Планирование семьи

Психологическая подготовка к рождению ребенка

 
 


Несомненно, что психологическое состояние родителей влияет на восприятие малышом окружающего мира. И молодым маме и папе необходимо это осознавать, чтобы наилучшим образом передавать ребенку правильное знание о том, что его окружает. Взгляд на мир глазами новорожденного нам открывает доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Почему в одной семье бывают такие разные дети?  

Мысли, представления, переживания о том, что у нас тоже будут дети, появляются, конечно же, еще в раннем детстве, и на протяжении всей жизни меняются, трансформируются и уже создают определенный образ ребенка, своего будущего ребенка и у молодых мужчин, и у молодых женщин. В этом плане дети появляются сначала в нашем представлении, и они появляются там еще тогда, когда мы не готовы к тому, чтобы они появились здесь реально. Но все равно эти мысли, чувства и переживания у нас есть, образы у нас есть. Вот они и подготавливают тот мир, в который придет ребенок.

Вот здесь можно прямо сразу дать ответ на один вопрос, который часто задают люди: почему в одной и той же семье бывают такие разные дети, ведь у них одни и те же родители? Ну и психологи сейчас отвечают однозначно: ничего подобного, у них совершенно разные родители, и у них совершенно разная семья. У первого ребенка были родители, у которых еще не было детей и которые ожидали его вот с одними представлениями, готовились одним способом. У второго ребенка – родители, у которых уже есть первый ребенок, которые по этому поводу много знают, у них совершенно теперь другая история жизни, другая жизненная ситуация. У разных детей в семье не одни и те же родители, а совершенно разные родители, поэтому дети получаются разными. И вот это нам очень хорошо доказывает, что особенности развития ребенка связаны с тем, как к этому готовы родители. И вот это вторая часть перинатальной психологии.

Как психологическое состояние родителей влияет на развитие будущего ребенка?  

Поскольку ребенок у нас развивается внутри родительского мира, сначала внутри физического мира (еще пока он не родился), потом внутри психологического мира, ну и физического тоже в том числе, то мы не можем что-то делать только с ребенком. Мы всегда должны воздействовать на эту систему «ребенок – родители». И в перинатальной психологии такой единицей, как это говорят в науке, единицей анализа, единицей практического воздействия является вот эта система. Первоначально это система «мать-дитя», поскольку ребенок физически и психически существует внутри мамы. Конечно, мы не говорим о том вовсе даже, что папы тут не существует и других людей не существует. Они существуют, но специфическим образом, через восприятие мамы. И папа сам по себе, несмотря на то что он дал свой генетический материал, ну и сейчас и психология, и другие науки занимаются не только психическими и физическими вот такими влияниями, но и энергетическими, и нам много интересного открывается в последнее время.

Энергетика тоже есть определенная у мамы и у папы, и они это приносят в развитие ребенка. Но тем не менее это все от папы помещено внутрь мамы. Он это предоставляет ей, отдает, и все зависит от того, что она с этим делает, как она и эти физические составляющие, и эту энергию преобразует и передает ребенку. То есть до тех пор, пока ребенок не родился, и даже в родах, когда он родился, у нас главная фигура около него – это мама, и через нее он на протяжении достаточно длительного времени познает мир так, как это познает мама, только постепенно папа становится самостоятельной фигурой, и другие люди в жизни человека.

Но как показывают исследования психологические, по крайней мере до 3 лет материнский фактор является решающим. То есть мама, ее восприятие, ее отношение определяют, как будет воспринимать мир ребенок. Соответственно, мы понимаем, что с одним ребенком самим по себе мы ничего сделать не можем. Поэтому мама, папа и другое окружение, но в первую очередь они и являются тем материалом, если можно так выразиться, с которым работает психолог, работающий в области перинатальной психологии.

Как перинатальный психолог работает с будущими родителями?  

Сейчас таких психологов уже принято называть перинатальными психологами, мне не очень нравится это словосочетание, но оно так укоренилось. Почему не очень нравится? Потому что если так называть этого психолога, то очень сужается область его и знаний, и практики. А на самом деле ведь ему приходится работать с мамой, не только как с мамой, но и как с человеком, и со всей историей ее жизни; с папой, не только как с папой, но и как с мужчиной, как с мужем, как с социальным представителем; и с бабушкой, и с дедушкой, и со всем опытом этих людей, и с их супружескими отношениями тоже.

То есть это психолог, который должен иметь системное образование в плане психологии раннего развития, обязательно в плане эволюционной психологии, потому что все, что происходит с ребенком до рождения, в родах и сразу после рождения, там очень много биологических процессов, созданных эволюцией, и не знать их и не учитывать – значит, сделать большую ошибку и не использовать имеющиеся там возможности и механизмы. Затем этот психолог должен быть очень хорошо ориентирован в психологии личности, в гендерной психологии, то есть психологии мужской и женской, в психологии семейной и даже в психологии старения в том числе, потому что бабушки и дедушки у нас, оказывается, играют очень большую роль во всем этом периоде.

То есть здесь комплексное должно быть образование у психолога, это психолог так называемого широкого профиля с узкой специализацией в области развития самого ребенка. И таким образом, все взаимодействие происходит с мамой, и с обоими родителями, и с семьей в целом. Тогда в чем состоит задача такого психолога? Она состоит в том, чтобы так подготовить родителей и так им помочь на этом этапе их жизни, чтобы они смогли все сделать, что надо для ребенка. Это очень важная такая задача, потому что сам психолог ничего для ребенка не делает и не может ничего сделать. А он делает с родителями что-то, работает с ними, и тогда у них формируется правильная мотивация, понимание того, что правильная мотивация родителей, это понимание того, зачем дети рождаются на Земле и что для них должны делать родители, как этот вообще процесс организуется. Затем, конечно же, их правильные образы и представления о том, что такое ребенок, как с ним надо взаимодействовать, как он развивается, какие у него сейчас задачи, что мы можем для него сделать. Это родительская компетентность, которую мы и формируем.

Существует ли родительский инстинкт?  

Затем, конечно же, это эмоциональное отношение к детям. Тут существует огромное количество мифов. В частности, считается, что есть материнский инстинкт, отцовский инстинкт, они должны сами откуда-то взяться. Можно тут некую печальную истину открыть нашим слушателям и зрителям: никаких инстинктов таких нету, есть некоторые врожденные основания для того, чтобы эти чувства и умения появились, но сами по себе эти чувства к детям и понимание детей, умение что-то с ними делать, образуется в течение жизни и в очень сильной степени зависит от того, какой опыт получили сами родители детский со своими собственными родителями, с мамами и с папами. Оттуда образуется, как мы ребенка принимаем, какие чувства мы к нему имеем и как мы умеем это делать.

Поэтому при подготовке родителей вот эта часть тоже очень большая, их собственный детский опыт, что они оттуда вынесли, надо ли его менять, надо ли его как-то трансформировать для того, чтобы они были готовы к появлению детей. Кроме того, у родителей должны быть конкретные знания и умения. Маленький ребенок, особенно новорожденный, это не совсем то, что ребенок в 3 месяца, в 6 месяцев, в год и в 3 года. Он выглядит не так, у него движения другие, у него потребности свои. И с этим надо уметь что-то делать, надо уметь его брать в руки, надо уметь правильно прикасаться, надо уметь правильно переворачивать, надо уметь кормить, надо уметь за ним ухаживать.

И это тоже очень большая часть, которой должны владеть родители, причем в этой части есть тоже одна особенность. Ведь наш ребенок, который пришел в жизнь, – это же будущий человек, то есть он уже человек, это будущий взрослый человек, скажем так, правильно. И он станет тоже в свою очередь родителем. И когда к нему прикасается мама, даже самые первые прикосновения, он это воспринимает особым образом.

Давайте представим такую простую ситуацию: что надо сделать с ребенком, когда он только что родился? Его надо покормить, его надо подмыть, он писается, какается, ему надо обработать покровы тела, у него там есть еще пупочная ранка, которую тоже надо обработать, у него есть складочки, у него есть в общем масса всяких очень интересных штучек на его теле. И у мамы есть задача все это привести в порядок, чтобы все это было хорошо, правильно и так далее, и покормить, естественно. Собственно говоря, для этого она к нему и прикасается.

Как телесный контакт с малышом помогает ему воспринимать окружающий мир?  

Теперь давайте попробуем представить себя на месте новорожденного ребенка. Есть ли у этого ребенка такая задача, и что он вообще знает о своей пупочной ранке, о своих складочках, о своей попке и всех остальных частях тела? Он только знает, что он это ощущает, а что надо это обрабатывать или там что-то делать, надо что-то переворачивать, вот это все не его история. А его история состоит в том, что сейчас он почувствует, что будет происходить. Вот сейчас приходит тот самый мир, которого не было несколько минут назад, который прикасается к моему телу, который что-то с этим делает, и меняются мои ощущения. То есть задача ребенка в любом вот в этом акте контакта с мамой – это восприятие мира, восприятие мамы, восприятие себя.

И вот если мы так к этому относимся, то тогда все эти манипуляции с ребенком перестают быть техническими манипуляциями, это трансляция знаний о мире, отношения нашего и того, что будет знать ребенок о самом себе. И, конечно, это должны быть не просто действия, вот как с неживым предметом, а как с живым существом, у которого к этому формируется разное отношение. Ну и видно, что у нас сидят эти очаровательные пупсы, конечно, мы их используем для занятий с родителями, однако, объясняем родителям, что всему научиться невозможно на этой маленькой модели, потому что существо-то неживое, и тело не такое. И когда мы берем в руки куклу, какая бы она ни была похожая на младенца, наши руки берут неживой предмет, наши пальцы по-другому работают, и у нас нет к этому специального отношения.

А тело ребенка живое, оно все это ощущает, поэтому как бы родители ни натренировались на вот этих тренажерчиках, когда появляется живой ребенок, все меняется, и тут встают новые задачи. Люди, у которых был опыт взаимодействия с маленькими детьми, им значительно легче, их руки знают, что это, и глаза знают, что это. Поэтому вот очень важная задача психологов – правильно это объяснить, правильно сформировать все эти родительские навыки.

Комментарии к видео на

  •  
    Bukovynski 22 февраля 2012, 0:23

    Спасибо за Вашу работу! Вы дарите людям понимание многих важных вещей и процессов в нашей жизни!