Планирование семьи

Роль общения в развитии подростка

 
 


Вряд ли кто-то станет отрицать, что общение в подростковом возрасте имеет важное значение для развития личности, но мало кто знает, что межличностная коммуникация является ведущей деятельностью в этом возрасте даже относительно получения образования. В общении подросток осознает себя, свою роль и свое место в окружающем мире. О значении и особенностях общения у подростков рассказывает практикующий детский психолог Антон Валентинович Сорин.

Значимость межличностного общения в развитии подростка  

Практически все современные психологи-исследователи согласны в том, что подростковый возраст является возрастом, в котором межличностное общение является чрезвычайно важным, принципиально важной деятельностью. Но, на мой взгляд, даже притом что все исследователи с этим согласны, все родители с этим согласны, на мой взгляд, не всегда в должной мере оценивается то огромное значение, которое эта деятельность реально имеет.

Выдающийся отечественный психолог Даниил Борисович Эльконин полагал, что межличностное общение является ведущей деятельность подросткового возраста. Но не просто потому, что является ведущей, а потому что это та деятельность, в рамках которой происходит становление принципиально важного достижения подросткового возраста, которым является развитое самосознание, представление ребенка о себе, «я» ребенка в полном, совершенном смысле этого слова – то, что Эрик Эриксон называл «личностная идентичность», осознание человеком себя, своей уникальности, чувства самотождественности, и при этом вписанности в социальный контекст.

Это принципиально важно для дальнейшей социальной жизни ребенка: понимание им того, какое место он занимает в социуме, того, к какой религии он принадлежит, того, каких политических взглядов он придерживается, того, каков его профессиональный выбор, того, какие моральные ценности, правила и нормы жизни он принимает. Все это становится только в подростковом возрасте, и единственной деятельностью, в которой это все может сформироваться, является именно межличностное общение.

Большинство родителей согласны с тем, что межличностное общение очень важно, но при этом, как только это межличностное общение начинает мешать усвоению школьного курса знаний, это вызывает у родителей массу вопросов, массу недоумений, массу возражений: «Ему нужно делать уроки, а он по несколько часов разговаривает по телефону», «Я не могу загнать его домой с улицы, он все время общается с друзьями». Проклятие последних пяти лет – это компьютер. Социальные сети, калечащие детскую психику в том смысле, что предоставляют им безграничные возможности для общения, для общения виртуального, во многом некачественного, но тем не менее общения. И современные дети погружаются в это с головой.

Родители совершенно правы в том, что без учебной деятельности, без других форм необходимой деятельности социальной, дети не могут гармонично развиваться, не могут в должной мере обеспечить свое будущее, не могут в должной мере двигаться вперед, не закончив эффективно среднего учебного заведения, не сделав принципиальный карьерный выбор, не поступив в ВУЗ, желательно такой, какой сам ребенок хочет, а не в тот, в который его направляют заботливые руки родителей. Все это, безусловно, очень важно. Но гораздо более (ну, уж точно не менее) важно то, чтобы ребенок, подросток осознал себя в мире, осознал себя в социуме и тем самым сформировал свое истинное «я» и самосознание. А формирование это происходит только в процессе взаимодействия.

Роль взрослых в формировании навыков общения  

Почему взаимодействие так принципиально важно для этого процесса? Потому что любое «я» существует только в контексте других «я». Если бы у человека не было бы ни одного человека рядом с ним, не было бы и человека. Человеческое сознание существует только в общении, только во взаимодействии, именно поэтому оно и со-знание – то есть знание совместное, и само-со-знание – совместное знание о себе. Мы строим себя из материалов, которые получаем во взаимодействии с окружающим миром, во взаимодействии с важными для нас людьми, и именно этими людьми, важными для ребенка, важными для подростка, которые предоставляют ему строительный материал для его идентичности, для его самосознания, являются его сверстники, его друзья, подруги, подростки, которые окружают его.

Роль взрослого человека в этом очень важна. Очень важна роль родителей в том, в какой степени они способны выстраивать с ребенком отношения, которые помогают ему становиться самостоятельной зрелой личностью. Очень важна роль наставника, я подчеркиваю, в данном случае не столько педагога, не столько учителя, сколько наставника. Этим наставником может быть тренер спортивной секции, преподаватель дополнительных курсов, просто друг семьи или родственник, который принципиально важен для ребенка, который предоставляет подростку модель того взрослого, которым он хотел бы быть. Но общение со сверстниками, общение с людьми, которые тоже находятся в процессе становления своего «я», является совершенно незаменимым фактором в становлении человеческой личности.

Возрастные особенности общения  

Если говорить о процессе развития ребенка в плане хронологии, принципиально выделить несколько важных вех в этом процессе. Первая связана с тем, что подростковый возраст сопровождается тем, что называется пубертатный скачок. То есть физически ребенок становится взрослым. Это хорошо известный процесс: появление вторичных половых признаков, изменение голоса, интенсивный рост. Все эти процессы приводят к тому, что подросток испытывает колоссальную тревогу по поводу собственной физической трансформации. Эта тревога по поводу физической трансформации усиливается или ослабевает в зависимости от того, в какой социальной группе, в каком социальном контексте он общается.

Любой подросток сравнивает себя с другими, всегда сравнивает. Но если в раннем подростковом возрасте он сравнивает себя в большей степени относительно внешних параметров: для каждого ребенка очень важно, чтобы внешне он был достаточно привлекателен, ну, и уж точно не особенно сильно отличался от остальных подростков. Огромное количество девочек комплексует из-за роста, не потому, что рост является чем-то неприятным и негативным, а потому, что он выделяет из общего контекста, он выделяет человека из той группы, с которой он хочет слиться. На более поздних этапах развития желание выделиться из той группы, в которую он погружен, становится более важным, более преобладающим.

И это открывает огромные возможности для творчества, для самовыражения, направленного именно на то, чтобы доказать собственную независимость и уникальность. В связи с этим подростковый возраст очень диалектичен, то есть, с одной стороны, он требует от подростка включения в социальную группу, для того чтобы осознать свою принадлежность к ней, и это в большей степени характерно для подростков более младших. С другой стороны, он очень остро требует выделения человека из любой социальной группы, к которой бы он ни принадлежал, и это характерно для чуть более старших подростков.

Как помочь подростку построить гармоничные отношения с окружающими?  

Соответственно, если в более раннем подростковом возрасте принципиально важной, остро важной является проблема телесная, то есть того, как подросток выглядит, ну, это хорошо известная всем проблема, связанная, как я уже говорил, с ростом, со вторичными половыми признаками, с состоянием кожи, с целым рядом компонентов, связанных именно с внешним видом. И для младших подростков именно это является определяющим и очень важным компонентов, который, в частности, вносит колоссальный вклад в самооценку; то для подростков более старшего возраста это уже в меньшей степени важно.

Гораздо большее значение приобретает содержательный компонент: успешность или неуспешность в тех или иных сферах деятельности, наличие или отсутствие каких бы то ни было достижений, способность или неспособность выстраивать отношения с конкретной социальной группой, в рамках которой он находится, в рамках которой он пребывает. Отношения становятся все более и более содержательными, все более и более глубокими, но для того, чтобы они становились таковыми, подросткам необходимо все больше и больше взаимодействовать друг с другом.

Поэтому единственный принципиально важный совет, который в этом случае может быть дан родителям: в том случае, если ребенок стремится замкнуться или в минимальной степени взаимодействовать с социальным окружением, ему просто необходимо в этом вопросе помочь. Потому что без социального взаимодействия в подростковом возрасте, пусть даже несколько негативного взаимодействия, ребенок не сможет в дальнейшем выстроить каких бы то ни было гармоничных отношений с миром, гармоничных отношений с социальной реальностью, а самое главное – гармоничных отношений с собой. Потому что процесс взросления в подростковом возрасте в конечном счете направлен для любого подростка именно вовнутрь, именно на то, чтобы выстроить свою внутреннюю структуру, на то чтобы выстроить свое собственное самосознание, на то чтобы в конечном счете стать собой.

Комментарии к видео на

  •  
    Slen85 28 июня 2011, 6:05

    Познавательное видео. Стоящее.

  •  
    AntonRamm 3 мая 2011, 16:43

    Интересно.