Планирование семьи

Психотерапевтическая методика против наркомании

 
 


Специалисты психотерапевтической педагогики пришли к выводу, что за пристрастие детей к алкоголю, табакокурению и наркотикам в большей степени несет ответственность школа, нежели родители, потому что члены семьи не обладают той методикой, которая может вызвать внутреннее противодействие у ребенка к пагубной привычке. В то же время такая профилактическая методика разработана и опробована в некоторых школах. О ней рассказывает психопедагог Александр Александрович Табидзе.

Причина возникновения пагубных привычек у детей  

В настоящее время возникла достаточно серьезная социальная проблема – это подверженности молодежи влиянию наркотиков и алкоголя и табакокурению. И я как представитель группы ученых, которые занимаются психотерапевтической педагогикой и изучают этот вопрос, пришли к выводу, что ответственность за состояние молодежи все-таки несет больше школа, чем родители. Конечно, родители воспитывают детей, они пытаются им передать свои лучшие качества, но они не владеют той методикой, которая необходима для того, чтобы вызвать противодействие, внутреннее противодействие у школьников к этой пагубной привычке.

И фактически мы выяснили, что основной причиной возникновения этой пагубной привычки является неразвитая эмоциональная сфера детей. Потому что, как и взрослые, так и дети тянутся к удовольствиям, но самое элементарное, самое простое удовольствие – это эрзац-удовольствие. Они не имеют тех удовольствий, не обучены получать те удовольствия, которые их возвышают, которые их воспитывают. И тяга к простым удовольствиям становится гораздо сильнее.

И чтобы преодолеть эту тягу, необходимы определенные занятия по системе, именно не педагогической системе, а по системе психотерапевтической педагогики, которая развивает эмоциональную сферу школьника. И потом с помощью уже развитой эмоциональной сферы школьника он начинает получать удовольствия от всех проявлений жизни и уже внутренне осознавать, что те удовольствия, которые он может получить от наркотиков и табакокурения, они гораздо ниже.

Суть профилактической методики  

Это можно сравнить с тем, что как бы у школьников переводится восприятие мира с черно-белого на цветное. И поэтому этими средствами запретительными очень трудно преодолеть те привычки, которые могут возникнуть у школьников. Это целая система, система профилактическая. Известно в медицине, что проще сделать прививку, чем потом очень долго лечиться.

То есть медицина есть профилактическая, и есть медицина лечебная. Лечебная медицина – это уже когда факт совершился, а профилактическая – это, к примеру, если человек делает прививку от кори, от тифа, от оспы. Все, факт не может совершиться, точно так же, по определенной системе человек, именно школьник, приобретает психологическую прививку от табакокурения и наркотиков.

У нас есть опыт этой работы, многие школьники уже прошли эти занятия и не имеют этой пагубной привычки. Если кому необходим этот опыт, то могут обратиться к нам и мы можем передать этот большой опыт. Имеются и учебники, и методические пособия для учителей и даже некоторые видеоуроки. То есть двумя словами, формируется психологическая прививка. А эту прививку могут делать только обученные учителя, родители не знают этой методики, и поэтому, конечно, возможности у них гораздо меньше, чем у школы.

Отсюда вытекает, что все-таки основную ответственность за состояние этого вопроса должна нести школа. По этой методике проводили занятия в нескольких школах города Томска, и были получены положительные результаты. Широкомасштабных внедрений этой методики в настоящее время пока нет, поскольку для этого необходимо подготовить учителей. Для того, чтобы преподавать математику, необходимо обучить учителя этому предмету, для того, чтобы преподавать предмет, который позволяет противодействовать возникновению этой привычки, тоже необходимо обучать учителей этому предмету.

Если человек следует этой системе, то тогда получается положительный эффект. Для этого нужны не большие средства, гораздо меньшие, чем те средства, которые направлены на диагностику в настоящее время, на преследование, на правоохранительные действия. Необходимо заняться всерьез именно обучением педагогов и использовать эту методику в школах. И мы считаем, то есть это наше мнение, что этот вопрос можно решить с психологической точки зрения.