Планирование семьи

Нарушение сна у детей

 
 


По данным исследований, крепкий продолжительный сон для ребенка играет значительно более важную роль, чем для взрослого человека, потому что во сне формируется память, укрепляется психика, молодой, развивающийся организм восстанавливается, растет. Соответственно, детская бессонница может негативно отражаться на психическом и физическом развитии ребенка. О том, что такое детская инсомния и как лечатся нарушения сна у детей, рассказывает врач-сомнолог Михаил Гурьевич Полуэктов.

Какую роль для ребенка играет сон?  

Нарушение сна у детей встречается несколько реже, чем нарушение сна во взрослой популяции. По данным одного из исследований, которое проходило почти 20 лет назад, было показано, что в возрасте от 1 до 5 лет 25 % детей имеют те или иные нарушения сна, то есть каждый четвертый ребенок имеет проблемы со сном. Внимание врачей достаточно редко обращается на проблемы сна детей, они считаются такими второстепенными, связанными с прорезыванием зубов, с какими-то инфекциями. И все ждут, когда они сами пройдут, а серьезной диагностикой и лечением нарушения сна у детей мало кто занимается.

Последние исследования показывают, что это неправильная позиция, потому что сон для ребенка играет значительно большую роль, нежели для взрослого человека. Почему? Потому что организм ребенка находится постоянно в развитии, ему нужно постоянно строить новые клетки, получать новую информацию, усваивать эту информацию, а потом применять ее в последующей деятельности.

И сон как то функциональное состояние, когда происходят очень многие из важнейших функций организма: прежде всего функция восстановления энергии, функция формирования следов памяти, – время сна очень важно для детей, и нехватка сна в критические для развития ребенка периоды может негативно отражаться на его благополучии физическом и психическом.

Например, показано, что гормон роста, соматотропный гормон, выделяется почти исключительно во время глубокого, медленного сна, то есть 80 % всей суточной продукции гормона роста выделяется в течение первого периода глубокого сна. То есть если у ребенка совсем нет глубокого сна, то он катастрофически недополучает гормон роста и отстает в развитии. Есть такие расстройства сна, достаточно тяжелые, при которых почти полностью отсутствует глубокий сон у детей, например, при синдроме апноэ во сне, и вот тогда действительно детки отстают в росте.

Чем еще важен детский сон? Он важен тем, что, как было показано, у детей, которые имели проблемы со сном, которые не досыпали, у них в дальнейшем чаще формируются различные неправильные формы поведения – асоциальные, сложные дети так называемые, трудные дети, с которыми приходится в основном много работать в школе, чтобы привить им навыки общения в коллективе, и которые в дальнейшем склонны к развитию вредных привычек и злоупотреблению лекарственными препаратами, алкоголем.

Тоже показано, что многие из этих детей имели серьезные нарушения сна в детстве. Поэтому мы сейчас призываем более серьезно относиться к проблемам сна детей.

Какие проблемы сна могут возникать в детском возрасте?  

Какие же проблемы сна могут возникать в детском возрасте, и что, собственно говоря, изучает детская сомнология, какие нарушения сна? Наиболее распространены инсомнии. Раньше так называлась бессонница, сейчас называется «инсомния». Ин – это «внутри», сомн – «сон», то есть те проблемы, которые возникают внутри сна и не дают нормально развиваться. Это может выражаться в трудностях засыпания, в частых ночных пробуждениях, в ранних утренних пробуждениях с трудностями засыпания после этого, в недовольстве своим сном, то есть все, что нарушает естественное течение сна, относится к категории инсомнии или бессоннице.

В детском возрасте есть несколько очень специфичных (только для детей) форм инсомнии, и лечение у них тоже очень специфичное. Чаще всего это дети первых лет жизни, первый-второй год жизни. У них развивается так называемая поведенческая инсомния, это очень необычная форма инсомнии. Как это выглядит?

Приходит к нам на прием, например, мама с ребеночком шестимесячным и говорит: «Мой сын просыпается 10-20 раз за ночь, плачет, требует, чтобы я его вынула из кроватки, укачала, дала бутылочку, только я это проделаю – он засыпает и я его снова кладу в кроватку. Проходит буквально 45 минут-полчаса, он снова плачет, снова требует, чтобы я его взяла из кроватки. Я так не могу больше жить, потому что я каждую ночь только и делаю, что к нему подскакиваю». Вот очень характерный пример. Почему это случается?

Иногда, когда мы начинаем маму расспрашивать, оказывается, что у ребенка при вечернем засыпании вырабатываются неправильные навыки засыпания, так называемые неправильные ассоциации засыпания. Ему помогают вечером заснуть всей семьей, его мама укачивает на руках, папа сует бутылочку, бабушка еще хлопочет где-то на заднем плане.

И получается, что ребенок привык, что процесс засыпания у него протекает постоянно с помощью. И вот он вечером замечательно засыпает, его перекладывают в кроватку, он ночью совершенно естественным образом (все ночью просыпаются: и взрослые, и дети, например, переворачивается когда человек, он на несколько секунд открывает глаза, как бы контролирует новое положение и снова засыпает)...

Так вот, этот ребеночек когда переворачивается, открывает глаза, видит: что-то не то, он засыпал на руках у мамы, при укачивании с бутылочкой, а очутился непонятно где, какие-то решетки (он еще, конечно, не осознает это), какие-то запахи странные, цвета. Он что начинает делать? Он начинает плакать, прямо просить о помощи, чтобы ему помогли заснуть. И вот мама подбегает и, соответственно, возвращает ему те ассоциации, в которых он привык засыпать.

Соответственно, если ассоциации есть (например, укачивающая мама), ребенок замечательно засыпает. Только ассоциация пропадает, его кладут в кроватку, любое спонтанное пробуждение приводит к такому возбуждению ребенка. Это очень частая проблема как раз в возрасте до года, где-то 10 % детей. Достаточно часто к нам обращаются и врачи-педиатры, и родители с вопросом: что же делать, какую таблетку дать ребенку для того, чтобы вылечить эту бессонницу, дать себе наконец-то поспать?

Забегая вперед, скажу, что действительно было показано, что у таких плохо спящих детей страдают даже не их какие-то функции, не их какие-то физические и психические возможности отдыха, страдает прежде всего семья. Потому что у таких матерей развивается депрессия, они раздражительны и чаще ругаются в семье, потому что они не спят почти. Ребенок, кстати, умудряется выспаться в эту норму сна, потому что он позже просыпается утром, свое он получает. А вот родители днем не могут компенсировать эту бессонницу.

Типы нарушения установок сна  

Что делать в этом случае? Сначала надо назвать эту форму бессонницы – это называется Поведенческая инсомния по типу нарушения ассоциаций засыпания, вот так вот по-научному это называется. Мы составляем с родителями план изменения этих ассоциаций засыпания, мы говорим маме: не надо ребенка укачивать на руках перед сном, не надо его приучать, пусть он сам научится засыпать. Кладите ребеночка в кроватку, рядом сидите, шушукайте там, баюкайте, а потом уходите к себе на кровать, пусть ребенок приучается сам засыпать.

Мама ложится на кровать, ребенок кричит, может, встает в кроватке, кидает разные предметы, игрушки, пытается привлечь внимание. Мама выдерживает характер, вот так продолжается 15 минут, потом мама подходит к ребенку, поправляет все, возвращает обратно выброшенные вещи и снова отходит к себе на кровать.

То есть мы добиваемся того, чтобы ребенок сам начал учиться засыпать, и первые две ночи, бывает, действительно очень болезненно протекают для родителей: жалко ребенка, и себя жалко – всех жалко. А потом почему-то ребенок принимает эти правила игры, начинает сам замечательно спать. Конечно, еще многое зависит от темперамента детей: есть дети, которые достаточно легко такое насилие над личностью воспринимают, есть дети, которые сопротивляются до последнего.

Иногда нам приходится добавлять к этим мероприятиям по изменению режима сна еще и какие-то легкие успокаивающие препараты, которые разрешены в детском возрасте, для того чтобы не было таким стрессом это для всей семьи, период переучивания. Хотя в большинстве случаев, еще раз подчеркну, все очень быстро разрешается, и ребенок начинает спать по новым правилам. Это первая форма инсомнии у детей, маленьких детей, младенцев.

Вторая форма немножко отличается, она характерна для более старших детей, после года, когда ребенок уже начинает ходить, когда он начинает осознавать свою особенность, исключительность. И он просто пытается уже установить какие-то свои правила и не соглашаться с правилами родителей. Вторая форма инсомнии называется Поведенческая инсомния по типу нарушения установок сна. Что это значит? Это значит, что ребенок внутренне не соглашается с родителями, с тем временем, когда его укладывают спать.

Чаще всего это, например, в 9 часов вечера его относят или отправляют в спальню, кладут в кроватку, читают ему сказку, мама говорит: «я пошла», и начинается – «хочу пить», «хочу писать», «посиди со мной». Ребенок ищет поводы какие-то, он нащупывает такие болезненные для родителя места, чтобы манипулировать, чтобы продлить время общения с родителями вечером. И обычно такое общение действительно затягивается на 1-2 часа, пока наконец-то ребенок не устанет и не решит, что ему действительно пора поспать.

Почему это случается? Потому что внутренне он не согласен с установками, которые навязывают ему родители. Почему он не согласен? Чаще всего это бывает из-за непоследовательных действий самих родителей. Когда в семье меняется, например, режим: сегодня ребенок ложится во столько, завтра во столько, сегодня он спит в одной кровати, завтра в другой, потом поехал к бабушке, там совсем все по-другому. И ребенок чувствует, что нет такого постоянно ритма сна, и он может на этом немножечко сыграть, немножко сманипулировать.

И такой подвид этой формы инсомнии, связан с нежеланием ребенка спать в определенном месте. То есть ему установлено спать в этой кроватке, а он не хочет в этой кроватке, он хочет с родителями спать, потому что с родителями лучше спать, интереснее, приятнее. И каждую ночь он приходит к маме, папе, требует, чтобы его взяли в постель, и маме, папе спать не дает.

Эта форма бессонницы отражается не только на семейных взаимоотношениях, но и на самом ребенке как раз в отличие от первой формы. Потому что это дети уже более старшие, чаще всего утром они уже должны вставать по расписанию, чтобы, например, в сад идти. И получается, что если ребенок в 9 часов вечера был положен в постель, но потом провоевал 2 часа и заснул только в 11 часов, а утром нужно в сад вставать в 8 часов, то он теряет вот эти 2 часа ночного сна, и у него формируется дефицит ночного сна.

В чем может проявляться этот дефицит? Чаще всего он проявляется поведенческими нарушениями: капризностью, плаксивостью, раздражительностью, неуправляемостью в какие-то моменты, это к вечеру обычно усиливается. Таким детям немножко сложнее в коллективах и дома тоже сложнее. Конечно, за время дневного сна, когда такие детки днем спят, немножечко эта потребность или этот недостаток сна немножко нивелируется, но все равно к вечеру обычно такие детки истощаются и становятся вновь еще более раздражительными.

Как лечится нарушение сна у детей?  

В лечении мы применяем здесь тоже тактику поведенческой терапии, то есть мы не лекарствами лечим эту форму бессонницы, а с помощью специальных хитростей, установок режимов сна. Есть такая тактика «приду через 5 минут». То есть мама укладывает ребенка, ребенок не хочет спать, мама говорит «сейчас-сейчас, подожди, мне нужно сейчас помочь папе или пойти быстро посуду помыть на кухне, но ты лежи, я через 5 минут приду».

Мама уходит, ребенок лежит, ждет. Он пока еще не понимает, что ему надо возмущаться, он дожидается, мама возвращается, чуть-чуть с ним побыла, потом снова говорит «полежи, через 5 минут я снова приду, мне надо что-то еще сделать». И таким образом удается удержать ребенка в постели, пока он не заснет, без формирования вот этого протестного поведения.

Есть еще несколько методов. И какие-то успокаивающие препараты мы применяем только тогда, когда ребенок слишком возбудим, ну просто для того, чтобы облегчить вот установление вот этих новых правил сна, то есть мы не решаем проблемы сна детей с помощью снотворных препаратов, они носят вспомогательное значение.

И очень важно для детей соблюдать вот эти правила гигиены сна так называемые. В принципе, все их знают, наверное, помнят еще из школьного курса какого-нибудь природоведения, что в спальне должны быть комфортные условия, что не должно быть слишком жарко, не должно быть слишком шумно, не должно быть слишком светло, что кровать должна быть удобная, что одеяло должно быть не слишком теплым, чтобы не потеть ночью, – это, в принципе, совершенно естественные требования.

В понятие гигиены сна входят не только требования к окружению сна, но и требования к режиму, то есть очень для детей важен режим. То есть каждый день в одно и то же время укладывание должно происходить и подъем. Для чего это нужно? Для того, чтобы этот ритуал уже ребенка программировал на следующий день подготовки ко сну, чтобы избегать его протеста. Потому что если сбивается ритуал, ребенок чувствует, что он может потянуть время, – он это делает, не ложится спать.

Если же этот ритуал неукоснительно соблюдается, если последовательность действий предсказуемая, то есть он знает, что вот сейчас покушали, потом пошли искупались, потом почистили зубки, потом почитали книжку, потом заснули, – если это каждый раз, каждый день повторяется, у него нет причины сопротивляться внутренне, то есть он считает, что так всегда и было.

Комментарии к видео на

  •  
    TheTreplo 29 ноября 2012, 17:56

    С 11 до 8 это 9 часов сна, плюс ещё дневной сон. Не многовато ли для ребёнка, который уже ходит в сад? В 9 вечера взрослого ребёнка посылают спать чтобы не мешал, а вовсе не потому, что ему это нужно.

  •  
    шурик федотоф 16 мая 2012, 22:14

    мне 13 лет я ночью встаю и очень сильно кричю как это вылечеть