Планирование семьи

Тема сексуальных отношений в общении подростков

 
 


Проблема сексуальной безграмотности особенно актуальна в подростковом возрасте, когда молодые люди, еще не очень понимая сути межполовых отношений, уже готовы совершать подвиги на этом поприще, которые зачастую оборачиваются такими неприятными последствиями, как нежелательная или ранняя беременность, разочарование, психологические проблемы и прочее. О том, как происходит половое воспитание подростков и как родителям говорить со своими детьми на тему секса, рассказывает практикующий детский психолог Антон Валентинович Сорин.

В каком возрасте подростки вступают в половые отношения?  

Для межличностных отношений в подростковом возрасте все большее и большее значение приобретают отношения между полами, между мальчиками и девочками. Очень сложный вопрос, требующий предельно пристального внимания как со стороны родителей, так и со стороны социальных институтов, и тем не менее это тот вопрос, принципиальное внимание к которому может, собственно, все и разрушить. На данный момент, на сегодняшний день, необходимо отметить довольно выраженную акселерацию подростков, она характерна для всего последнего периода развития нашего западного общества. И с каждым годом подростки все более и более рано вступают в той или иной степени в половые отношения. Средний возраст вступления в половые отношения каждый год резко снижается. Это связанно с очень многими факторами.

В первую очередь, это связано с тем, что физическое взросление подростков осуществляется все более и более рано. И одной из причин, именно культурных, а не психологических причин кризиса подросткового возраста, является то, что физическое развитие подростка очень опережает его эмоциональное развитие и интеллектуальное. То есть мы имеем физически очень взрослого человека, который на уровне эмоций, на уровне мышления все еще остается ребенком. Ребенок, действующий вне контекста логики, вне контекста социальных норм, исходящий из компонента собственных желаний, стремится как можно больше всего реализовать, не всегда в должной мере понимая и оценивая последствия своих действий. В связи с этим принципиально важно то, что для всех подростков характерен крайний интерес к этой сфере, и это естественно.

Как решается проблема сексуальной безграмотности подростков?  

Единственная проблема в том, что собственных знаний, для того чтобы гармонично в такого рода отношения вступать, им пока не хватает. Родители ни в коей мере не являются в этом вопросе авторитетами. Более того, для любого подростка предположить, что его родители что-то знают о сексе, это кощунственная идея. Конечно, ничего знать они не могут, и здесь вполне правомерным является старый анекдот, когда папа пытается поговорить с сыном 15-ти лет о сексе, в ответ на что папа получает ответ: «Да, конечно, папа, давай поговорим. Что ты хочешь узнать?» Совершенно нормальное явление, подростки гораздо более подкованы, по крайней мере, так они о себе думают.

Проблема в дальнейшем только в том, что нету человека, вообще нету таких людей, которые могли бы с подростками эффективно, продуктивно и честно говорить о проблемах, связанных с половыми вопросами. Очень часто, к сожалению, людьми, которые говорят с детьми о половых вопросах, становятся их старшие товарищи, сидящие на лестницах в подъездах с сигаретой в руках, с бутылкой пива в руке, которые готовы просветить. Которые готовы просветить на основе собственного богатого полового опыта, часто выдуманного, о том, как и что вообще происходит в этом вопросе и как конкретно нужно действовать для того, чтобы все было хорошо. Это характерно и для мальчиков, и для девочек. Феномен более старших опытных друзей и подруг, к сожалению, неискореним. В связи с этим принципиально важно, чтобы несмотря ни на что родители, пусть иногда навязчиво, пусть иногда глупо, тем не менее говорили с детьми об этом.

Если у родителей такой разговор не получается, или если они понимают, что они к нему не готовы, есть разумный метод: приобретение соответствующей литературы. На данный момент такой литературы очень много, проблема только в том, что не надо заставлять ребенка ее читать и конспектировать, а потом отвечать каждый параграф. Смысл в том, что она просто должна быть дома. Любой подросток в какой-то момент заинтересуется ну и, как минимум, посмотрит картинки, что уже, в общем, немало. Что касается отношений внутри, собственно, подростковых сообществ по этому поводу, то, к сожалению, учитывая ту акселерацию, которую мы уже затронули, очень часто подростки не придают сексуальным отношениям того колоссального значения, которое им придают взрослые. Во многом потому, что система ценностей смещена, во многом потому, что последствия этих отношений и их цель и назначение становятся для подростков непонятными, кажутся очень поверхностными и очень легкими, и очень незначительными. Именно на это и должно быть направлено некоторое общение между родителями, между более старшими товарищами, действительно компетентными в этих вопросах, и детьми.

Как родителям говорить с подростком на тему секса?  

Естественно, половые отношения являются принципиально важной темой в разговорах и мальчиков, и девочек. Здесь очень много внешних, социальных факторов, связанным с тем уровнем, скажем, школы, в которой это происходит, с уровнем интеллектуального развития детей, с уровнем морально-нравственного развития детей. Но тем не менее в любом случае, в любом контексте разговоры о сексуальных отношениях являются принципиально важными. И именно в этих разговорах, в каком-то соотнесении позиций, в каком-то взаимодействии и общении у подростков формируется реальное представление о собственной половой идентичности, реальное представление о том, каким образом должны выстраиваться взаимоотношения с противоположным полом. К сожалению, как бы мы ни пытались обезопасить подростков, как бы мы ни пытались передать им в готовом виде наши собственные ценности, наши собственные ориентиры, наши собственные представления о половых взаимоотношениях, все равно они будут формироваться у них самостоятельно в процессе взаимодействия с такими же подростками, как и они.

Единственное, что принципиально важно – это, с одной стороны, предоставить возможность подросткам для полноценного и качественного усвоения необходимого набора знаний и, самое главное, оставаться открытыми для общения на эту тему, всегда оставаться готовыми поговорить с подростком, с мальчиком, с девочкой о том, что в этих отношениях его тревожит, о том, что в этих отношениях является для него важным. Не с позиции глубокого родительского осуждения заведомо всего, что подросток готов нам поведать, а с позиции, возможно, внимательного интереса, с позиции, возможно, ученика по отношению к собственным подросткам, потому что во многом, конечно, и по их мнению, и объективно, они, может быть, ушли далеко вперед.

Комментарии к видео на

  •  
    Светлана Герасимова 16 декабря 2012, 13:24

    только интернет,сейчас подростки не сидят в подъездах...