Планирование семьи

Первый этап психосексуального развития детей

 
 


Психосексуальное развитие у детей начинается еще в утробе матери, со второй половины беременности. Поэтому все, что вы будете делать, думать и говорить начиная с этого времени, так или иначе повлияет на психическое и сексуальное формирование вашего ребенка. О том, что делать и чего нельзя делать, чтобы ребенок рос и развивался нормально, рассказывает психотерапевт-сексолог Алексей Валерьевич Ларин.

Первый этап психосексуального развития детей  

Наша сегодняшняя лекция будет посвящена теме полового воспитания детей и подростков. Эта тема очень многообразная, и, к сожалению, в наше время малоафишируемая в силу того, что большинство людей, которые занимаются педагогикой, психологией, просто не имеют знаний по этому вопросу. Тема действительно является большой, очень сложной и архиважной.

Ребенок за свою жизнь от момента зачатия до взрослой жизни проходит три этапа психосексуального развития. Эти этапы теоретически совпадают иногда и с психологическими этапами, о которых любят говорить психологи, но тут границы не такие жесткие. То есть это биологически-сенситивные этапы психосексуального развития, их, как я уже сказал, три. Первый этап начинается со второй половины беременности и заканчивается в три года.

Стадии первого этапа психосексуального развития  

Первый этап психосексуального развития имеет две стадии. Первая стадия до года, некоторые исследователи отмечают, что начинается с двадцатой недели беременности, некоторые считают, что с момента рождения ребенка. Но все-таки вторая половина беременности определенно влияет на этот этап тем, что он в этот момент начинает себя уже осознавать, осознавать как живое существо. Я думаю, что многие видели американский фильм о абортах, где очень хорошо показано, что когда мать пытается избавиться от ребенка при помощи аборта и вводится разрушающая его кюретка, ребенок защищается тем, чем он может, то есть ручками, на ультразвуке видно, как у него перекошено лицо, то есть он пытается выжить, он испытывает ужас. И почему мы считаем, что первый этап начинается с момента беременности?

Потому что если мама во время беременности хотя бы подумает о том, что она захочет от него избавиться, рано или поздно это скажется: начиная от фобийных страхов, заканчивая какими-то другими проблемами, в том числе органическими проблемами. То есть, например, известны такие случаи, когда девочка рождается, и в 5-6 лет начинаются сильнейшие фобийные страхи. То есть большая психиатрия, она видит змей, боится темноты, запрыгивает, боится остаться одна. При обследовании выяснилось, что это был именно страх, когда мама хотела от нее избавиться, она сидела и раздумывала, делать ей аборт или не делать. Она исходила из экономических соображений, финансовых соображений, а ребенок в этот момент переживал. Известны другие случаи, когда во время беременности любое состояние, угрожающее здоровью матери, так или иначе сказывается потом на психосексуальном развитии ребенка.

Таким примером, из свежих, можно привести бомбежки в Боснии, когда НАТО бомбила Сербию, рождалось очень много детей – это отмечено – с такими же страхами, с такой же трансформацией роли, как и дети, родители которых думали об абортах. Поэтому, конечно, все-таки нужно считать начало первого этапа с момента беременности. Первая фаза первого этапа идет до года, это так называемый грудной период. Когда ребенок приходит в этот мир, он начинает себя осознавать как ребенок и делить своих близких на своих, чужих, мужчин, женщин, ребенок очень четко дифференцирует по полу. И ему неважно, подойдет мужчина с длинными волосами, с губной помадой, еще с чем-то, или же подойдет женщина с короткой стрижкой. Он все равно будет чувствовать, мужчина это или женщина.

Так как ребенок довольно плохо видит, ему не нужно в этот момент хорошее зрение, он очень четко дифференцирует по запаху. Ребенок в этот момент получает все знания о защищенности, о защите. Ребенку должно быть хорошо и комфортно. Для того, чтобы нормально развивались все полоролевые функции, он должен чувствовать свою защищенность, уверенность. Хотя до года очень важна для ребенка мать, в первую очередь. Отца ребенок, как и любого мужчину, на первых этапах все-таки боится. Но мать для него является и защитой, и лекарством.

Важно здесь и то, чтобы ребенок был на руках, потому что при ряде современных технологий ребенок рождается уже с определенными проблемами, такими как повышенное внутричерепное давление, энцефалопатия и другие. И здесь очень важно, чтобы нормально формировался мозг, в том числе зоны, отвечающие за сексуальное развитие, важно, чтобы ребенку было комфортно, чтобы он был защищен. И если мать его качает на руках, а не сует ему чупа-чупс или соску, если она кормит его грудью, ребенок чувствует свою защиту. Более того, когда ребенка качают на руках, у него возникает эффект снижения внутричерепного давления.

Когда ребенка кормят грудью, ребенок зачастую просит грудь не только для того, чтобы поесть, а для того чтобы просто успокоиться, получить комфорт в состоянии, когда его что-то беспокоит, что-то пугает, за счет того, что в женском молоке содержится пролактин, который очень благотворно влияет на развивающийся мозг ребенка. На этом этапе очень важно ребенка заласкивать, ребенок должен чувствовать, что он желанен, что его хотят, что его любят. Дети это чувствуют очень четко и очень жестко. Они четко дифференцируют фальшь из серии «ой ты какой хорошенький», и когда это идет искренне. В этот момент ребенок начинает играть, гулять, развиваться, он движется, подвижен, он изучает мир. Но это больше сказывается уже после года.

Различия в половом воспитании мальчиков и девочек  

После года начинаются различия в воспитании между мальчиками и девочками. Девочку всё время нужно заласкивать, все время говорить: «Какая ты красивая, какая ты хорошая, какая ты ласковая», ее нужно наряжать. С мальчиком все-таки ласки со стороны мамы нужно уже ограничивать, потому что если мама начинает мальчика заласкивать, то рано или поздно это даст свои плоды в идее трансформации роли. Девочка должна играть в девичьи игры, но это уже на втором этапе. На первом этапе самый важный контакт, еще раз повторю, это контакт с матерью. Ребенка нельзя, когда он ходит, гуляет, поворачивать спиной от себя, ведь ребенок изучает мир, ему очень важна реакция того близкого человека, который идет вместе с ним, везет колясочку, который ведет его за руку или несет на руках, не важно.

То есть он должен видеть лицо матери или отца, и видеть его реакцию. Потому что если он видит мир, изучает, и не видит реакцию родителей, он не знает, как на это реагировать, а для него мир опасен. Второй момент, какой здесь существует: с ребенком нужно разговаривать. Ведь даже во время беременности, если мама читает ему старые хорошие русские сказки, любые хорошие старые сказки, ребенок успокаивается, он чувствует себя комфортно и защищено. Поэтому, конечно, на первом этапе самая главная роль – это комфорт, самое главное – защищенность.

Ребенок любит раздеваться и бегать голышом. Как следует реагировать родителям?  

Мальчика на первом этапе нужно уже меньше заласкивать, чем девочку. На этом этапе, на этой второй фазе (от года до трех) возникает несколько эффектов, когда ребенок начинает себя демонстрировать, ему нужно себя показать. А показать для чего? Чтобы убедиться, что у него все хорошо, он правильный. Дети зачастую начинают раздеваться и бегать обнаженными. Умные мамы на это либо не обращают внимания, а очень умные мамы в этот момент говорят: «Какой ты у меня хороший, или хорошая, красивая». Все, ребенок получает информацию: «Все, я себя продемонстрировал, у меня все в порядке», одевается, дальше все хорошо. Я с таким эффектом раздевания, обнажения сталкивался с детьми и на втором этапе. Это дети, которые изначально росли неблагополучно, хотя вроде семья абсолютно благополучная, но ими не занимались.

И, допустим, в силу своих проблем, родители совершали какие-либо ошибки. К примеру, девочка начала раздеваться в 5 лет, бегать обнаженной даже перед посторонними, и душить себя шарфиком. Когда стали разбираться, выяснилось, что в семь месяцев, когда ребенок кричал, у мамы заболела голова от этого, и чтобы ребенок вел себя потише, просто положила подушку, убрала звук. Вот это сказалось уже в пять лет. Плохие мамы, когда ребенок обнажается, начинают на него кричать. Это абсолютно неправильно, то есть ребенок все-таки должен получить информацию, что я хороший, у меня все в порядке, все хорошо.

Как воспитывать ребенка, чтобы у него сформировалось правильное чувство половой принадлежности?  

В этот же период ребенок начинает себя дифференцировать, к какому полу он относится: к мальчикам или к девочкам, к мужскому или к женскому. Он начинает себя осматривать, ощупать. Начинает, помимо демонстрации, себя сравнивать. Он видит родителей в одежде, без одежды, и он начинает уже четко дифференцировать, к какому полу он относится. Хотя известны случаи, конечно, это не научные исследования, когда во время беременности, допустим, у мамы спрашивают: «Интересно, а кто у тебя, мальчик или девочка?». Если отвечает, что девочка, а там мальчик, то плод начинает вести себя очень активно, возмущаться: «Как это? Я мальчик? Что вы говорите?». Ну это как бы такая информация существует, но она научно не доказана.

И вот ребенок четко начинает себя осознавать и дифференцировать по полу, к какому полу он относится. Второй аспект, который возникает всегда в этот период: ребенок начинает себя исследовать, изучать. Хотя иногда доходит до абсурда, прибегает мамаша и говорит: «Ой, моя девочка занимается мастурбацией». Девочке два года. На нее смотришь и говоришь: «Ну, одно из двух, или идите у педиатру, или к детскому гинекологу». Она: «Почему?». А потому что у девочки просто либо острицы, либо развился острый вульвит. Чешется, она и чешет. Кстати, по поводу таких псевдомастурбаций сегодня очень много... и я знаю, у моих коллег очень много таких обращений. Это очень распространенное заблуждение, если ребенок потянул руку, значит, это очень плохо. Более того, иногда в этот момент родитель начинает вырывать руку.

Что потом бывает? Это и сильнейшие неврозы, это и панические атаки уже во взрослом возрасте, и многие другие трудности. В этот период очень важно, чтобы ребенка мать поощряла, поощряла в его поле, то есть девочку заласкавала, какая она хорошая, а мальчика, какой он хороший. У мамы есть еще одно слово, которого нет почти ни у кого из близких – это «красивый» или «красивая». Когда она говорит: «Ой, какая ты у меня красивая» или «Какой ты красивый», – соответственно, ребенок получает больше уверенности и спокойно начинает переходить на второй этап.

Комментарии к видео на

  •  
    kinna7661 4 июля 2012, 16:36

    Рекомендую всем посмотреть видео с действительно ученым и действительно сексологом, доктором наук - Владимиром Доморацким... Почувствуйте разницу!

  •  
    stimerstimer 26 января 2012, 4:24

    реально правда

  •  
    SNAlPER 16 марта 2011, 2:06

    Это полнейшая чушь, как психолог вам говорю. Теория психосексуального развития, ненаучна, это сборник бредовых антинаучных концепций.