Планирование семьи

Кто должен заниматься половым воспитанием?

 
 


Каким образом должно происходить формирование сексуальной культуры у подростка? Кто должен взять на себя деликатный и очень важный процесс полового воспитания в современном обществе? Для обсуждения этой темы мы пригласили в студию СЕКС.РФ педагога с двадцатипятилетним стажем, преподавателя русского языка и литературы Татьяну Сергеевну Терехову.

Кто должен заниматься половым воспитанием?  

Ведущая: Первого сентября этого года вступил в силу закон «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию». Этот закон впервые дает четкое определение порнографии, под которое попадает любое натуралистичное изображение или описание половых органов человека или полового акта.

В условиях полной информационной доступности действительно крайне важно защитить детей от информации, наносящей вред их развитию. Но в то же время встает вопрос: каким образом должно происходить формирование сексуальной культуры у подростка? Кто должен взять на себя деликатный и очень важный процесс полового воспитания в современном обществе? Для обсуждения этой темы мы пригласили в студию СЕКС.РФ педагога с двадцатипятилетним стажем, преподавателя русского языка и литературы Татьяну Сергеевну Терехову.

Т. С. Терехова: Здравствуйте, Машенька! Проблема полового воспитания – это серьезная проблема, тем более потому, что она актуальна сейчас как никогда. И закон, о котором вы упомянули, – Он правильный, умный. Действительно детей надо защищать от того, что может нанести реальный вред их здоровью, как психическому, так и физическому. Но дело в том, что слово «секс» почему-то звучит пугающе для моих коллег, для взрослых людей. А мне кажется, этого не надо пугаться, нужно просто воспитывать, прививать элементарные навыки, начиная с банальных вещей.

Кто должен принимать участие в половом воспитании: семья или школа?  

Участница опроса: И те, и другие – и семья, и школа. Участница опроса: Но больше все-таки от семьи. Участник опроса: Я думаю, этот процесс должен быть неразрывным – как в семье, так и в школе. Участник опроса: Изначально в семье. Участник опроса: Я думаю, что семья, потому что в семье закладывается костяк развития и роста ребенка. Школа тоже дает хорошую базу. Но делать это надо, наверное, все-таки вместе. Участник опроса: И семья, и школа, конечно же. Участник опроса: Мама нашла для меня какие-то книжки, где объясняется, что это форма любви, что можно любить кого-то поцелуем, можно и половым актом. И, конечно же, друзья.

Т. С. Терехова: Дело в том, что в половом воспитании ребенка не могут принимать участие его друзья. Они столь же невоспитаны, как и дети, с которыми они общаются. Воспитание, обучение должно быть поэтапное, как мы обучаем детей грамоте, поэтапно. Так же и здесь нужно – поэтапно, разумно, составляя программы, привлекая психологов, сексологов. Зачастую родители не могут воспитывать детей – они сами невоспитанные в этом смысле. И в моей практике немало было случаев, когда девочка 7-8 класса приходила ко мне со своими проблемами – от каких-то физиологических, до психологических – как ей быть с мальчиком. И у меня были моменты, когда я отслеживала ребенка и, извините, наблюдала – не беременна? Я, классный руководитель, у которого 30 человек в классе. Этим должна заниматься мама родная.

Почему родители избегают говорить с подростком о сексе?  

Ведущая: Часто бывает, что родители стесняются и избегают разговоров с подростком на тему межполовых отношений. За примером далеко ходить не пришлось:

Ведущая: Вы говорите, что не получили половое воспитание. Участник опроса: Да. Ведущая: То есть вы совсем ничего не знаете о сексе? Участник опроса: Нет, особо не знаю. По телевизору, конечно, много передач, но я особо не знаю, что у нас там происходит. Ведущая: Нет, не что у нас там происходит, а что у мужчины и женщины по природе должно происходить? Вы же это знаете. Участник опроса: Это я знаю, да. Ведущая: Откуда, из какого источника? Участник опроса: Телевидение. Какие-то передачи смотрю по телевизору. Ведущая: А родители с вами на эту тему не говорят? Участник опроса: Не говорят. Наверное, думают, что я еще не готов к этому. Ведущая: Родители должны обсуждать такие вопросы с детьми? Участник опроса: Если ребенок не узнает это от родителей, он узнает это от чужого человека, а это уже будет нехорошо. Ведущая: Почему нехорошо? Участник опроса: Если он узнает от чужого человека, он будет доверять ему больше, чем своим родителям. Ведущая: А вы не пытались задавать родителям этот вопрос? Может, их как-то немножко подтолкнуть к этому разговору? Участник опроса: Нет, я не пытался, и думаю, они мне не ответят. Их спросишь, они будут стесняться.

Школа должна участвовать в половом воспитании?  

Т. С. Терехова: Школа должна участвовать разумно. Эта проблема интимного очень свойства, и нельзя ее взять и одним махом решить – вот эти должны, вот эти не должны. Так не должно быть. Это настолько тонкая, интимная проблема, и подходить к ней надо очень тонко. Безусловно, когда-то очень-очень давно и очень недолго в школе был такой предмет, как Этика и психология семейной жизни. Но проблема в том, что давали эти часы не людям, которые обладали банальным человеческим опытом житейским плюс какими-то навыками, потому что этому тоже надо учить – как до ребенка донести, в какой форме донести. А просто давали часы литератору, историку – вот тебе два часа, ты будешь Этику и психологию семейной жизни изучать.

Участник опроса: Это неправильно, потому что в школах учатся дети разных религий, и это будет просто неуважением к человеку. Участник опроса: Думаю, что вообще любое воспитание - это прерогатива школы. Половое воспитание - это часть воспитания, часть просвещения.

Т. С. Терехова: Поэтому у нас очень часто возникали на уроках подобного рода разговоры. И я всегда говорила: ребята, если у вас есть какой-то интерес, вы у меня спросите, и я вам расскажу. У меня комплексов нет, и я найду нужные слова и нужные интонации, чтобы как-то донести те проблемы, которые вас волнуют. Просто не всегда, может быть, эти проблемы следовало обсуждать в смешанном варианте. Иногда я собирала девчонок своих отдельно, юношей отдельно.

Большинство опрошенных родителей считают, что половым воспитанием должна заниматься семья  

Участница опроса: Моей старшей дочери 21 год, и младшей 14. Я с ними все эти вопросы обсуждаю, и уже начинаю потихонечку младшей объяснять, какую-то литературу читаем, чтобы она понимала, как правильно себя вести, а как не надо себя вести. Потому что все равно в этих вопросах есть какие-то табу. В любом случае в сексе есть табу, и девочки в особенности должны понимать, что с мальчиками немножко по-другому, с девочками немножко по-другому. И отношения между мальчиками и девочками достаточно сложные, их надо уметь строить.

Участница опроса: Согласно возрастной планке родители должны над этим работать, рассказывать. У меня мальчики, поэтому я считаю, что должна обязательно им про это рассказывать. Участник опроса: Знаете, у меня старшему 16, девчонкам - 15 и 12. С девочками, я думаю, все-таки должна разговаривать женщина. А парнишка у меня смышленый, и я понимаю, что он знает если не больше, то не меньше меня.

Ведущая: У вас бывали случаи, когда родители были против того, что вы обсуждаете в классе интимные вопросы?

Т. С. Терехова: Прежде чем так общаться с детьми, мы проводим родительские собрания регулярно. Господь меня миловал, у меня всегда был чудный родительский коллектив. Всегда с пониманием относились. Я их всех собирала и рассказывала: «Вас волнует этот вопрос?» – «Волнует». – «Волнуют ваши дети? Какой-то между ними уже ля-мур тужур начался, вижу.Вы видите дома своих детей». Дети-то, знаете, какие хитрые? Они дома одни, а в школе другие. Поэтому здесь приходилось и с родителями: «Даете мне полномочия поговорить, урезонить, если нужно – наказать?» – «Да, Татьяна Сергеевна». Они меня и звали второй мамой. Поэтому задача взрослых – сделать все, чтобы им жилось комфортно, не в смысле легче, а комфортно психологически, чтобы они знали, что они на белом свете не одни, что у них есть близкие люди, к которым можно прийти, поплакаться на плече, пожаловаться.

И, конечно, стоило бы где-то класса с восьмого, а может быть и с седьмого потихонечку объяснять, начиная с физиологии, чтобы дети знали, как они устроены внутренне. И, соответственно, медицинские вкрапления, из области психологии, из физиологии, и в том числе отношения половые, мальчик–девочка, что из этого следует. Потому что, к сожалению, наши дети не понимают, что когда они ложатся вдвоем, зачастую они могут встать втроем.

Как поговорить с ребенком о межполовых отношениях?  

Участница опроса: Самое главное, наверное, вовремя найти ту литературу или сказать те слова, которые ребенку будут понятны, и он это воспримет как должное. Участник опроса: Да, может, но если родители при этом сами воспользовались помощью какого-то специалиста, то есть не как обухом дали по голове ребенку, что надо пользоваться тем-то и тем-то. Участник опроса: Анатомию проходили. У нас специально проводились классные часы по методам контрацепции. Участник опроса: Приходили специалисты и объясняли нам все проблемы, которые могли бы быть. Участник опроса: О том, что есть противозачаточные средства, я думаю, мои дети знают уже давно, а для того чтобы это всегда было под рукой, тут надо поработать. Надо их убедить в том, что это необходимо и для здоровья полезно.

Ведущая: Как вы считаете, возрастной ценз повлияет на доступ детей к противозаконной информации? Т. С. Терехова: Как таковой штрих этот вряд ли что изменит, как и многие у нас штрихи, которые нам «сверху» спускают, но, к сожалению, они радикально не меняют ничего. Поэтому говоря о воспитании половом еще раз повторяю, что здесь мера ответственности лежит не на детях, которые должны на маркировку посмотреть и задуматься – включить или нет. А на взрослых людях, которые призваны воспитывать детей: родители, семья, и мы в том числе.

Как родители относятся к нежелательной информации в СМИ?  

Участник опроса: Стараемся ограждать от нежелательных передач. Участник опроса: Чтобы пользоваться интернетом, нужно уже быть психологически устойчивым субъектом. Ведущая: А вы думаете, детей нужно как-то защищать от информации, которая в Интернете? Участник опроса: Своих бы я защищал и выделял только ту информацию, которая способна их развить и облагородить, потому что там очень большая помойка. Участник опроса: И потом сейчас это все стало гораздо более открыто, чем в наше время. И по-моему, они проще к этому относятся. Не надо делать из этого проблему. Участник опроса: Половое воспитание - это часть общей проблемы. Воспитание общества. И здесь встает вопрос нравственности, которая в нашем обществе отсутствует. Как можно писать закон о половом воспитании, если отсутствует нравственность и мораль в обществе?

Т. С. Терехова: Более того, я бы ответственность на родителей возложила и спрашивала бы с них. Если ребенок после 22:00 по улице один или в ночном клубе бродит в 15-17 лет, а родители чего при этом делают? Если родители разводят руками, говорят, что: мы не в состоянии удержать ребенка, – тогда кто? А ничего бы парочку штрафов хороших на родителей наложили бы, – я думаю, они нашли бы методы, когда надо ребенка удержать. Глядишь бы, и было меньше криминала. Я в этом смысле человек жесткий, и считаю, что, конечно, нельзя доводить до абсурда, (я не помню, где я прочла, по-моему, в том же Интернете), что сейчас эта так называемая будущая цензура чуть ли не на «Ну, погоди!» табу наложило, потому что там, видите ли, какие-то…

Ведущая: Волк курит сигарету.

Т. С. Терехова: Да, что-то в этом роде. Это абсурд. Любую, самую распрекрасную идею можно до абсурда довести.

Ведущая: Вы бы поставили, допустим, автоматы, продающие презервативы рядом со школой или в школе?

Т. С. Терехова: Я считаю, что это тоже лишнее. Зачем так утрировать? То есть подтекст какой: я поставил автомат с презервативами, давайте, ребята, развлекайтесь на перемене, чтобы детишек не было, не забудьте презервативчик приобрести. Есть же какие-то нормальные человеческие разумные каноны, которые нормальные адекватные люди должны понимать. Вы же не пойдете в гости в домашнем халате, дитя мое? Вас пригласила приятельница в гости. Вам некогда, а вы в чем были, в том и пошли. Ну и ладно, подумаешь, в халате приду. Вы же этого не сделаете, почему? Потому что есть нормы человеческие, есть адекватность поведения, так же и во всем. Поэтому если люди адекватны, нормальны, то не надо ничего доводить до абсурда, но отслеживать и руку на пульсе держать нужно.

Ведущая: Что ж, как бы там ни было, в современной российской школе не существует методики полового воспитания, и следовательно, эта функция полностью ложится на плечи родителей.

Здесь хочется сказать, что в семье, где царит атмосфера любви и понимания, ребёнок постепенно сам сформирует правильное восприятие отношений между мужчиной и женщиной на примере родителей – так всегда было, так и должно происходить.

Оставляйте свои комментарии на СЕКС.РФ, присылайте личные истории, мы с удовольствием обсудим их с нашими экспертами.

Комментарии к видео на

Показать предыдущие 6 комментариев
  •  
    Екатерина Жвакова 24 октября 2012, 17:13

    я всегда маме могла рассказать как у меня с мальчиком но боялась. только сейчас поняла что мама поймет и примет. ну в училе у нас был такой урок но вел мужчина но он сталался перевести в шутку но что бы мы поняли. вобщем даже если я с мужем разойдусь не когда меня не оставит с ребенком моя родня

  •  
    lnta2011 7 октября 2012, 13:45

    Хотя в целом это плохо, что у детей с родителями не редко нет теплых и доверительных отношений. Родители, к сожалению, не всегда сами знают как строить отношения.

  •  
    lnta2011 7 октября 2012, 13:36

    Согласная. При чем тут русский язык и литература