Планирование семьи

Ощущения младенца во время купания

 
 


Как ребенок воспринимает первые в своей жизни процедуры купания? Ведь он не знает и не понимает, зачем нужна ему это нужно. С одной стороны, купание будет для него интересно. С другой, оно может напугать малыша. О том, какие ощущения и переживания возникают у младенца во время водных процедур, рассказывает доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Что переживает ребенок во время первого купания?  

Мы очень редко задумываемся над тем, как ребенок переживает купание. Это одна из таких ситуаций, когда он точно не знает, для чего это делается. Это мы с вами считаем, что купать ребенка необходимо для того, чтобы его кожа сохранялась в чистоте, в нужном состоянии. Это нужно и для закалки ребенка, для развития его движений тоже очень полезно. То есть купание с точки зрения ухода и воспитания ребенка – это такая многоцелевая деятельность, сразу очень много разных задач мы при помощи этого решаем.

А для ребенка это просто некая ситуация, в которой он что-то чувствует. Естественно, он ничего не знает ни про то, что кожа должна быть в чистоте, ни про то, что его движения должны развиваться, ни тем более про то, что родители хотят, чтобы он когда-нибудь научился плавать. Но он же чувствует и переживает эту ситуацию.

Давайте с точки зрения ребенка попробуем прокомментировать эту ситуацию, что он чувствует? Во-первых, у каждого ребенка бывает первое купание. Он ничего не помнит о том, что он когда-то сидел в водичке 9 месяцев. Кроме того, жизнь в утробе сильно отличается от жизни в этом мире, у ребенка к моменту первого купания все уже очень сильно изменяется в его представлениях и переживаниях. Поэтому первый контакт с водой он воспринимает, как что-то абсолютно новое для себя.

А вот «новое» имеет два значения. С одной стороны – это интересно, потому что новизна всегда вызывает ориентировочную реакцию, это полезно для мозга, это вызывает положительные эмоции непосредственно как сам новый стимул. С другой стороны, если нового слишком много и новые переживания у ребенка слишком интенсивные, это может его напугать и вызвать у него дискомфорт.

В чем состоит наша задача помимо той пользы, которую приносит купание? Мы хотим, чтобы ребенок еще получил от этого удовольствие. Все мы прекрасно знаем, что практически любое действие по отношению к себе и к другому, которое оно не приносит удовольствия, а вызывает протест и дискомфорт, не будет таким полезным, как бы мы хотели, тем более для ребенка.

Поэтому для него купание – это некая жизненная ситуация, в которой он получает массу впечатлений, и надо, чтобы эти впечатления были положительными, тогда ребенок будет купаться с удовольствием, и вся польза, которая содержится в этом купании, она будет для него, как минимум, стопроцентная, а может быть и больше.

Давайте обратимся опять к первому купанию: какие там конкретные переживания у ребенка? Во-первых, это изменение тяжести: мы очень мало об этом знаем (про ребенка непосредственно). Вы редко встретите в какой-то литературе или где-то в описаниях, в объяснениях, что это может быть для ребенка самым сильным впечатлением, когда тело погружается в воду, изменяется состояние тяжести этого тела, изменяются все ощущения в теле ребенка. Мы очень часто с вами реакцию ребенка – как он напрягает мышцы, сам напрягается, напрягается его лицо – соотносим либо с действием воды (то, что она мокрая), или с температурой воды.

На самом деле в большинстве случаев – это реакция на изменение силы тяжести. У новорожденного ребенка есть рефлекс, который называется рефлекс на потерю опоры или рефлекс Моро (по имени ученого, который этот рефлекс открыл). При уменьшении тяжести – например, если мы ребеночка держим под спинку и достаточно резко опускаем руки – то возникает эффект падения, тяжесть изменяется, как в лифте мы вдруг начинаем это ощущать.

На эту реакцию у ребенка есть врожденный рефлекс. Это безусловный рефлекс на это действие, который является адаптивным и связан с тем, что наши предки когда-то жили на деревьях (то есть этот рефлекс есть и у обезьян), ведь когда-то не было ни кроваток, ни колясок, и мама носила ребенка только на руках в древней саванне и в пещере, и могла заснуть, держа ребенка на руках, и расслабить руки. И вот чтобы ребенок не упал в этот момент, у него как раз и есть этот рефлекс Моро.

При этом у него резко напрягаются все мышцы тела, спинка напрягается, даже голова хорошо держится. Сначала ручки и ножки раскидываются, то есть срабатывают мышцы–разгибатели, это такое резкое движение, а потом сразу резко срабатывают мышцы-сгибатели, чтобы быстро ухватиться обратно за маму. Вот этот рефлекс мы и видим у ребенка в момент, когда мы погружаем его в воду.

На самом деле он реагирует на то, что сейчас изменилась сила тяжести. И это реакция, которая связана с реакцией испуга, страха, она, конечно, дискомфортная. Поэтому в первую очередь, когда мы осуществляем эти первые купания, мы должны позаботиться о том, чтобы у ребенка этот дискомфорт был минимальным. Мы должны его держать так крепенько в руках или на чем-то, чтобы он минимально почувствовал это изменение тяжести. Если мы просто в руках опускаем ребенка в воду, то он скорее всего это чувствует. Поэтому хорошенечко берем двумя руками под попку, и в такой очень плотной позе его опускаем.

Это лучше делать папе, потому что мама тогда будет спереди смотреть на ребенка в таком положении. Можно использовать различные подставки и подушки, которые сейчас можно купить, но тогда ребенок должен очень плотненько на них лежать, и вот это сильное изменение силы тяжести не должно на него действовать. Это один важный момент.

Второй важный момент – это, конечно, сама водная среда, отличная от воздушной, это то, что вода – мокрая. Само по себе это свойство воды для ребенка не имеет большого значения. На воздухе у нас примерно 20 градусов обычно в комнате, а водичка для ребенка – значительно теплее.

Поэтому изменение температуры для него больше имеет значение, чем изменение самой консистенции. Он, кстати, совершенно нормально к этому относится, потому что ребенок знаком с водой как таковой. Его протирают, другие моменты у него бывают соприкосновения с водой. Поэтому здесь, скорее, разница температур будет иметь значение. Если температура достаточно комфортная, мы хорошо ребеночка, аккуратненько положили, то эффект будет для него минимальный, и он совершенно нормально это перенесет.

Как общаться с младенцем во время купания?  

Ребенок, которого мы начинаем купать, уже достаточно хорошо слышит, понимает, чувствует, как к нему обращаются. Поэтому максимально комфортное общение, естественно, лицо мамы, которое ребенок видит. Он достаточно хорошо видит, если мы его держим в правильной позе: то есть мы поддерживаем его под головку, лицо взрослого находится в поле зрения ребенка: от 25 до 40 см – расстояние от лица ребенка, взгляд взрослого направлен на лицо ребенка, тогда ребенок может видеть достаточно хорошо в таком положении.

Какое лицо ему надо видеть, для того чтобы понимать, что сейчас все будет хорошо? Это, естественно, спокойное, расслабленное, улыбающееся лицо мамы, которая при этом еще говорит что-нибудь приятное. А что приятное мы можем говорить ребенку в этот момент? Ведь ему же надо еще и понять ситуацию, которая происходит. Такое общение с ребенком носит название «комментирующая речь»: мама описывает ребенку, рассказывает, что сейчас происходит. Рассказывает о том, что чувствует ребенок, какая водичка, какие впечатления она ему сейчас может доставить и так далее, – просто комментирует саму ситуацию и вот это состояние ребенка.

«Вот смотри, мы тебя опускаем в водичку, водичка тепленькая, она к твоему тельцу прикасается, ручки чувствуют вот это, ножки чувствуют вот это...» и так далее. На такую журчащую, комментирующую речь мамы ребенок реагирует определенной синхронизацией всех своих процессов – и психических, и физиологических. Сердцебиение, дыхание, ритмы головного мозга, движение рук и ног, движение мышц лица, микродвижения, которые тоже можно уловить. Они синхронизируются с этой речью мамы, и он находится в этом спокойном и комфортном состоянии. Это ему очень помогает пережить эти первые акты купания.

Если в это время он получил действительно приятные впечатления, не испугался изменения тяжести, температуры, мама нормально ему все прокомментировала, в это же время очень полезно не просто держать ребенка, а давать ему еще дополнительные тактильные приятные ощущения: поглаживать ручки и ножки мягенькими, массирующими движениями, чтобы он чувствовал руки и папы, и мамы, которые доставляют сейчас ему приятные ощущения. Тогда у него это всё соединится с комфортным состоянием.

Но есть еще один момент: первые купания продолжаются всего несколько минут. Это достаточно короткий период, когда ребенок только успевает адаптироваться, разобраться в своих ощущениях, в том, что он сейчас почувствовал. И очень важно подкрепление, чем это всё закончится. Если весь этот процесс закончится для ребенка чем-то приятным, то у него образуется в течение буквально 2-3 первых раз некое общее впечатление: это происходит вот так, заканчивается вот так.

Как правильно закончить купание?  

Уже в первые недели жизни у детей вырабатываются такие цепочки реакций, которые называются «динамический стереотип». Они очень быстро соединяют одно с другим, у них такая целостность возникает: о, началось, сейчас будет вот это, вот это, вот это, закончится вот так. Очень важно – чем закончится. А мы обычно заботимся о чем? О том, как начать купание, что ребенок будет чувствовать в процессе. А вот что он будет чувствовать потом? Мы решили, что мы его вынули, взяли, и всё хорошо. А для него это тоже последний закрепляющий момент, что же это такое будет.

И если в этот момент он получит удовольствие, то тогда вся цепочка с ее концом будет такая: сейчас делаем вот это, вот это, в конце получаем подкрепление – это интересно! И это подкрепление уже ожидается. Тогда мы делаем что-то такое в конце купания, что действительно будет ребенку приятно. Во-первых, мы его вынимаем из воды на воздух, это опять изменение силы тяжести, ощущений, изменение температуры уж точно. И получается, что при вынимании из воды у ребенка, наверное, самым ярким ощущением является изменение температуры. Тут-то было тепло в водичке, а теперь, считайте, на 14-15 градусов будет холоднее. Этот перепад температуры дает определенную кожную реакцию, изменение сосудистой реакции кожи, изменение тонуса кожи, это ребенок очень сильно чувствует.

Если мы ему в этот момент дадим правильное подкрепление, то тогда это и будет таким завершающим подарком ребенку, который покажет ему, что действительно все очень приятно. Что мы можем сделать? Взять ребенка на руки на тело мамы. Это обычно делают родители в том случае, если они купают ребенка в большой ванне или купаются с ним вместе.

Этот способ действует практически стопроцентно и дает ребенку очень хорошее подкрепление. Его, кстати, использовали очень давно для взрослых людей. Положено было в богатых домах, когда горничная встречает хозяйку, выходящую из ванны или из душа, она ей что подает? Специально подогретый махровый халат. Попробуйте как-нибудь сами после душа или ванны надеть подогретый махровый халат, и вы испытаете очень большое удовольствие.

Что мы делаем с ребенком, чтобы ему было приятно? Когда мы готовимся к купанию, берем махровое полотенце (или сейчас у нас есть хорошие такие пеленочки с капюшончиками махровые) и подогреваем их к тому моменту, как будем вынимать ребенка из воды. Тогда ребенок сразу испытывает комфортное состояние, у него очень приятное впечатление. И завершается весь акт купания вот этим маленьким приятным подарком. Тогда это у нас будет очень приятное для ребенка мероприятие, к которому он будет каждый раз с удовольствием относиться.

Почему дети боятся купаться?  

Здесь еще должен быть один маленький комментарий. Некоторые дети боятся не погружения в воду, а именно вынимания из воды. Это характерно для детей, которые во время родов пережили какие-то неприятности. Нередко это бывает у детей при кесаревом сечении, которые не прошли родовой процесс и не были подготовлены к тому, чтобы сейчас перейти в другую среду. Они иногда очень плачут именно в момент вынимания из воды. И тогда у них это закрепляется как неприятное ощущение, и они дальше уже боятся воды и боятся купания.

Для таких детей лучше уже не ждать того момента, когда они нам проявят свои негативные реакции, связанные с купаниями, а заранее организовать это купание так, с подогретым полотенчиком-пеленочкой, чтобы сразу доставить ему максимум удовольствия. И кроме всего этого постоянно обращать внимание на реакцию ребенка, постоянно с ним разговаривать, смотреть ему в лицо и в глаза, улавливать изменения выражения лица и звуков ребенка, отвечать на это активно. И, конечно, постоянно к ребенку прикасаться. Трогать его ручки, ножки, гладить, объяснять, что вы делаете в этот момент, комментировать свои действия. Вот с психологической точки зрения это основное, что мы делаем в купании.

Комментарии к видео на

  •  
    Татьяна Татьяна 17 сентября 2012, 12:54

    большое спасибо!

  •  
    igorok851 4 июля 2012, 18:30

    Интересно :)