Планирование семьи

Второй этап психосексуального развития детей

 
 


Второй этап психосексуального развития – самый важный. У ребенка начинает формироваться тип полового предпочтения, и в этот период очень важно не допустить ошибок со стороны взрослых: не только родителей, но и воспитателей, учителей, психологов. Об этом рассказывает психотерапевт-сексолог Алексей Валерьевич Ларин.

Основные жизненные установки психосексуального развития  

Второй этап идет от 3 до 7-10 лет, то есть до момента младшего школьного возраста. Второй этап – он самый важный. То есть если не совершено ошибок на первом этапе, то на втором этапе начинают формироваться все основные жизненные установки психосексуального развития. Во-первых, в момент перехода с первого на второй этап возникает потребность в защите уже от отца, или старшего брата, или дедушки, то есть любого значимого мужчины. Известны случаи, когда отец откуда-то приехал, из командировки, бежит ребенок, встречает его. Жена подходит, что-то ему говорит, а ребенок говорит: «Мама, отойди, нам надо с батей поговорить». То есть ребенок уже изучает защиту от окружающего мира при помощи значимого родителя.

У девочки в этот момент начинает формироваться тип полового предпочтения, согласующийся со значимым мужчиной. Здесь играет момент не только психологический, но и биологический. И если все хорошо, то значимый мужчина похож либо на отца, либо на старшего брата, то есть на любого значимого мужчину в семье. Поэтому тоже такой существует миф, что если семья неполная (нет, например, отца), то девочка никогда не получит типа своего предпочтения. Это неправда. Любой значимый мужчина в семье может принять такую роль.

Особая роль игр у детей  

Ребенок в этот период начинает играть уже не только в погремушки, а начинает целенаправленно изучать этот мир. То есть мальчик начинает играть в мальчишечьи игры. Он должен ломать машинки, причем не просто ломать их кидая, а именно изучать, как они устроены. Девочки, наоборот, играют в другие игры, и зачастую на этом этапе можно элементарно вычислить трансформацию роли, когда даешь, например, девочке кубики. Мальчик начинает строить какие-то домики, еще что-то, но если начинает это делать девочка, то мы говорим о трансформации роли. То есть мы уже должны задуматься. Если же девочка начинает просто их там складывать, пытаться их там пристроить куколку, как столик, то все нормально.

В этом же периоде появляются игры, так называемые «инфекционные»: это дочки-матери, в доктора, когда дети уже начинают изучать, чем их сверстники отличаются друг от друга, чем мальчики отличаются от девочек. В этом нет ничего страшного, иногда раздается звонок, и взволнованная мамаша говорит: «Ой, вы знаете, я сегодня застала своего ребенка с какой-то подружкой из детского сада, они играют в доктора». Это нормально, ребенок должен это все понять и увидеть. И чем позже он это узнает, тем хуже для развития ребенка. Ведь не даром на Руси издревле был обычай, что в бане мылись всей семьей. То есть ребенок четко понимал, чем папа отличается от мамы, бабушка от дедушки, мужчина от женщины. И он понимал, кем он является, начинал это понимать.

Факторы, влияющие на трансформацию роли  

Если микросоциальная среда давит на ребенка, в плане того что родители хотели девочку, а родился мальчик, или наоборот, и, допустим, папа заставляет девочку заниматься черчением, еще чем-то, а мальчика наряжают в девичьи платья, то происходит трансформация роли. На втором этапе все эти факторы принимают особо важное значение, причем все, что может вмешаться, сказывается очень сильно.

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что воспитатели детских садов (причем это массовое явление, это не единичный случай) для наказания девочек снимают с них трусы и ставят перед группой. Потом у девочки возникают очень сильные психотравмы. С мальчиками так никогда не поступают. Почему? Потому что воспитатели прекрасно знают: бесполезно. Мальчики, если у них уже начинает формироваться мужская роль, они на это уже не реагируют, они будут смеяться, безобразничать, но этим их не напугаешь. С девочками этот номер проходит. Это действительно массовое явление, это ситуация очень частая, с последствиями вот таких вот вещей.

На самом деле сильнее, чем педагоги, врачи, психологи, своих детей не ломает никто. Потому что не имея достаточных знаний по половому воспитанию, по половым этапам, они думают, что знают, как и что надо делать, и делают с точностью наоборот. В свое время моя покойная учительница приводила такой пример: мальчик родился в семье учителя, причем у методиста, был в комиссии по делам несовершеннолетних, и прочее. И для того, чтобы у него не получился, как он думал, маньяк, ребенок никогда не видел своего тела. Его мгновенно перепеленовывали, и в школе, уже в классе шестом, по-моему, на уроке физкультуры в раздевалке, когда он увидел, как мальчики переодеваются, он в первый раз в жизни увидел обнаженное тело и на этом зафиксировался.

Но это полбеды, он начал убегать в лес и мастурбировать перед зеркалом, смотря на свое изображение. Папаша, так как он входил в комиссию по делам несовершеннолетних и считал себя хорошим детективом, его вычислил. После этого ребенка со страшнейшим облысением, со страшнейшим неврозом пришлось класть в больницу. И потрачено было много очень усилий, чтобы его нормально компенсировать, нормально развить. Поэтому вот эти все игры на этом этапе принимают особо важное значение, принимают особую роль.