Планирование семьи

Возрастные особенности школьного возраста

 
 


Когда ребенок идет в школу, начинает осваивать новое социальное пространство, знакомится с новыми людьми – он переходит на новую стадию развития, стадию мастерства. Потом будут еще стадия восстановления и стадия реорганизации – тоже очень важные этапы в формировании личности. Роль родителей в этот период – не мешать ребенку вырабатывать свою позицию, но быть всегда готовыми оказать ему моральную поддержку. Подробно об особенностях школьного возраста рассказывает психотерапевт Елена Борисовна Марчевская.

Стадия мастерства – от 6 до 13 лет  

Когда ребенок проходит стадию от 3 до 6 лет, он идет на стадию мастерства. Это возраст, когда мы идем в школу, когда мы осваиваем новое социальное пространство, когда мы знакомимся с новыми людьми, когда нам важно уже не просто быть и получать за это признание, а нам важно уже уметь что-то делать. Постепенно в этом возрасте мы накапливаем свой собственный багаж ценностей, мы определяем для себя, что для нас важно, что для нас ценно. В этот момент мы как будто формируем своего внутреннего родителя, того родителя, на ценности, на мораль которого мы будем опираться в дальнейшем.

Здесь ребенок может войти в такой бунт, когда он может отвергать мораль, ценности родителей, но отвергать не для того чтобы отвергнуть родителя, а для того чтобы понять, как его ценности, как его мораль отличаются от родительских. То есть здесь ребенку важно уже не просто иметь свои потребности и свое пространство, а здесь уже важно начать вырабатывать свои собственные философские основы бытия, как ни громко это звучит. Здесь нам очень важно научиться жить, как существо своего пола, то есть мы продолжаем это развитие, которое было начато на прошлой стадии.

Нам здесь очень важен круг мальчиков или девочек, у которых мы будем учиться, как надо общаться, какие профессии позволительны для мальчиков, какие для девочек, какие занятия позволительны для мальчиков и девочек, как себя мальчики и девочки этого возраста ведут. То есть мы здесь осваиваем новое социальное пространство, новое социальное окружение, мы переходим на стадию мастерства, и мастерство это связано с тем, что мы начинаем еще больше доверять себе.

Особенно когда наши родители говорят нам: «Я вижу, как ты отличаешься, я вижу, как тебе хочется все сделать своим собственным способом, и это здорово. При этом, если ты это делаешь своим собственным способом, ты всегда можешь рассчитывать на мою поддержку». Очень важно, чтобы родители не забывали о том, что каким бы самостоятельным ни казался ребенок, особенно на протяжении первых 6-7 лет жизни, даже чуть позже, в подростковом возрасте, ему все равно нужна родительская поддержка именно как опора, как отражение и, конечно же, как забота.

Когда мы вспоминаем эту стадию во взрослом возрасте? Когда мы начинаем прислушиваться к себе и понимаем, что те основы жизни, которые нас поддерживали, больше для нас не работают. И нам хочется начать изучать что-то новое, нам хочется увидеть себя с другой стороны. И в этот момент мы также вспоминаем вот эту стадию мастерства от 6 до 12 лет.

Поэтому, если вдруг вы увидите, что вы действительно сейчас находитесь на этой стадии, что вы пересматриваете свои основы жизни, вы пересматриваете ценности, которые вас питали до сего времени, вам нужно присмотреться к себе, прислушаться и понять те новые моральные суждения, те новые основы жизни, которые вы сейчас закладываете. Для чего они вам нужны, как вы хотите, чтобы они вас поддерживали? Или этот вопрос можно задать себе по-другому: как вы хотите себя поддержать сейчас? Что вам нужно, какая опора вам сейчас необходима? И опять, дайте себе время, чтобы ответить на эти вопросы, и потом уже идти дальше.

Стадия восстановления – от 13 до 18 лет  

Следующая стадия – стадия восстановления. Это возраст от 13 до 18 лет. Это подростковый возраст, который считается самым-самым трудным. Наверное, он трудный именно потому, что подросток, он уже не ребенок, но еще не взрослый, он как будто бы мечется между этими двумя мирами. В этот момент он себя чувствует крайне неустойчиво, и родительская поддержка, сила, родительская забота, любовь ему крайне необходимы.

В этот период наше сексуальное развитие идет наиболее бурно, и вместе с ним мы развиваемся эмоционально. Мы озабочены другими людьми как сексуальными существами, мы начинаем думать о себе, насколько мы сексуально привлекательны, насколько мы энергичны. И это тот возраст, когда начинают формироваться первые связи, это возраст первой любви, первых отношений, первых разочарований. Часто говорят, что первая любовь не бывает на всю жизнь, может быть, потому что мы еще в этом возрасте не настолько сильны, и не настолько крепки наши душевные, духовные основы, чтобы мы могли пойти в отношениях и провести их через всю жизнь. Это возраст, в котором мы пробуем, мы осваиваем новую область жизни, мы как будто бы немножечко заглядываем во взрослую жизнь и пробуем жить по-взрослому.

Но вместе с этим, как вы понимаете, это возраст определения, профессионального определения, и здесь очень важно поддержать себя и получить поддержку родительскую, для того что продвигаться дальше, узнавать свои интересы, исследовать их. И если выбираем профессию определенную, может быть, позволить себе сделать выбор на сейчас. Родители, как правило, хотят от детей, чтобы они выбрали какую-то одну профессию раз и навсегда. Если такое случается, это здорово, можно сказать, что ребенку сразу же с первого раза удалось попасть в яблочко, получить свое призвание, найти ту профессию, которая станет для неги и хобби, и профессией одновременно.

К сожалению, это удается не в всем. Поэтому, принимая это решение, нам очень важно опираться и на родительский опыт, и в то же время доверять себе. Сделать один шаг за один раз: сейчас я принимаю вот это решение, что будет дальше, я не знаю, но пока я иду сюда, я выбираю вот эти отношения, я выбираю вот эту профессию. И я формирую свою философию, моя жизнь на данном этапе представляется для меня вот такой-то. Например, я буду жить счастливо, я буду иметь троих детей, я знаю, какие отношения мне нужны с моими сверстниками, я знаю, что я хочу иметь таких друзей, которые бы меня поддерживали, и которых буду поддерживать я.

Также я знаю, что этот мир абсолютно безопасен, и в этом мире я могу развиваться каждый раз, когда захочу, я могу получить для себя ту необходимую поддержку и заботу, которая мне нужна на данный момент. Все эти убеждения, они, как правило, ложатся в философскую основу жизни, но эта философская основа, которая формируется у нас в возрасте от 13 до 18 лет, потом будет неоднократно пересматриваться. И это тоже нормально.

Когда в более позднем возрасте мы заметим, что наши друзья, наши близкие как будто бы перестали нас устраивать, то прежде чем предъявлять им претензии и стараться их переделать, подумайте о том, что изменилось в вас, как изменились ваши убеждения, как изменилась ваша философская основа, что вы хотите для себя, что вам нужно еще узнать об этом мире, что вам нужно еще узнать о себе.

Стадия реорганизации – от 19 лет  

Выработав какие-то свои новые философские основы, новые убеждения, вы переходите на новую ступеньку своего развития. И в этот момент, в каком бы возрасте этот переход ни состоялся, так или иначе он вам напомнит возраст около 19 лет, когда мы переходим на стадию реорганизации. Это очень интересный возраст, примерно 19-20 лет, заканчивается подростковый, «тиновский» период, и наступает возраст ранней взрослости.

По идее, когда мы уже приблизились к 19 годам, ничего нового в нашу личность уже добавлено не будет. Развиваясь дальше, мы будем так или иначе проходить те этапы, те ступеньки, которые мы уже прошли, и так или иначе сталкиваться со своим детским опытом. И вместе с этим, казалось бы, став уже практически взрослым человеком, мы можем почувствовать себя, словно младенец, как будто бы мы оказались очень беззащитными, очень чувствительными. И в этот период, период кризиса, нам так же будет очень важна поддержка и забота кого-то из близких.

Нам очень важно здесь с заботой и вниманием отнестись к себе, потому что проходя через кризис мы будем немножечко напоминать себе тех самых младенцев, которые нуждаются в принятии и заботе, которые нуждаются в отклике на себя просто на таких, какие они есть. И здесь нам очень важно будет принять себя такими, какие мы есть, увидеть свои несовершенства и тоже отнестись к ним с заботой и любовью.