Планирование семьи

Отношения с родителями как основа здоровья ребенка

 
 


Основным условием формирования здоровой психики у ребенка являются нормальные отношения ребенка с родителями. Любящая, заботливая и, что немаловажно, сексуально удовлетворенная мама может дать своему ребенку чувство счастья и создать здоровый эмоциональный фундамент для строения личности. О том, как анализируется эта практика в мировой психологии, рассказывает психоаналитик Екатерина Мордас.

Объектные отношения: я и значимый другой  

Детско-родительские отношения как условия формирования здоровой психики ребенка. Каковы же условия этих отношений? Прежде всего, это любящая мама, заботливая мама, принимающая мама, мама зрелая, которая разобралась со своими внутриличностными конфликтами, ну и, безусловно, что немаловажно, сексуально удовлетворенная мама, поскольку это та женщина, которая может дать ощущение счастья, здоровья, любви своему ребенку.

Мы начнем с идеи Мелани Кляйн – известного аналитика, основателя теории объектных отношений. Мелани Кляйн проговаривала, что отношения ребенка с мамой начинаются, прежде всего, с отношения с ее грудью. То есть первоначально с чем встречается ребенок, придя в реальность? Он встречается с маминой грудью. Мамина грудь олицетворяет собой жизнь, удовольствие, желание, ощущение счастья, полноты, гармонии. Только в последующем процессе развития ребенок научается видеть не только грудь мамы, чувствовать запах, прикосновение к груди мамы, но и различать саму маму, как объект, то есть мама становится значимым объектом. Объектные отношения, это отношения: Я – Другой. Другой, с большой буквы, – это человек, значимый для меня, человек, благодаря которому я развиваюсь, благодаря которому я обретаю свою идентичность и благодаря которому происходит становление моего «Я», моей телесной идентичности, личностной, социальной идентичности.

Вернемся к груди мамы. То есть различает сначала грудь мамы, затем он научается видеть саму маму и уже простраивает с ней отношения. Идея Мелани Кляйн заключается в следующем: в процессе развития в зависимости от того, как ребенок воспринимает грудь – является она хорошей грудью, плохой грудью, соответственно, в дальнейшем он таким же образом воспринимает маму – мама является хорошим объектом, плохим объектом. Хороший объект – удовлетворяющий мои желания, плохой объект – это объект, фрустрирующий желания ребенка. В связи с этим, собственно, формируется внутренний объект, материнский объект, проецированный объект, который в дальнейшем человек проносит через всю свою жизнь.

Кляйн в своих работах выделяла аспект диструкции касательно развития ребенка, она проговаривала, прежде всего, о том, что уже изначально в фантазийном мире ребенок склонен к садистическим наклонностям, к разрушению и разного рода диструкции. И вот в зависимости от того, какой у него формируется внутренний объект, хороший или плохой, он либо справляется, либо не справляется с подобной внутренней диструкцией. То есть если мама удовлетворяла ребенка, и он доволен мамой, соответственно, у него формируется внутренний хороший объект.

Кляйн отмечала, что ребенок рождается со способностью любить, но в зависимости от того, как у него сложились отношения с мамой, у него либо развивается данная способность, либо она не развивается. Если сформирован внутренний плохой объект, по Кляйн, то мы имеем в наличии человека, который склонен к зависти, к ревности и жадности. Если сформирован хороший внутренний объект, то есть в данном случае ребенок прожил, справился с деструктивными переживаниями, внутренними, направленными на родителей, на самого себя, – у него формируется чувство благодарности и чувство любви. Поэтому, если человек, в принципе, способен быть благодарным, соответственно, с этим человеком можно иметь дело, человек способен к любви. Если человек не способен быть благодарным, у него сложности в формировании отношений касательно самого себя, сложности с собственной идентичностью и ранним опытом переживаний.

Позитивное отзеркаливание  

Следующий представитель, внесший определенный вклад в понимание психологии отношений ребенка и матери, – это Дональд Винникотт. Дональд Винникотт – известный педиатр и известный психоаналитик. Дональд Винникотт выделял в своих работах следующую ситуацию, способствующую развитию формирования позитивной, адекватной, здоровой идентичности ребенка. Это, прежде всего, позитивное отзеркаливание и холдинг. Под холдингом Дональд Винникотт понимал заботу, и он проговаривал, что наверняка мать, которая хорошо заботится о своем ребенке, она вырастит психически, эмоционально здорового ребенка. Ну и напротив, мать, которая не заботится о своем ребенке соответственно, должным образом – могут возникнуть разного рода нарушения.

Как развивается ребенок в отношениях с мамой? Он познает и ощущает себя или обретает себя благодаря дыханию мамы, благодаря ее голосу, благодаря ее прикосновению, ее сердцебиению. То, что значимо, то, что включается в формирование его первичной идентичности и в последующем, безусловно, раскрывается в личности. Позитивное отзеркаливание – понятие, введенное Дональдом Винникоттом, что это значит? Это значит: я же изначально не знаю какой я, хороший, плохой. Я, в принципе, изначально вообще не знаю, что я есть. Изначально ребенок воспринимает себя, как Я – весь этот мир. Только в последующем формируются границы телесной идентичности, личностной идентичности, понимание отношения к себе.

Когда мама на меня смотрит, я вижу собственное отражение в ее глазах, она гладит меня и говорит: «какие хорошие ручки, какие хорошие ножки, головка, и какой ты весь хороший!». И таким образом ребенок узнает, что оказывается это он, это его руки, это его ноги, это его тельце – и оно хорошее, то есть ребенок в глазах мамы видит собственное отражение: «Мама меня принимает, значит, я хороший», – формируется понимание у ребенка в связи с собой, не понимание, а чувствование себя в связи с материнской фигурой или посредством материнской фигуры.

Аффективная взаимность и постоянство объекта  

Следующий представитель, внесший вклад в понимание отношений матери и ребенка, – это Рене Шпиц. Рене Шпиц выделял две категории, два понятия, которые здесь значимы, – это аффективная взаимность и диалог. Диалог – когда я тебя слушаю и слышу, и ты меня слушаешь и слышишь. Потому что мы можем встречать и монолог – меня вроде бы как слушают, но не слышат, и наоборот. И аффективная взаимность – это более архаичное образование, более глубинное образование. Если мама реагирует эффективно, позитивно на ребенка и находится с ним в диалоге, слушает его, слышит его, и он ее слушает и слышит, как обратная связь, это условие нормального развития ребенка.

Далее можно отметить идеи Анны Фрейд, основательницы детского психоанализа. Прежде всего она выделяла идею о постоянстве объекта, то есть для того, чтобы сформировалось целостное, здоровое ядро психики, объект, который находится рядом с ребенком, значимый человек, который о нем заботится, должен быть постоянен, он должен быть всегда, то есть мама у меня одна, и я знаю, что она у меня одна и она постоянна. Даже, если она куда-то уходит, она возвращается.

Психология привязанности  

Джон Боулби – следующий представитель, которого можно рассмотреть в рамках детского психоанализа и его идею о привязанности. Под привязанностью Джон Боулби понимал, прежде всего, эмоциональную связь ребенка со значимым ему человеком. Первичным объектом привязанности является материнская фигура, либо лицо, ее заменяющее. В дальнейшем процессе развития объекты привязанности сменяются. То есть может быть много объектов привязанности. Свой первый опыт привязанности (а это прежде всего качество эмоциональной связи) Джон Боулби понимал отношения с фигурой матери. Отношения с матерью могут быть надежными, и в результате мы имеем надежную привязанность, могут быть амбивалентными. Амбивалентная мама порождает амбивалентную привязанность, у ребенка формируется амбивалентная привязанность и тревожная. Тревожная мама порождает тревожную привязанность, отношение качества связи эмоциональной, и у ребенка формируется тревожная привязанность.

Амбивалентная привязанность – это, прежде всего, стремление к близости и дистанцирование. То есть когда мы в отношениях с другими стремимся к близости и в то же время отвергаем, уходим, дистанцируемся от человека, который нам близок. Тот опыт, который ребенок приобретает с мамой, качество отношений привязанности, он в дальнейшем переносится на все другие отношения с другими фигурами в его жизни. В связи с этим актуально встает проблема материнской зрелости и готовности к появлению ребенка. Поскольку беременность и деторождение – это то состояние, когда у женщины актуализируется юальный конфликт, этот период является критическим периодом в жизни женщины, и актуализируются прежде всего собственные отношения со своей мамой.