Планирование семьи

Третий этап психосексуального развития детей

 
 


На третьем этапе психосексуального развития человек ясно понимает свою половую роль. Тут, как и всегда в психологии, есть нюансы, которые следует знать родителям и педагогам, чтобы по неведению не навредить восприимчивой психике ребенка. Об особенностях психосексуального развития в возрасте от 7 лет рассказывает психотерапевт-сексолог Алексей Валерьевич Ларин.

Формирование половой роли у ребенка  

Третий этап идет с 7-10 лет до 20-25 лет. Хотя эти границы весьма нечеткие: то есть бывает, дети раньше переходят на этапы, бывает – позже. Это зависит и от воспитания, и от многих других факторов. Ребенок начинает переходить на третий этап, который можно представить как платонические влечения... Там есть три стадии платонические эротического либидо. Это стадии, когда ребенок уже четко понимает, кто он такой и какова его половая роль в этом мире.

На первой платонической стадии ребенок смотрит, начинает садиться вместе с девочкой, за ней ухаживать. Причем на втором этапе очень важно, что мальчики и девочки начинают разделяться друг от друга, особенно в конце второго этапа. Все помнят, как в школе: девчонки – задаваки, мальчишки – грязнули и прочее. На самом деле идет формирование половой роли ребенка.

И вот на третьей стадии это отторжение проходит и начинается сближение. Сначала платоническое: помочь сделать уроки, повздыхать, донести портфель, еще что-то. Потом начинает, конечно, переходить в какие-то эксцессы, связанные с половыми отношениями. Это может быть просто мастурбация, может петтинг – зависит от того, как ребенок воспитывается, то есть что позволительно в его среде.

Как проявляются отклонения в психосексуальном развитии?  

Существует несколько видов статистики, что дети именно на этом этапе начинают вступать в половые отношения. Очень любят приводить статистику, что в 12-13 лет. Это далеко не так. В какие-то периоды, например, в начале 90-х годов, это действительно было так, хотя статистика была «от лукавого»: брались за основу данные комнат милиции, где находились, допустим, девочки на учете. В 2000-е годы эта граница стала смещаться вверх. Все-таки первые эксцессы в среднем начинаются в возрасте 14-15 лет, когда переходит из платонической на стадию формирования эротического либидо. Эта стадия может продолжаться до 20-25 лет, когда начинается уже нормальная половая жизнь.

Любое отклонение в этих стадиях приводит к грубейшим поломкам, таким, как трансформация роли. Это очень большая и очень сложная тема, потому что трансформация роли – хотя и очень хорошо изученная тема, но она малопопулярна. Потому что, например, к трансформации роли могут привести как, например, биологические факторы, так и социальные факторы.

Как мы ранее говорили, одевание мальчика в девичье платье, или заставлять девочку выполнять мужские какие-то обязанности, то есть то, что хотели бы родители. Так и биологические – сильнейший страх опасности для жизни и, например, беременность после 35 лет, то есть так называемые старые родители. К сожалению, дети там рождаются зачастую с запрограммированной трансформацией роли, которую иногда бывает достаточно сложно выровнять. Трансформация роли – она выравниваемая, то есть если над ней работать, роль можно выровнять.

Существует куча других поломок, деприваций. Например, если мальчика на руки брали, качали, но не носили на руках в первом этапе, он вырастает с запрограммированной агрессией. Причем это существует даже в ряде национальностей, для того чтобы мальчик рос агрессивным. То есть если девочку берут на руки, мальчика берут на руки только для кормления, а качают его, например, в люльке, на каком-то подвесе. Также поломкой может являться, первыми признаками, если ребенок после трех лет начинает, если что-то ему не нравится, кусаться, царапаться. Это тоже говорит о поломках первого этапа психосексуального развития.

Иногда за поломки выдают абсолютно нормальные явления, когда ребенок на втором этапе, играя в какие-то игры, начинает менять правила игры. Очень часто, например, мальчики, играя в казаков-разбойников, в какие-то подвижные игры, по ходу игры меняют правила игры. Это абсолютная норма, это нормально, ребенок и должен менять правила игры. То есть говорят: «Так, сейчас ты нам то-то», а ребенок говорит: «Нет, сейчас я буду тем-то».

То же самое: ребенок в этом возрасте может придавать игрушкам не то значение, которое в них заложено. Например, мальчик использует куклу как солдатика, «Вот это вот из палочки – это танк, это бронепоезд или самолет...»; девочка пеленает какой-то сверточек, говорит, что это куколка, и так далее.

Какое влияние оказывает социальная среда на психосексуальное развитие ребенка?  

Конечно, на все эти этапы огромное влияние оказывает социальная среда. Очень много лет бились с куклой Барби. Почему? Потому что кукла Барби создана по подобию, скажем так, чьего-то типа сексуального предпочтения, то есть полностью сформированной женщиной. И выдавалась как идеал, и девочка растет, начинает себя сравнивать себя с этой куклой и понимать, что что-то у нее не так, что она не соответствует идеалу. И возникает куча проблем.

Конечно, обо всех нюансах этих этапов рассказать за короткое время просто невозможно. Поэтому я и постарался вкратце дать самые основные тезисы этих этапов. Хотя о каждом этапе можно снимать целый цикл лекций. Это достаточно большая тема, огромная тема, важная и, к сожалению, малопопуляризированная. Более того, к сожалению, благодаря коммерциализации эта тема зачастую является запретной по одной простой причине – когда появились Центры планирования семьи в 80-е годы, все обрадовались: наконец-то начнут говорить о семье. А оказалось все с точностью до наоборот.

То есть если мы посмотрим материалы пускай даже не Российской ассоциации планирования семьи, а Международной ассоциации планирования семьи, то мы увидим, что основное там подчинено контролю над рождаемостью, подчинено абортам, подчинено половому просвещению, которое само по себе ограничивает рождаемость. Потому что когда ребенок не нацелен на создание семьи (опять же, на втором этапе формируется вся полоролевая функция у ребенка), и когда начинают на этом этапе, в 6-7 лет, очень популярно (прекрасная полиграфия) эти методические пособия для детей показывать, естественно, ребенок теряет интерес к созданию семьи. Он нацелен на краткосрочные отношения, он настроен на карьеру. А плюс еще контроль именно над численностью народонаселения.

К сожалению, такая проблема существует. И если, например, обратиться к статистике любого Центра планирования семьи, мы увидим, что основной аспект у них посвящен аборту. Причем это доходит до смешного. У меня есть знакомый священнослужитель, и когда матушка забеременела четвертым и пошла в женскую консультацию вставать на учет, он мне потом звонил и с хохотом рассказывал, как сбежалась вся консультация: «Как, вы собираетесь рожать четвертого? Вы сумасшедшая, вы должны идти на аборт!» и прочее. И вот он мне звонил, смеялся и говорил: «Ты представляешь, жене священнослужителя такое говорить?».

К сожалению, это моменты массовые. Несколько лет назад была достаточно серьезная война с одним из производителей пива, которое позиционировалось как пиво для молодежи. Мы выиграли войну только потому, что остальные пивные производители тоже включились на нашей стороне. Потому что понятно, что если ребенок начинает пить пиво, то к 18 годам пивная промышленность теряет своего клиента, он переходит на утку. Поэтому эта тема действительно зачастую бывает запретна, с ней не так-то просто.

Проблемы полового развития «памперсных» детей  

Если исходить из этих этапов, нужно менять почти половину нашей педагогической системы современной. Более того, нужно серьезно корректировать детскую промышленность. Потому что, например, когда мы говорим о проблемах полового развития ребенка, половой идентификации, можно, например, поднять тему «памперсных» детей. Потому что дети, которые ходят в памперсах, дают сильнейшую задержку в том числе и полового развития. Я уже не говорю о том, что у них развиваются энурезы памперсные и куча других проблем.

Почему? Потому что ребенок, когда развивается, природа продумала, что он должен научиться рано или поздно контролировать свое мочеотделение. И на этом этапе включаются все необходимые механизмы. Более того, например, на ночь происходит уменьшение выделения мочи. Ребенок начинает сдерживать, чтобы ночью не вставать. У «памперсных» детей этого не происходит. У «памперсных» детей более тревожный сон из-за этого, плюс у ребенка развивается энурез памперсный, который очень плохо лечится, очень тяжело поддается лечению. И когда ребенок уже входит на третий этап, он просто элементарно стесняется общаться с противоположным полом, оставаться на ночь, ходить в походы, ездить в спортивные лагеря, потому что он просто боится, что над ним будут смеяться.