Секс и здоровье

Формирование репродуктивной функции у мужчин

 
 


Репродуктивная психология говорит, что генетическая программа реагирования мальчиков и девочек на материнскую информацию различная. Девочки все делают, как мама, мальчики все делают наоборот. Причем это происходит уже на этапе внутриутробного развития, как раз когда и формируется репродуктивная функция будущего ребенка. О том, как это происходит и как родителям следует подкреплять инстинкт продолжения рода у мальчиков в раннем возрасте, рассказывает доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Влияние гормонального фона матери на развитие ребенка  

В нашем организме женском положено, чтобы все было по-женски. А у мальчиков как раз в это время яички начинают выделять тестостерон, и тестостерон мальчиков говорит: «Не-не-не, мамочка, мы-то знаем, что мы мальчики, и сделаем тут такой барьерчик и не пропустим ваше сканирование, и не позволим им нас менять в девочку». Вот это достаточно серьезный такой момент, если у мамы очень хорошее состояние, очень хороший баланс ее гормонов, то все хорошо подстраивается, нормально.

У мальчиков есть интересная программа генетическая – они в ответ на материнскую информацию говорят: мы делаем наоборот. Вот как поплыли против течения с самого начала, так мы и двигаемся, нам так и положено. И если у мамы сейчас много эстрогенов и мало тестостеронов, что положено в женском организме, тем более при беременности, то мы делаем прямо наоборот – мы будем вырабатывать много тестостерона и мало эстрогенов, тогда мы станем мальчиками.

У девочек программа другая: все, как мама. Как яйцеклетка выплывает по течению жидкости, как мама дорожку нам предложила – молочные реки, кисельные берега – это прямо про фолопиевы трубы непосредственно сказка. Так мы дальше все, как мама, делаем. Мама нам рассказывает, что надо производить много эстрогенов и мало тестостеронов, вот мы так и делаем, потому что мы девочки. И тогда мамы слепят из нас все, что надо. Главное – слушаться маму.

Но вот мальчики у нас находятся в другой позиции – для того, чтобы стать мужчиной, надо преодолеть вот это женское уже во внутриутробном состоянии. Поэтому тут баланс должен быть просто ювелирный. И если он сбивается, то мы получаем как бы первую информацию. Вот там уже, а там уже есть гипоталамус, там есть уже и структура мозга, там есть уже нейрогуморальная система, по крайней мере к 20 неделям это уже точно, есть яички, которые вырабатывают тестостерон, то есть все уже готовенькое. Поэтому вот важный момент, который уже несет информацию о том, как будет вырабатываться самый главный мужской гормон, который потом будет способствовать формированию тестостерона.

Последствия гипоксии мозга при родах для репродуктивного здоровья ребенка  

Затем у нас очень интересный период – это роды. Вот в родах у нас бывает состояние, которое называется родовая травма. Это широкое очень понятие. В первую очередь, родовая травма связана с травмой мозга. А травма мозга у нас получается не при том, как многие думают: взяли головку ребенка, помяли как следует. Нет, дело не в этом. У каждого ребенка происходит изменение формы головки при рождении – это нормальный процесс.

А вот в том случае, если роды протекают как-то недостаточно правильно, и недостаточно поступает ребенку кислорода во время рождения, хотя его и так ему надо его очень немного, он к этому подготовлен к моменту родов. Но если вот этот процесс нарушается, то мозг испытывает гипоксию. И вот гипоксия в родах тоже сказывается потом на процессах и репродуктивного здоровья в том числе. То есть мальчик, который испытал пренатальный стресс и родовую травму, выходит в мир примерно в таком состоянии: ну, женщина, придушила! Ну, это, как бы, образно говоря. Так помяла, попридушила, кислород немножечко прикрыла, в общем, тут ходу не дают, и развиваться полноценно не очень получается.

Поскольку против материнского организма во внутриутробном состоянии во время родов бороться невозможно, то и возникает вот такое ощущение на системном уровне, организменном, что когда начинается вот это давление, у меня нет средств сопротивляться. И вот такое состояние нередко сказывается впоследствии как раз в недостаточной подвижности сперматозоидов или в недостаточном их количестве. Вот такие закономерности мы уже установили.

Подкрепление репродуктивного инстинкта у мальчиков в раннем возрасте  

Затем, когда мальчик растет, чрезвычайно важным становится поддержка его активности. Девочки, конечно, у нас тоже бывают очень активные, но задача девочки, уже потом как женщины, это задача принимающая. Вот принять своим телом, принять в свое тело, принять ребенка, позволить собой вообще-то вот так пользоваться по-хорошему, позволить в своем теле быть, позволить в своем теле жить, предоставить себя. И поэтому для нее активность не столь важна в ее репродуктивных функциях, хотя, конечно, в жизни она достаточно важная.

А вот для мальчиков главное – идти вперед, делать все быстро, резко, активно, выдавать этот продукт в хорошем состоянии. И еще до трехлетнего возраста, когда мальчики развиваются, то это уже чаще третий год жизни, конец второго, – для них очень важно, чтобы вот эта их инициатива и активность были поддержаны сначала мамой. Она – первая женщина, которая дает ему информацию, каким он должен быть, во взаимоотношениях с женщиной, во взаимодействии с женщиной, вот с этой твоей первой женщиной.

Ну и, конечно, чрезмерная активность мальчиков нередко мам напрягает. Однако это не значит, что им нужно давать полную свободу, а надо очень умело направлять эту активность и поддерживать – это большое родительское искусство, которое всегда в традиционной культуре определенным образом поддерживалось, формировалось, были традиции соответствующие, как это делать. Но у нас во многом они, к сожалению, уже потеряны, эти традиции.

Дальше, мальчик вступает в чрезвычайно интересную пору своей жизни. Именно на этот период в свое время огромное внимание обратил Зигмунд Фрейд. С него он и начинал вообще-то все свои исследования развитии личности. Это так называемая фаллическая фаза, или эдипальная ее иногда называют, примерно с 2,5 до 5-6 лет. Когда дети (это для мальчиков и девочек характерно, но мы сейчас говорим о мальчиках), когда мальчики начинают осознавать себя мужчиной, им очень важна, опять же, поддержка мамы, но и примеры, поддержка папы.

И вот здесь мальчики вступают с папой в конкуренцию, и кто-то это помнит, кто-то нет, родители обычно помнят такие вещи, когда они начинают говорить: «Мама, а ты будешь моей женой?», «Мама, а когда я вырасту, я на тебе женюсь?», или что-нибудь в этом роде. Папы начинают проявлять такую конкуренцию некоторую, говорят: «Так, ну ты куда вообще? Это моя жена, а у тебя там своя будет, когда вырастешь». Если это делается правильно, с одной стороны, с поддержкой, с другой стороны, с правильным направлением активности мальчика, то тогда у него формируется такое убеждение, что быть таким, как папа по отношению к маме – хорошо, это правильно, и когда я вырасту, я таким и буду.

Но нередко у нас бывает, когда именно в этом возрасте мальчики начинают вступать в конфликт с папой, папа не всегда готов ожидать от них, особенно в 3-4 года, не всегда готов ожидать их сопротивления, и вот это вот внутреннее «я», которое дети начинают выставлять как то, что я не буду делать то, что делаешь ты, а буду делать то, что делаю я, не буду тебя слушаться. И вот, если здесь оказывают чрезмерное давление, то мальчики это воспринимают, как повреждение своей мужской идентичности.

Вот такое вот прихлопывание, придавливание и повреждение. Вот мы нередко уже сталкиваемся, именно, с тератозооспермией, хотя она может сопровождаться и недостаточным количеством сперматозоидов, их недостаточной активностью, но вот в таких условиях у нас чаще и повреждения их возникают. То есть, опять же, это системная позиция мужчины будущего.

И в результате, как нам показывает уже системная семейная психология и вся психология раннего развития человека, мы потом во взрослом состоянии склонны выбирать именно таких партнеров, отношения с которыми нам привычны. Это одна из самых больших проблем партнерских отношений. Несмотря на то, что мы чувствовать себя можем в этих отношениях очень неблагоприятно, они для нас прогнозируемые, они для нас привычные, и мы скорее в них оказываемся.

И тогда ничего удивительного нет в том, что мужчина нередко в жены выбирает такую девушку, которая очень похожа по определенным формам поведения, по отношениям, на его маму, и дальше оказывается вот примерно в этих же отношениях. И его проблемы при этом могут усугубляться. Такую вот картинку мы можем наблюдать. Ну а что касается сказок, то сказки – это, конечно, очень хороший терапевтический ход. И в народных сказках очень много сюжетов, которые как раз и показывают взаимоотношения мужчины с разными женщинами, и там мы можем найти прямо такие сюжетики, которые очень похожи на продвижение сперматозоидов, на их активность на разных этапах их жизни, и они превращены в сказочные сюжеты и в сюжеты отношений уже мужчины и женщины.

Изменение образа идеального партнера  

Корректировать можно следующими способами. В психологии уже эти способы изобретены давным-давно на самом деле, мы просто уже конструируем конкретные варианты этих способов, которые нужны для этой проблематики. Одним из первых шагов, вообще первым шагом является осознание этой проблемы, осознание этих связей. На это уходит достаточно много времени. У нас люди как хотят, и мужчины и женщины, кстати, одинаково, мужчины здесь более нетерпеливы. Что они хотят услышать от психолога?

Дело в том, что люди, которые сталкиваются с нарушением репродуктивного здоровья, они сначала идут к врачу. А что делает врач? Делает анализы, ставит диагноз. Ну, диагноз – это приговор! Что с ним делать? Вот оно так есть. Вот очень часто, приходя к психологу, человек готов услышать примерно то же, но получается немножко не так. То, что происходит с нами в психологическом плане – это наши собственные мысли, чувства, действия, установки, мотивации, способы решения проблем. И мы обычно сталкиваемся с тем, что вот именно это-то не совсем соответствует тому, что хотелось бы видеть, в данном случае, для того, чтобы были активные, здоровые, крепкие сперматозоиды и нормальная мужская функция, именно репродуктивная.

И вот здесь очень многое связано с осознанием и принятием. Это обычно никогда не делается за одну встречу с психологом. Я уже не говорю о том, что первая встреча с психологом гораздо длиннее, чем даже первая встреча с лечащим врачом, а все остальные тоже достаточно длинные. Психология – разговорный жанр, тут мы должны обо всем уже договариваться, и с помощью вот этого проговаривания, ну и, конечно, специальных методик психологических, мы наконец выходим на то, что картинка нам становится ясна, и дальше задача психолога объяснить это человеку. И объяснить это так, чтобы не сформировался комплекс неполноценности, а возникло понимание: вот такая моя история жизни. Вот такое со мною происходило. В результате в моем теле происходит вот это.

И тогда мы уже ставим задачу, то есть первый вопрос, на который мы отвечаем, это вопрос – кто виноват, как известно, в классической русской литературе, Чернышевский нам об этом давно рассказал. А второй-то вопрос возникает сразу: что делать? Врач сразу выписывает рецепт. Психолог говорит: мы тоже с этим будем делать, но для того, чтобы нам это сделать, нам надо перестроить внутри себя свои собственные мысли, чувства, установки, способы действия, способы взаимодействия с другими людьми, в первую очередь, вот в нашем случае, это между партнерами, иногда между человеком и его родителями. Ну, можно родителей к этому не привлекать, можно только с самим собой для этого работать.

Но и вот здесь психология, конечно, пользуется принципом восточной философии: если хочешь что-то изменить в мире, то в первую очередь измени себя. И человек встает перед задачей, что надо менять что-то в себе для этого, и это требует достаточно длительного времени. А там уже используются те методы, которые возможны для этого конкретного человека. Здесь могут использоваться рисунки – это очень эффективный способ работы.

Часто у нас клиенты говорят – ну что-то мы там порисовали, это вот все про что? А дело в том, что, когда мы рисуем, мы создаем, воссоздаем тот образ, который есть у нас. И если мы меняем сам образ, то мы меняем и картинку внутри себя одновременно, причем это делаем мы сами. В психологии есть много форм работы с образами. Могут предъявляться какие-то образы, могут образы воспроизводиться в памяти или воображении. Но вот способ сделать образ своими собственными руками и поменять его своими собственными руками – это один из самых действенных способов.

Как только с человеком начинаешь этим заниматься, он начинает очень быстро чувствовать, насколько глубокие это переживания, как он начинает буквально с первых же встреч с психологом по-другому видеть то, что с ним происходит, по-другому видеть то, что происходит в его взаимоотношениях с близкими людьми. В этом плане результат достигается достаточно быстро, когда человек начинает это понимать. Однако далеко не всегда у нас получается так, что человек, который заявляет: «Я хочу родить детей, вот прямо сейчас к этом готов». Он, может быть, к этому готов, но через какое-то время. А сейчас у него просто уже нетерпение: «Как это, у всех получается, а у меня нет?».

На самом деле, начинаешь с жизненной ситуацией работать, оказывается, что дети должны появиться через год, через два, может быть, через несколько месяцев. Сейчас для них не время. Но вот это ощущение своей неполноценности, оно гонит вперед. И вот в этих случаях мы можем встречаться с сопротивлением. В психологии это так и называется – сопротивление клиента. Оно тормозит работу. Тогда мы останавливаемся, у нас начинается этап работы с сопротивлением. Тогда, конечно, дело затягивается. Но вот тем не менее так бывает.

Советы психолога  

Я очень хочу сказать пожелания мужчинам. Пожелание первое – доверять психологу и понимать, что если что-то происходит в моей жизни между мной и теми, с кем у меня есть какие-то взаимоотношения, в данном случае между мной и моей супругой, партнершей, то в этом случае не бывает игры в одни ворота. Это всегда игра вдвоем. Ну, «игра» – в кавычках, это наш психологический термин, это такое взаимодействие. И так не бывает, что кто-то один будет что-то с собой делать, а второму делать не надо. Это всегда взаимодействие. Поэтому у меня очень большое пожелание – как только мы с этим сталкиваемся, то надо вдвоем идти к психологу. Работа будет намного эффективнее, она может осуществляться и прямо вдвоем, и по-отдельности, но главное – чтобы это был синхронный процесс. Вот это, наверное, первое пожелание – доверие и готовность к работе.

Второе пожелание – когда со мной что-то происходит, сесть и осмыслить свою жизнь. Есть такое древнее представление религиозное, в христианстве говорят: что Бог ни делает – все к лучшему, потом поймем, зачем нам это было надо. Но в любом случае, если со мной что-то происходит, это некая закономерность в моей жизни. Поэтому имеет смысл эту жизнь посмотреть, осмыслить, понять, ну и, опять же, прийти к психологу, чтобы он помог со стороны разобраться в том, что сейчас происходит в моей жизни. Потому что все-таки какие бы у нас ни были истории нашей жизни, идем-то мы вперед. И если там, впереди, нас ждет точно то, что нам надо, то мы и с тем багажом, может быть, не очень хорошим, который есть, все равно справимся. Вот это тоже понимать, куда идем.

Комментарии к видео на

  •  
    n0lik1 1 сентября 2012, 11:21

    sc