Планирование семьи

Влияние социальных факторов на пол ребенка

 
 


Мальчики в своем социальном развитии должны вновь преодолевать барьеры, теперь уже психологического характера, как они преодолевали биологические препятствия на этапе формирования пола в первые недели внутриутробного развития. У девочек же и тут не возникает никаких преград к формированию полоролевого поведения. Однако и те, и другие в определенное время достигают пубертатного периода, который можно назвать биологическим экзаменом на половую зрелость. О том, как влияют социальные факторы на половое, психосексуальное развитие ребенка, рассказывает врач-психиатр, психотерапевт Лев Олегович Пережогин.

Как возникают барьеры, мешающие реализации мужского стереотипа поведения?  

Представьте, как мы относимся к мальчику, как мы относимся к девочке. Представьте себе, какой должен быть мальчик. Все точно знают: мальчик должен быть смелый, мальчик должен быть умный, мальчик должен быть сильный, он должен быть защитником для слабых, и в особенности для девочек, он должен не бояться трудностей, он должен и подраться, и гвоздь забить, а если необходимо, то и подвиг совершить. Вот представьте, как мы воспитываем малыша. Мы всегда говорим мальчику то, как должно быть. Мы декларируем ему основные правила мужского поведения: ты должен быть сильным, ты должен быть смелым, ты должен быть решительным.

Но стоит малышу выйти на прогулку во двор и встретить, предположим, хулигана, который обижает девочку или ломает дерево, и подраться, и прийти домой, простите, с фингалом и с грязными штанами, что обычно он слышит в ответ от своей мамы? И тут мальчик сталкивается с тем, что он должен быть сильным и смелым, но ни в коем случае не должен драться. Он получает в ответ на свой фингал вместо признания, какой он герой, обычно банальную фразу: «Мы завтра в гости идем, а ты у меня с фингалом. Я только что вчера постирала тебе эти брюки, а сегодня она грязные! Зачем ты притащил домой лягушку?»

Мы помним, что мужчина должен быть смелый, сильный, добрый, но если мальчик притаскивает домой одного за другим грязных котят, а их мама по-прежнему выставляет за дверь, если мальчику запрещают дружить с другими ребятами только потому, что у них разорванные штаны, мы получаем стычку между декларируемыми и реально претворяемыми в жизнь воспитательными моментами. Будь, пожалуйста, сильный и смелый – но не дерись. Будь, пожалуйста, умный – но не смей, пожалуйста, таскать рваные книжки. Будь, пожалуйста, любознательный – выброси эту гадость, совсем не надо таскать домой червяков.

Мальчик и в своем социальном развитии, и в своем воспитании вынужден преодолевать социальные барьеры, как прежде он преодолевал барьеры биологические. И именно эта проблема воспитания очень часто является на этом этапе уже не биологическим, а психологическим новообразованием, мешающим ему реализовать свой мужской стереотип поведения. Очень часто женщины жалуются: «Что нынче пошли за мужчины?! Они не умеют вбить гвоздь, они совершенно не мужественны, Боже мой, они так же пользуются помадой, как и женщины». Но женщины постоянно забывают, что именно подобных мужчин они сами растят из своих сыновей.

Давайте представим себе картину противоположную. Если в семье родилась девочка, ведь девочка должна быть умной, девочка должны быть красивой, девочка должны быть ласковой, девочка должна помогать маме и бабушке стряпать пирожки и шить. Представьте себе маленькую девочку, которая подошла к бабушке: «Бабушка, а можно я попробую вместе с тобой лепить пирожки?». Неужели найдется такая бабушка, которая скажет вам: «Нет, нет, отойди и не мешай, я сама буду лепить пирожки». Так не скажет ни одна бабушка. А теперь представьте себе сверстника, мальчика, который подошел к дедушке: «Дедушка, можно я помогу тебе колоть дрова?». Если найдется такой мужественный дедушка, который позволит своему маленькому внуку взять в руки топор, то на всякого подобного мужественного дедушку найдется бдительная бабушка, которая немедленно этот топор отнимет.

Представьте себе маленькую девочку, которая подошла к своей маме и попросила разрешения померить ее туфли. Разве она встретит отказ? «Какая ты молодец! Какая ты умница, красавица, модница растешь!», – вот что обязательно скажет ей мама. А теперь представьте, если мальчишка подошел к папе и попросил затянуться сигаретой. И сразу же получается, что ни в коем случае курить мальчик не должен. Но мальчик ведь ориентируется на мужской стереотип, может быть, он и не самый лучший для подражания, но такой стереотип сложился в культуре, и поэтому он требует своего определенного приобщения к мужскому стереотипу, который господствует в его стране.

Биологический экзамен на половую зрелость  

К сожалению, в европейской культуре, а в российской культуре в частности, на сегодняшний день практически утрачены те обряды, которые некогда делали маленького мальчика юношей, а юношу – взрослым мужчиной. То, что мы утратили, было очень хорошо развито у наших предков, живших на уровне первобытно-общинного строя, и на сегодняшний день в некоторых племенах, которые живут в Африке, в Австралии, в Латинской Америке, эти обряды существуют. Мы называем их обрядами инициации, когда будущий мужчина должен был сдать экзамен на свою собственную мужественность. И к этому экзамену, как правило, он достаточно серьезно готовился. Этот экзамен был не формальностью, а вполне реальным испытанием, которое можно было пройти и которое можно было с треском провалить. На сегодняшний день те социальные институты, внутри которых мы живем, не дают аналогичного экзамена. Первое причастие, которое еще осталось в некоторых странах Западной Европы и Америки, уже совсем не то же самое, что первый обряд посвящения в воины. А экзамен на аттестат зрелости, который мы сдаем по окончании средней школы, совсем уж уравнивает мальчиков и девочек, ведь экзамен они сдают один и тот же.

Таким образом, в результате воспитания, в результате тех биологических предиспозитов, которые мы имели в ходе внутриутробного развития, мы получаем исходно тот объект, который будет вступать в завершающую фазу своего психосексуального развития. Это будущая девушка или будущий юноша, стоящий на пороге периода пубертата – периода достижения половой зрелости. И у девушек, и у юношей период пубертата редко протекает гладко, ибо период пубертата – это и есть тот биологический экзамен, который нужно сдавать, для того чтобы считаться и становиться зрелым мужчиной или зрелой женщиной. В ходе периода пубертата происходит развитие самого главного признака, самой главной характеристики, которая, собственно, и обусловливает половое различие – полового влечения к противоположному полу. Он проходит в 4 этапа.

Развитие платонического влечения к противоположному полу  

На первом этапе принято говорить о так называемой межполовой дистинкции. На этапе межполовой дистинкции 2 противоположных пола становятся враждующими друг по отношению к другу. Мальчики терпеть не могут девочек, потому что девочки – ябеды и плаксы, это тот, кто постоянно жалуется на них учителю, воспитателю или родителю, это тот, кто только и умеет делать, что заниматься уборкой, играть в глупые куклы, читать глупые девчачьи книжки и повязывать нелепые девчачьи бантики. Никакого уважения к противоположному полу на этот период нет. Мальчишки дразнят девчонок, обзываются, а при случае колотят.

То же самое происходит и с девчачьей стороны: что может быть хорошего в этих невежественных, грубых, злых, грязных, драчливых, противных мальчишках, которые только и думают о том, как поиграть в солдатики или в войну, погонять на велосипеде или подраться, помучить кошек да и досадить нам, девчонкам? В один прекрасный момент подобная ситуация разительно сменяется с точностью до наоборот. Вдруг вместо камушков и резинок между отдельными партами внутри класса начинают летать любовные записочки. Класс преображается, это знает любой учитель, когда дети вдруг возвращаются после летних школьных каникул, они становятся совершенно другими.

И вот уже Маша распахнутыми глазами смотрит на Сашу, а Саша не сможет свести также с нее глаз. Куда делось противоборство, куда делась ненависть, куда делось желание друг другу досадить и насолить? Нет, они сегодня влюблены, но влюблены, правда, еще не совсем так, как влюбляются более старшие юноши или девушки. Мы называем это платоническим этапом полового влечения, платоническим этапом развития, когда будущий партнер идеализируется. Все, что касается его недостатков, которые прежде столь очевидно бросались в глаза или даже утрировались, на сегодняшний день полностью исчезает из поля зрения. Он становится идеальным, он становится восхитительным, он становится лучшим. Это период именно духовного контакта между представителями разных полов. Они наконец понимают, что они нужны друг другу, и что одиночество несвойственно человеческому организму. У каждого человека обязательно должна быть своя половинка. И в этот момент кажется, куда ни глянь – везде эти половинки. Какую хочешь, такая и станет идеально твоей, все подходят, как ключик к замку.

Осознание эротической привлекательности  

На следующем этапе происходит осознание эротической привлекательности друг друга. Тогда на смену записочкам, на смену признаниям пылким в любви и ношению портфелей идут поцелуи, идут объятия, идут танцы, идут вечера, проведенные вместе, вдвоем, романтически под гитару. Это период, когда будущие мужчина и женщина знакомятся с комплексом тактильных ощущений при контакте друг с другом. Они, с одной стороны, исследуют собственное тело и понимают, как оно откликается на прикосновения, а с другой стороны, они исследуют тело будущего партнера и понимают, какие участки, какие точки являются для них наиболее притягательными.

За счет чего реализуется межполовой контакт на этапе сексуального развития?  

И только третий этап, этап сексуального развития, обуславливает межполовой контакт, который, собственно говоря, мы и называем коитусом, половым актом. Возникает еще одна важная деталь, на которой необходимо остановиться. Наверное, первый раз в ходе полового развития мы сталкиваемся с периодом, когда мальчики в чем-то обгоняют девочек. Это связано с тем фактом, что всякая эякуляция, случившаяся у юноши, обязательно сопровождается оргастическими переживаниями. И поэтому мальчик начинает понимать, что оптимальной формой для осуществления эякуляции является половое сношение. Таким образом внутри полового мужского влечения фиксируется необходимость к половому взаимодействию с женщиной.

У девочек подобный механизм, как правило, не реализуется, потому что большая часть женского оргастического переживания носит не биологический, физиологический, а именно психологический, личностный характер. Женщина оценивает своего партнера целиком, и поэтому для полноценного переживания оргазма ей необходимо и духовное, и телесное, и уже плотское единство с партнером. Именно поэтому у мужчины формируется стойкое желание к совершению половых актов, а у женщины, как правило, такое стойкое желание не формируется сразу, а формируется только с началом регулярной половой жизни. Именно поэтому столь важно для женщины, чтобы процесс ее посвящения, чтобы процесс ее взаимодействия с мужчиной носил наиболее деликатный, наиболее тонкий, очень чувственный, очень наполненный романтикой характер. Тогда это, взаимно дополняя друг друга, формирует гармоничную женскую сексуальность.

Таким образом, мы с вами осветили характер, что происходит на этапе развития сначала биологическом, а потом социальном, по мере взросления человека и превращения эмбриона в плод, плода в новорожденную девочку или новорожденного мальчика, во взрослых юношу и девушку, а в дальнейшем в мужчину и женщину. И мы должны констатировать, что процессы нарушения репродуктивного развития, вполне понятно, что более свойственны мужскому полу, так как мужской пол преодолевает очень много биологических и социальных препятствий для того, чтобы реализоваться в своей окончательной мужской половой функции. Для женского пола таких препятствий природой и социумом практически не предусмотрено.

Второй очень важной деталью является то, что социально то или иное экспериментальное половое поведение мужчины, в общем-то, по сути дела, является ожидаемым и немножечко допустимым. К тем или иным половым странностям, проявляемым мужчиной, отношение в обществе значительно более толерантно, чем по отношению к подобному же поведению у женщины. Общество дает мужчине право на эксперимент. Вспомните, как называют мужчину, ведущего беспорядочную половую жизнь? Ну, обычно это такие полуругательства, полубравада, полупрозвища, когда о нем говорят, что она бабник, что он большой любитель к вольной жизни, что он любитель женщин, Это даже возвышает в определенной мере мужчину в собственных глазах, когда о нем следуют такие отзывы. Ну, я не буду цитировать, как называют женщин, которые являются большими любителями мужчин, потому что большинство подобных слов не очень-то приличны, и их не принято произносить вслух в аудитории.

Рекомендации по сохранению репродуктивного здоровья  

Насколько будет сохранным репродуктивное здоровье будущего поколения, сегодня должны заботиться мы, нынешние взрослые. И мы должны обязательно учитывать особенности развития мужской и женской сексуальности при воспитании наших собственных детей. Мальчик должен получить в семье режим наибольшего благоприятствования. Этот режим наибольшего благоприятствования должен исходить, в первую очередь, от папы. Мальчик должен находиться подле папы, он должен видеть в папе тот самый пример маскулинного поведения, он должен перенимать основные мужские привычки и навыки от банального способа мочиться стоя, до того, как правильно держать в руках молоток или пилу. Папа должен грамотно расставлять все точки над i во всех спорах, которые случаются внутри юной души будущего мужчины. Он должен объяснить ему, почему в одних случаях необходимо драться, а в других случаях это делать совершенно не обязательно, к каких случаях необходимо дарить женщинам цветы, а в каких случаях эти цветы необходимо просто приберечь для более удобного случая.

То же самое можно сказать и о воспитании девочки. Девочке в семье также должно уделяться особое внимание, должен делаться акцент на ее женственности, на ее особенности поведения как будущей хозяйки, как будущей, может быть, не главы семьи, но уж по крайней мере стержня этой семьи, на котором зиждется семейное благополучие, мудрого и точного направителя своего будущего партнера, мужчины. Женщина должна становится и красивой, и привлекательной, должна не бояться бытовых трудностей, должна понимать, какая на ней лежит ответственность по воспроизводству будущих поколений. Все это рождается в недрах семьи, и не случайно мы говорим, что семейный тип устройства и семейный тип воспитания является базовым и обеспечивает здоровое психическое развитие, в том числе и на психосексуальном уровне.

К сожалению, в современном мире, как в России, так и в других развитых странах, все больше и больше наблюдается тенденция к тому, что мама и папа не живут вместе под одной крышей, что они уделяют воспитанию своих детей строго определенное время в строго определенные дни недели. Что большую роль в воспитании подрастающего поколения играют социальные институты: детские дошкольные учреждения, школа, институты, лицеи. Но, к сожалению, ни один педагог и ни одна воспитательница не заменят для вашего малыша того, кем являются для него его родные папа и мама. Поэтому в заключение нашей беседы мне бы хотелось призвать вас беречь собственную семью, относится с уважением друг к другу, любить друг друга и передавать эту любовь вашим детям. Всего доброго.