Планирование семьи

Психология послеродового периода

 
 


Во время родов ребенок проходит свою первую адаптацию к новому миру, он узнает первый способ преодоления трудных ситуаций, естественно, с помощью мамы. Поэтому задача мамы – научиться разбираться в родовом процессе, знать все правила поведения и слушать доктора. Еще важнее – научиться понимать своего ребенка с первых дней жизни. О том, в чем заключается сложность общения мамы с новорожденным ребенком в первые месяцы жизни, рассказывает доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Почему естественные роды необходимы для развития ребенка?  

Во время родов ребенок проходит свою первую адаптацию к новому миру. Сейчас, я не знаю, наверное, нет ни одной области науки и практики, где считали бы, что роды – это вредная для ребенка ситуация. Это ситуация не только полезная, но и необходимая для его развития, и все, что там с ним происходит, – это формирование и физиологических, и психических адаптационных механизмов.

Ребенок, прошедший хороший родовой процесс, готов теперь к жизни в мире, у него есть адаптация, у него есть способы преодоления трудных ситуаций с поддержкой мамы, он – крепкий, здоровый и готовый к жизни ребенок. Поэтому, конечно же, все усилия и психологов, и не только психологов, сейчас направлены на то, чтобы родовой процесс был максимально естественным.

Как поведение мамы во время родов влияет на ребенка?  

Для мамы роды – это, наверное, первая такая реальная работа на ребенка. Она рожает ребенка, ее тело это делает, и если тело ведет себя правильно, то ребенок рождается, как говорят, как по маслу. Задача мамы состоит в том, чтобы правильно понимать процесс родов и правильно себя вести в родах. Там есть трудные участки, непростые, естественно, однако гораздо больше ходит мифов и всяких страшных рассказов по этому поводу, можно пообсуждать это отдельно, но это действительно отдельная история, как мы представляем родовой процесс и почему сейчас в нашем обществе по поводу этого много не совсем правильных рассказов и представлений.

Если женщина подготовлена к родам правильно, то она к этому относится, как к работе, трудной работе, непростой, но именно работе, результатом которой является ребенок. Это не мука, это не страдание, это хорошая такая трудная, но результативная работа. И все компоненты родового процесса, все этапы как раз связаны с тем, что происходит с ребенком. И вот это правильное поведение мамы в родах и помогает ему правильно адаптироваться.

Как происходит подготовка мамы к партнерским родам?  

Соответственно, у мамы есть помощники в родах. Это может быть папа, а может быть и не папа. Далеко не всем мы рекомендуем идти на партнерские роды, на совместные. Во-первых, потому, что не все мамы к этому готовы и не все папы к этому готовы, и их отношения между собой не всегда предполагают эту совместность. Для того чтобы подготовить пару к партнерским родам, надо провести с ними специальную диагностику их готовности, и при их уже мотивации и желании провести специальную подготовку. Если эта подготовка проведена правильно, то они могут в родах участвовать вместе.

Но в любом случае, маме помогают и другие люди – это врачи, акушерка, акушер-гинеколог, педиатр, другие врачи могут быть, это может быть и профессиональный сопровождающий в родах, который так и называется, сопровождение, психологическое сопровождение в родах, и все эти люди должны работать в команде, и мама должна уметь с ними взаимодействовать. Вот это тоже входит в ее подготовку, очень важно. Соответственно, готовим всех к родам, и по возможности еще включаем это психологическое сопровождение, если такая возможность у нас будет. Вот в этом состоит работа психологов перинатальных.

Взаимодействие мамы с ребенком после родов  

Затем, конечно же, взаимодействие мамы с ребенком после рождения – это очень важный этап в жизни и мамы, и ребенка. Как будут налаживаться их контакты, как они научаться понимать друг друга, как ребенок будет адаптироваться к этому миру, – этим тоже занимается перинатальная психология. И дальше все ее задачи по регуляции этого взаимодействия, помощи родителям, обучение и так далее на протяжении всего раннего детства ребенка. Сейчас есть группы для родителей начиная с 2-3-месячного возраста, называются они группы раннего развития, и все, что с 2-3-месячного возраста до 2,5-3 лет – это такие занятия, где не психолог занимается, не педагог занимается с детьми, как у нас иногда считают родители, а мама с ребенком или другой близкий взрослый – это может быть и папа, и бабушка, но в первую очередь, конечно, мама.

Мама занимается со своим ребенком под руководством психолога. И он показывает, что делать, как делать, обучает, показывает, как реагирует ребенок, налаживает таким образом их взаимодействие и обучает родителей. Вот в данный момент вот эта работа психолога по организации вот этого взаимодействия, обучения родителей тому, как взаимодействовать с ребенком, стало очень важной задачей для психологии и педагогики.

Как маме научиться чувствовать ребенка?  

Конечно, когда рождается свой собственный ребенок, в большинстве случаев какие-то чувства к нему есть. Но если у родителей нет умений, у них возникает очень высокая тревога, если компетентностей этих нет, и непонимание. Вот в компетентность входит понимание состояния ребенка и умение правильно все для него делать. И если родители тревожные, и у них недостаточно этого понимания, то у них проходит вот этот самый главный период до 3 месяцев, когда это взаимопонимание налаживается, и тогда мама говорит: «Я не понимаю, почему он плачет». А по современным исследованиям к полутора месяцам мама четко понимает, почему плачет ребенок, и четко понимает, что вот сейчас он плачет голодный, сейчас плачет – мокрый, а вот сейчас он плачет, потому что ему скучно, а сейчас потому, что у него что-то заболело.

И ребенок плачет действительно по-разному в этом случае. И тогда вот формируется это взаимопонимание, но для этого мама должна быть включена в ребенка, ориентирована на него, спокойна, уверена, чтобы она могла включиться и разбираться в этом, в том, что с ним происходит. А не тревожится по поводу того, что я даже не знаю, как взять, как дотронуться, и вдруг я ему что-нибудь сломаю, и что вообще сейчас происходит, и как его можно успокоить. Вот это очень важный момент для спокойной мамы. У такой спокойно-уверенной мамы гораздо быстрее появится чувство к собственному ребенку, то есть она гораздо раньше сумеет обратить внимание на то, что на самом деле он очень хорошенький, на самом деле это очень приятно – его трогать, и он такой милый, теплый и очаровательный, даже пока еще сам не улыбается и ручки не тянет.

А вот мама тревожная, конечно, у нее эти чувства возникнут значительно позже. И есть такое представление, что вот эти чувства к ребенку должны появляться прямо с самого начала. Они очень часто возникают в беременности у женщин, как такое теплое, приятное переживание, но когда ребенок рождается, все заслоняют вот эти задачи сейчас взаимодействия, и потом, через некоторое время, мы возвращаемся к тому, а чувства-то где?

И вот для того, чтобы как можно быстрее их можно было вернуть и действительно почувствовать, развить, они же развиваются тоже и растут, для этого, конечно, компетентность очень важна. Ну и понятно, что одна сама по себе компетентность без чувств, без вот этого влечения к ребенку тоже бесполезна, потому что тогда мы с ним будем, как с куклой, взаимодействовать. Вот это две основных задачи, которые возникают в этот момент.

Как родителям адаптироваться к новому ритму жизни после рождения ребенка?  

Ну и, конечно, отношения между родителями и распределение всех их усилий, организации жизни вокруг ребенка – это тоже очень важная задача. До сих пор родительская вот эта деятельность, особенно материнская, воспринимается как какой-то тяжелый, изнуряющий и непродуктивный труд, вообще даже не труд, а повинность какая-то. И у нас есть такие словосочетания: время потерянное, теряю время с ребенком, могла бы что-нибудь еще поделать, устаю, не высыпаюсь, измучилась и так далее. Давайте посмотрим на это объективно. Что это за труд такой на самом деле?

Если мы его разложим (в психологии это называется профессиограмма), если мы его по полочкам разложим и посчитаем затраты энергетические, физические, интеллектуальные и так далее, то, вообще говоря, это приятное времяпрепровождение на самом деле, если все правильно организовать. Это очень хорошее время, когда можно пожить в ритме ребенка, отдохнуть вместе с ним, ну если, конечно, не заморачиваться тем, что по списку там еще надо, отвлечься от всего остального, пожить вот в этом совершенно другом контексте жизни.

Для этого, конечно, маме должны помогать другие люди. И во всех культурах мира так и было сделано: когда рождается ребенок, то все другие делают всю техническую часть, в христианстве даже считалось, что до сорокового дня женщина вообще не должна ни к чему прикасаться, не имеет права, табу такое было, она считается нарушена, при рождении целостность нарушена, поэтому она проницаема для злых духов и ни-ни-ни ничего ни в коем случае ни к чему: ни стирать, ни убирать, ни готовить, вообще ничего, только я и ребенок, все остальное должны делать другие люди. При такой организации мама действительно может на ребенка ориентироваться, сосредоточиться на нем, и вот как раз эта организация жизни мамы – она является тоже очень большой проблемой.