Планирование семьи

Как распознать негативные переживания у ребенка?

 
 


Дети, как и взрослые, переживают сильные негативные эмоции: страх, боль, обиду, злость, ненависть. Но в отличие от взрослых они зачастую не говорят о своих чувствах и не показывают их. И если родители не проявят должного внимания к своему ребенку в такой период, эти чувства нанесут его психике глубокие травмы. О том, как распознать симптомы негативных переживаний у ребенка, рассказывает психолог Ирина Алексеевна Кононова.

Что можно считать негативными переживаниями ребенка?  

Негативные переживания у ребенка практически те же самые, что и у взрослых людей. Если говорить о переживаниях, то это переживания душевной боли, обиды, печали, грусти, злости, ненависти, чувство одиночества, чувство ненужности, брошенности, покинутости и другие чувства. В отличие от взрослых, ребенок не может говорить о том, что он переживает, и понимать, что с ним происходит.

Переживания взрослых похожи на детские переживания, но большая разница в том, что мы можем понимать, что с нами происходит, и мы научились как-то с этим справляться. Мы имеем определенные знания, жизненный опыт, мы можем обратиться за помощью и поддержкой к своим близким, друзьям. В крайнем случае, мы можем обратиться к специалисту.

Ребенок же не имеет этих возможностей, он не может понимать свои чувства и переживания, и тем более он не знает, как с этим справиться. Поэтому вся ответственность за то, чтобы помочь справиться с негативными переживаниями ребенку, ложится на плечи взрослых людей, окружающих его близких, в первую очередь, это родители или бабушки и дедушки, те, кто живет вместе с ребенком. Также это врачи, воспитатели, педагоги, то есть люди, которые заботятся, сталкиваются с этим ребенком в детском саду, в поликлинике, школе.

Как распознать симптомы негативных переживаний?  

Если говорить о детских переживаниях, то, как правило, детские переживания не заметны, и ребенок не может об этом говорить. И мы сталкиваемся лишь с проявлениями этих переживаний, которые могут выражаться в его поведении, в нарушении сна, в нарушениях аппетита, каких-то психосоматических проявлениях. Это могут быть бессонницы, заболевания, аллергические реакции, это могут быть кожные проблемы, бронхиальные астмы, частые простуды и так далее. Вот чтобы заметить у ребенка наличие тех или иных негативных переживаний, прежде всего мы должны обратить внимание на его поведение, на изменение его состояния и на то, как это отражается в целом на его жизни.

Если говорить об очень маленьких детях, первый год жизни и где-то до 3 лет, то, как правило, это больше всего сказывается на здоровье ребенка, на психосоматических проявлениях. Если говорить о более старших детях, то негативные переживания больше проявляются в нарушениях поведения, в состоянии, в нарушениях сна, аппетита, также в каких-то проявлениях его эмоциональной неуравновешенности. Это может быть повышенная капризность, частый плач, это могут быть агрессивные, деструктивные действия. Невозможность общаться со сверстниками, нежелание играть в свойственные его возрасту игры или игрушки, склонности к уединению, избеганию общения с детьми своего возраста или же со взрослыми.

Сами дети очень редко жалуются на то, что их что-то беспокоит. Поэтому понять это можно только исходя из их поведения. Например, если ребенок чего-то боится, если у него есть какие-то страхи, то он будет вести себя избегающее, избегать тех предметов, ситуаций, людей, которые вызывают у него страх. И наблюдая за таким ребенком, можно заметить, что его что-то беспокоит, что он тревожится и чего-то боится.

Иногда дети говорят о своих страхах, иногда они скрывают это от взрослых. Если вы заметили, что ребенок чего-то боится, то нужно обратить внимание на то, сопровождается ли этот страх дополнительно тревогой, повышенным беспокойством и нарушениями в других сферах его жизни. То же самое относится к обиде, злости, разочарованию и другим детским страданиям. Если они приходящие, если они не затягиваются надолго, и не имеют систематический, регулярный характер, если они не окрашены дополнительными нарушениями сна, бессонницей, потерей аппетита, капризностью и другими сопутствующими расстройствами, то это можно считать обычной реакцией.

Почему родители не замечают очевидные детские переживания?  

Возникает вопрос: как же тогда, если так очевидно негативные переживания отражаются в поведении, состоянии ребенка, как же они остаются очень часто незамеченными? На этот вопрос есть очень простой ответ: родители не замечают их, потому что они не хотят их замечать по тем или иным причинам. Причины эти могут быть очень разные.

К примеру, одной из причин является то, что родители не хотят видеть наличие каких-то проблем у своего ребенка, – потому что им сейчас некогда, не до того, все идет так хорошо, и не хочется ничего менять, или на это нет времени. И тогда родители каким-то образом объясняют себе логично, что ничего страшного не происходит, что с ребенком все в порядке.

Есть еще семьи, где тоже не замечают детских страданий в силу того, что родители переживают какие-то собственные тяжелые эмоции. Это может быть депрессия, это может быть случай, когда семья перенесла тяжелый стресс, например, развод или смерть кого-то из близких, смерть ребенка, смерть одного из супругов. Когда есть депрессия, продолжительное подавленное настроение, то в этих ситуациях тоже на эмоции, на проявление страданий у ребенка, как правило, не обращают внимание.

Или в ситуации, несколько схожей, когда у родителей по той или иной причине нет времени. Они заняты другими проблемами, это могут быть вопросы работы, карьеры, это могут быть вопросы беременности мамы, рождение младшего ребенка в семье. Или какие-то иные проблемы, которые все внимание семьи поглощают, и на то, чтобы уделить время ребенку, его переживаниям и тому, что с ним происходит, просто не остается времени, сил, иногда и финансовых ресурсов.

Также есть семьи, которые имеют статус идеальной семьи. У них есть некий фасад, где все должно быть хорошо, идеально, и ребенку приписывается точно такой же статус идеального, статус кумира семьи. И естественно, он никак не должен разочаровывать своих родителей. Прежде всего, в таких семьях очень много напряженности, очень много скрытых конфликтов. И ребенок несет тяжелый груз, он должен выполнять эту роль идеального, быть во всем хорошим, не мешать родителям, не создавать им хлопот.

Иногда еще в этих семьях ребенок носит функцию объединяющего фактора, то есть когда семья держится на этом ребенке, и, конечно, он никак не должен подвести семью. И тогда тоже страдания ребенка могут быть незаметны, это даже может не проявляться в нарушениях поведения и его состояния. Но тем не менее по каким-то косвенным признакам – отсутствие радости, постоянная грусть, подавленное настроение, отсутствие игровой деятельности, присущей его возрасту, – можно понять, что этот ребенок страдает, и что он переживает тяжелый внутренний конфликт.

Каким образом страхи родителей передаются ребенку?  

Есть другой вариант, когда для родителей эти переживания являются нормальными. Для родителей принято, они сами переживают те же эмоции, и не считают, что с этим нужно что-то делать. И когда они видят проявления этих эмоций у ребенка, то они считают, что здесь ничего не происходит, что это нормально.

Например, если мама сама боится заразиться, заболеть, боится огня, боится ездить в лифте, то когда это проявляется у ребенка, даже если это имеет сопутствующие расстройства тревоги и поведения, мама может просто не обращать на это внимание, потому что для нее это нормально, и в ее родительской семье это тоже было нормально. Так это наследственно передается – некий травматизм психический.

Есть и другая сторона этой медали. Это когда родители считают, что то, что они переживали в детстве, то, что с ними происходило, и то, как обращали внимание на это взрослые, имеет положительный оттенок. Я приведу пример. Например, когда родители говорят: «На мои чувства в детстве не обращали внимание, мне не разрешали плакать. Благодаря этому я вырос сильным, самостоятельным, независимым человеком», или: «Меня в детстве тоже никто не утешал, со мной в детстве тоже никто не нянчился, благодаря этому я не стал эгоистом». Вот такие характерные установки, их можно приводить очень много.

Как облегчить страдания ребенка?  

Как мы можем уменьшить страдания наших детей? Прежде всего, конечно, стать более чуткими, обращать внимание на то, что происходит с детьми, какие переживания они испытывают, на то, что изменения, которые происходят в нашей семье, в нашей жизни, оказывают на них такое же влияние, как и на нас самих. Родителям важно иметь психологические знания о ребенке. О том, какие изменения происходят в его психике, его организме в тот или иной возрастной период. Тогда они лучше смогут понимать, что его тревожит, что беспокоит и как можно помочь ему с этим справиться.

Родителям важно всегда оставаться на стороне ребенка, не отвергать его негативные переживания, потому что их не может быть или потому что их тяжело видеть, а попытаться понять, что происходит с ребенком и как можно ему помочь в преодолении этих переживаний. Важно говорить с ребенком о том, что происходит вокруг, о том, почему изменилось что-то в семье, или о том, что будет меняться. Объяснять ему, что он растет и в его жизни что-то изменяется, он пойдет в детский сад.

Для профилактики детских страданий, конечно, нужно всегда применять возможности работы с психологом, возможности собственной работы с ребенком. Всегда важно говорить ребенку о том, что вы верите в него, о том, что он растет и у него со временем будет получаться все лучше то, что он сейчас не может делать. Что вы любите его и доверяете.

Важно объяснять ребенку, почему и что произошло, на доступном для него уровне, на доступном ему языке. И тогда эти переживания будут намного легче переноситься, и их станет намного меньше. Родителям важно быть чуткими к ребенку, быть готовыми что-то менять, выражать как можно чаще одобрение, любовь, поддержку и любить своих детей.