Секс и здоровье

Психологическое обеспечение сексуальной гармонии

 
 


Существует множество типов сексуальных дисгармоний, когда партнеры при всем желании не могут назвать свою половую жизнь насыщенной, полноценной или удовлетворительной. Все дело в том, что эротические желания мужчин и женщин и способы их реализации сильно отличаются как на физиологическом, так и на психологическом уровне. О психологии сексуальной дисгармонии и трех аспектах ее устранения рассказывает в своей лекции «Психология сексуальности и основные направления практической работы психолога-сексолога на современном этапе» доктор медицинских наук, профессор Лев Моисеевич Щеглов.

Уровень сексуальной грамотности  

Сексуальные дисгармонии представлены и в кабинете специалиста, и тем более в жизни. И если очень кратко, если очень грубо подразделить, есть два основных блока этих сексуальных дисгармоний основных, в которых тысячи мелочей, безусловно. Психологический блок и физиологический блок. Вот о некоторых составляющих психологического блока я и хочу сейчас вам кратко сказать. Значит, еще раз повторяю: психология сексуальности богаче того, о чем я вам сейчас кратко изложу, в 100 раз, и там есть очень много разных аспектов. Но я выдергиваю один, который, как мне кажется, достаточно универсален. И при всей нашей сверхотличности друг от друга все-таки есть некие стандартные вещи. И вот это психологическое обеспечение сексуальной гармонии, или какой-то минимальный психологический потенциал в этом смысле, мне кажется, можно условно разделить на 3 уровня. И от простейшего пойдем к сложному.

Простейший уровень – сексуальная грамотность. Можно сказать: Боже мой! Что-то попахивает лекцией в жилконторе! Какая сексуальная грамотность? Все грамотные. Литературы навалом, все сегодня об этом говорят. Ну, ключевое слово «грамотность», не информация, а грамотность. Гламурная информация ничего не дает человеку кроме, может быть, даже вреда, если речь идет о юном человеке. А реальная – так ли она у нас представлена? Вот, смотрите, пример: везде отмечают, что вроде бы то, что еще 20-30 лет назад казалось почти, говоря языком улицы, извращением, вроде бы становится все более частым и приемлемым – такие полусадомазоигры. Ах, насмотрелись, ах, «Ночной портье», ах, мы все либо доминируем, либо подчиняемся, – это все общие слова. По крайней мере отмечается достаточно часто, и психотерапевты, психологи и сексологи знают, когда вылезаешь в особенности отношений в паре, особенно в молодой: «Да, вы знаете, действительно, как-то странно: стали конфликтовать. Когда он меня обидит, потом у нас секс (надо же как-то помириться путем этого), он как-то ярче, когда я обижена».

«Да, действительно, вы знаете, я бываю несдержан. Так как-то вот в тупик ее поставлю. Или, наконец, чувствую, что она винится как-то, и потом я ее успокаиваю в постели, и даже как бы вину обрабатываю». Так, интересно. А это молодые люди, которые школу кончили недавно, про собачку Павлова все проходили, звонок-пища-слюна. Значит, что такое конфликт? Это отрицательные эмоции вплоть до ненависти кратковременной, ярости, обиды, чувства горя, беспомощности, отчаяния по отношению к близкому человеку. И на этом фоне пишется секс. 1 раз – ерунда, 8 раз – ерунда, а 128 раз? Возникает связь. Это грамотность. Это просто как пример. Это речь идет о молодежи, зато они с помощью каких-то Анфис Чеховых или еще кого-то могут вам рассказать про отличие там, не знаю, каблука этого от ошейника того-то. Кому это надо? Что это может дать в личной жизни? Насчет грамотности самое существенное то, что очень интересно, что это еще очень давно искал наш отечественный психиатр Иванов, понятие «диапазон приемлемости». Важно, чтобы грамотность совпадала по основным, базисным. Ну, вот как радиостанция, она в определенном диапазоне.

Люди не задумываются, ну, самый обычный человек – у него есть в сексе то, что ему кажется очень привлекательным, интересным, хорошим и к чему надо стремиться, есть то, что ему это достаточно безразлично, но он принимает это, есть то, что он считает ужасом, патологией, невозможным и как угодно. Мы сейчас не обсуждаем, что там правда, а что выдумано. Но это в сознании, в принципе, каждого человека. Есть предпочтительное и желанное, есть нейтральное, допустимое, и есть неприятное, недопустимое. и это может касаться чего угодно, вплоть до того, что выключать свет или не включать.

И это очень важный момент, потому что когда человек находится в зоне даже нейтрального в сексе, с его точки зрения, трудно ждать от него полноценной разрядки. Если другой ему предлагает нечто: мне это не хочется, не нравится, но, может быть, он более продвинутый. Я же не хочу выглядеть, как провинциалка или еще что-то. Да и Анфиса Чехова об этом говорила. Да и, как мне заявила одна студентка первого курса: кто не попробовал группового секса – тот лох. Как угодно можно смеяться, но это в мозгах, и это не говорит о том, что просто дурочка и ничего больше – это реальность. И поэтому исследование диапазонов, в которых люди работают, зачастую очень полезно, чтобы понять этот уровень – сексуальная грамотность есть, или есть просто нафаршированность какими-то чудовищными никому ненужными вещами? Первый уровень.

Механизм переключения знания в поведение  

Второй уровень связан с механизмом так называемой специфической интериоризации. Ну, такое словечко заумное, а в общем очень полезный и интересный механизм. А именно: это механизм переключения наших знаний в наше поведение – вот и все. Но здесь скрыта колоссальная какая-то загадка, ведь все знают примерно одно и то же. Ну, не знаю, не надо плевать людям в лицо, хамить и прочее. Но почему-то одни это делают, другие нет. Странно было бы предположить, что поймали молодого негодяя, который у бабушки пенсию вырвал в сберкассе, поговорили с ним, он сказал: «Ну, слушайте, мне не объяснили. Я-то думал, что я ей помогаю, все хорошо делаю. Оказывается, я плохо делаю – я прекращаю». В итоге глупость... Все знаю приблизительно одно и то же. Но только почему-то одни это могут переключать в реальное свое поведение, а другие – нет.

То, что женщины ушами, мужчины глазами – все вы это знаете. И действительно, иногда сексуальная культура именно в эту сторону развернута. Согласитесь, что если к вам придет подруга и скажет: «У меня сын 14 лет, балбес, с другом сбежали с уроков, купили дрель, просверлили дырку в женское отделение бани и там, радостно гогоча, потея, толкались, и их прихватили. Что с ним делать?». Ваш совет – что? Ничего. Ну, можете сказать, что можно как-то поспокойнее, поровнее, да, дрель подарить, да, но ничего. А вот давайте все то же самое, но две четырнадцатилетние девушки, дрель, мужское отделение, сверлят, толкаются, гогочут, пятнами красными идут – да безусловная консультация нужна. Здесь определенные причины, почему ломается стереотип женского поведения и гиперсексуальности нет и так далее.

То есть мы различны. И что-то никто не слышал, чтобы рыцарь стоял на балконе, женщина ему снизу напевала, и он так млел бы и очаровывался. Почему? Что, женское пение отвратительно что ли? Все развернуто как бы отлично. Значит, пара на консультации, никто не болен, у женщины эта закономерность выражена существенно, ей нужна атмосфера, ей нужны какие-то слова, ей нужно, чтобы ее этот друг или муж, все равно, личностью какой-то был, чтобы он на нее воздействовал как-то. Беседа с ним: «Слушайте, что вы мне, как первокласснику, – ушами, да я лучше вас это знаю». «Отлично – вы же понимаете, как автомобилист, как все мужчины, если нет искры, ну, хоть это такой бензин, хоть этакий, хоть потом прыгай со шкафа на нее, ну вы же не д...», – «Не, не, не, не, не! Эти лекции я могу послушать где-нибудь. Вы давайте, пожалуйста, лекарства, какие-то там влияния и так далее».

О чем здесь идет речь? Вот здесь-то речь идет, скорее, о психологах и психотерапевтах. Это действительно большая психотерапевтическая работа по перемонтированию блоков поведения. На то-то, в общем-то, научная психотерапия и направлена. Не на идиотские разъяснения. Да он все знает действительно почти так же, он не может себя изменить. Так вот с помощью профессионала и организованного психотерапевтического процесса и методик можно пытаться его изменить. Потому что речь идет о его поведении, а не о том, как на первом уровне, что он что-то не понимает или не знает, или знает не то. Это, условно говоря, второй уровень.

Привлечение внимания и понимания  

И наконец, третий, самый, пожалуй, сложный – научить, на мой взгляд, ничему невозможно, можно только привлечь внимание – этот тот персонаж, который мы вспоминали, а именно Казанова. Ведь это очень интересно было посмотреть – в чем эффект этого человека. Реальная фигура – пустой совершенно, всю жизнь писал какие-то романчики, никому не интересные, мелкий чиновник, все время приживалкой какой-то был при ком-то, жизнь кончил библиотекарем у кого-то. По описаниям, нигде не сказано о каком-то красавце, скажем, сумасшедшей внешности. Ну, на нескольких языках говорил – ну и что? Зачем это той, которая на одном-то еле разговаривает? В общем, непонятно. А эффект ведь был такой, что его действительно называли «муж всех женщин Италии». Список его действий был от простолюдинок до монахинь и очень значимых особ. То, что секрет какой-то психологический – это совсем понятно, потому что о какой физиологии может идти речь, если ему никто не отказывал. То есть первый раз, когда с ним почему-то дамы уходят, какая физиология? Более того, его вроде бы никто не бросал. Физиология. Где-то ему еще 30 не было, а в дневнике уже богохульство, проклинает Господа за то, что член теряет упругость. Скорее, какие-то может и проблемы, если только не ипохондрик.

А что было-то? А вот то, что он был очень интуитивен, наблюдателен и психологичен – это да. Например, он описывает: там-то договорился с такой-то о встрече. Все заранее узнавал. Как те цыганки, которые сначала посмотрят, что вы с двумя детьми вышли, а на завтра это вам внезапно расскажут. Значит, живет в уединенном каком-то замке, граф на 30 лет старше, раздражительный старик, в замке нет молодой прислуги, вообще нет детей, и даже нет животных. Предмет понимал. Поэтому перед встречей с ней надо побольше придумать историй, какое у меня было несчастное детство, как меня мучили, какой я косой, кривой.

Материнское чувство развивал. Одна великолепная сцена описана. Почувствовал, что с такой-то нужны яркие проявления страсти, поэтому надевал камзол похуже, потому что буду валяться в пыли у ее ног, кричать, что без нее просто умру, и рвать на себе волосы, которые заранее настригу в руку. Рванул – клок волос. Значит, для того, кому это не надо, – это цирк, причем какой-то плохой цирк. Но есть те, кому это надо. И он очень четко чувствовал, и он первый поворот ключа... Короче, это был взломщик не с ломом, а с громадной связкой ключей. Есть те, кто умеет имитировать эти чувства. Есть те, кто, возможно, действительно эти чувства испытывают. Это уже вопрос более высокого полета. Еще раз хочу сказать, может быть тренингами чувствительность, чувственность, восприятие другого человека можно как-то развить, но точно не знаю.