас в России 7-8 тысяч, а там 150-200 тысяч человек. Более того, только 28 % из этих детей... над ними надругались незнакомые люди, а получается, что две трети были или знакомы или состояли в близкородственных связях.

Какие масштабы (реальные или приблизительные) проблемы инцеста в современном обществе? Я не хочу как-то заострять проблему, бить в колокола, говоря о том, что это только бич нашего времени, что это наше общество только современное настолько испорчено. Если сделать культурно-историческое какое-то исследование, разрез, и проследить динамику этих процессов... нам, конечно, невозможно это сделать и поэтому невозможно сравнить.

Феномен инцеста в современной семье: мифы и реальность  

В силу ряда причин, о которых я говорила вскользь уже в самом начале, что отмечается факт сопротивления общественного сознания, вот феномен инцеста. Общественное сознание как бы отвергает наличие инцеста. Более того, сознание как бы каждого индивидуального человека также сопротивляется принять инцест, то есть наличие. Мы стараемся не думать и не знать об этих проблемах, поскольку нам кажется – это все совершается где-то в другой жизни, в асоциальной среде бедной, малокультурной, малообразованной, среди маргинальных слоев общества, психопатами, извращенцами. На самом деле это один из мифов, который подпитывает сопротивление в общественном сознании.

Как показывает статистика, ни социальный статус агрессора-насильника, ни его образовательный уровень не влияют на то, что он не может вступить в сексуальную связь внутри своей семьи. То есть очень часто агрессоры сексуальные по отношению к своим детям ведут нормальную, обычную жизнь, активную жизнь как внутри семьи, так и вне ее. Но тем не менее при случае они подвергают насилию сексуальному своих детей или родственников, которые находятся в зависимости от них.

Я бы хотела здесь привести высказывание нашего известного сексолога Игоря Сергеевича Кона о том, что в общественном сознании существует такое вот мнение, что только в асоциальной среде это возможно, и что дети очень часто идут добровольно на это. Неправда. Ребенок, как правило, не осознает того, что с ним делают, или осознает позже, или он настолько зависим от взрослого, что здесь о добровольности со стороны ребенка говорить не приходится. И поэтому всегда ответственность на взрослом, даже если ребенок зачастую сам является провокатором сексуальных действий со стороны взрослого.

Психологические концепции инцеста  

Сейчас давайте перейдем к вопросу о психологических концепциях инцеста. Что же это такое? Опять же, вернемся к Зигмунду Фрейду, который говорил, что инцестуозное влечение заложено в каждом из нас. И мы говорили о том, что если первым объектом сексуального влечения мальчика является его мать, а первым объектом сексуального влечения девочки является ее отец, соответственно, в первом случае это комплекс Эдипа, а во втором случае – комплекс Электры, то в отношении взрослых существуют эти комплексы перевернуто. Так, сексуальное влечение матери к сыну называется комплексом Пидаэ, а сексуальное влечение отца к дочери – Артме. Он считает, что это существует в каждом из нас и прорывается из подсознания, как бы преодолевает то чувство вины первобытнообщинных людей, которые съели своего отца.

Ученик Фрейда, Карл Густав Юнг, считает, что инцестуозное влечение и прохождение этих инцестуозных влечений – это как бы постижение собственных глубин, собственного бессознательного. Соответственно, интеграция своего сознательного и бессознательного, то есть обретение самости, скажем так. Если говорить о том, как эти процессы освещаются достаточно в западном кинематографе, здесь можно говорить о фильме Бертолуччи «Луна», там очень красиво, в символической форме показано влечение сына к матери и матери к сыну. И фильм, наиболее яркие я называю фильмы, в фильме Ходоровского «Святая кровь» тоже эти рассматриваются аспекты и художественно нам преподается то, как когда вот из бессознательного вырываются эти драконы, и как люди с ними борются, или как идут на поводу их.

Согласно концепции Эриха Фромма, инцестуозное отношение является патологической потребностью безопасности и любви в семье. В семье, естественно, дисфункциональной, в которой что-то не так. Есть другие психодинамические концепции, которые считают, что это работает на сплочение семьи, так решается проблема групповой сплоченности в семье. Есть очень разные подходы к этому, но в любом случае во всех концепциях, начиная от Зигмунда Фрейда, говорится о том, что все-таки это табуируется, это запрещается обществом. И здесь есть просто инстинкт выживания рода, поскольку уже сейчас у нас генетика, результат кровнородственных отношений дает патологическое смешение ДНК, и, соответственно, рождаются дети с различными врожденными пороками развития.

Так, например, я знаю на практике есть случай, что дети, разлученные во время войны, брат и сестра, попали в детский дом, один детский дом. Они не знали, что они брат и сестра, естественно. И, видимо, голос крови был такой, что они потянулись друг к другу, полюбили друг друга, и после окончания школы они поженились. И у них родилось трое детей, и каждый был с каким-то отклонением: синдром Дауна, слепой, глухой. И потом уже, когда стали исследовать, почему так, оказалось, что они родные брат и сестра. Такие есть случаи. То есть на самом деле здесь заложен инстинкт выживания человечества. В этом табуировании есть глубокий биологический смысл, помимо морального.

Комментарии к видео на

Показать предыдущие 5 комментариев
  •  
    Геннадий Полукаров 31 декабря 2012, 9:29

    Тупорыло свинствующая нихуянепонимающая дура

  •  
    Rinat393393 6 декабря 2012, 12:24

    Я мальчишка, и я хочу что бы меня совратила взрослая женщина.

  •  
    Сергей Назарук 20 октября 2012, 2:03

    пиздец у нее логика