Планирование семьи

Что включает в себя раннее обучение ребенка?

 
 


Раннее обучение ребенка не означает обучение его чтению, письму, математике в возрасте 2-3 лет. Ранее обучение – это игры, развивающие у малыша те или иные навыки и умения. Все родители по-разному относятся к необходимости раннего обучения: кто-то считает, что это лишнее и ребенок сам со временем все узнает; кто-то, наоборот, нагружает ребенка различными развивающими программами. Детский педагог-психолог Валентина Викторовна Данилова предлагает оптимальный метод раннего обучения детей.

Развитие органов чувств  

Что такое раннее развитие, раннее обучение? Слово «раннее» достаточно нам всем понятно. Это то, что происходит на первых этапах, «обучение» – тоже нам очень знакомое слово, с которым мы сталкиваемся в школе, в ВУЗе и так далее. Но «раннее» и «развитие», вместе два этих слова – это прямо какая-то загадка не только для большинства людей, но и для большинства специалистов. Что же мы подразумеваем под этим понятием? Конечно, это не обучение в прямом смысле слова, как обучение каким-то навыкам и умениям, как, например, обучение чтению и письму.

Ранее развитие – это всестороннее обучение ребенка, построенное в форме игры. Здесь рекомендуется, конечно, создание условий для всестороннего развития ребенка. В раннем возрасте очень полезно, чтобы были задействованы все органы чувств и восприятия, такие, например, как тактильные ощущения. Это могут быть какие-то коврики, мышки, игрушки, шарики, которые можно катать по его телу. Также это могут быть какие-то пирамидки, которые могут развивать мелкую моторику. Это должны быть какие-то, возможно, музыкальные инструменты и так далее. То есть ребенок должен видеть, чувствовать, слышать все, что происходит вокруг, и создать такую атмосферу и такие условия, которые бы помогали ребенку развивать в себе все эти навыки и умения.

Отношение родителей к раннему развитию ребенка  

Существуют три позиции, которые родители могут занять по отношению к раннему развитию. Первый вариант – это такая попустительская позиция родителя, когда родитель говорит нам: «А зачем мне нужны все эти ранние методики обучения, воспитания? Меня воспитывали совсем по-другому, и моему ребенку это абсолютно не нужно. Ребенок знает, когда он что-то захочет, он сам это возьмет и сделает». Конечно же, можно ее занять, но здесь следует помнить о том, к каким последствиям она может привести. Здесь просто у ребенка могут возникнуть какие-то трудности, и мудрый родитель должен, конечно же, это предвидеть и постараться облегчить ребенку этот путь, путь взросления, обучения, воспитания и развития. Конечно, эта позиция не принесет больших бед, если родитель просто с любовью, бережно относится к своему ребенку. Но если есть возможность помочь, то зачем ее упускать?

Второй вариант позиции родителя – это такой авторитарный стиль, когда родитель хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим. Конечно, этого хочет каждый родитель, но в данном случае мама или папа хотят своего ребенка нагрузить как можно большими заданиями, упражнениями, программами обучения и развития для того, чтобы их ребенок как можно быстрее научился каким-то навыкам чтения и так далее.

Возможно, родители хотят, чтобы их ребенок был одаренным, и воспитать какие-то такие навыки, умения, которые смогут помочь в дальнейшем этому ребенку стать известным и знаменитым, которые помогут ему проще и быстрее учиться и схватывать налету. Но не стоит забывать о том, что развитие раннее включает в себя не только интеллектуальное развитие, но и социальные навыки, навыки общения, общения со сверстниками. Это также развитие творческой спонтанности ребенка, которая очень важна, ведь без игры ребенок не сможет научиться каким-то элементарным навыкам взаимодействия с окружающими и не сможет творчески подходить к решению различных задач.

Как соблюдать баланс в обучении маленького ребенка?  

Третий вариант позиции, которую родитель может занять по отношению к раннему обучению, - это такой гармоничный стиль. Это когда родитель, конечно же, учитывая пожелания ребенка, подбирает для него ту программу обучения, которая характерна для него. Конечно же, она должна включать различные творческие задания, игры, которые ребенок может решать и развиваться. Родитель может отдать своего ребенка в какую-то группу раннего развития, где ребенок один час в день может проводить на каких-то развивающих занятиях, где он может лепить, рисовать, то есть заниматься той непосредственно деятельностью, которая характерна для данного возраста. Конечно, занятие шахматами тоже очень полезно, но наверное, не в возрасте 2-3 лет. Это уже когда ребенок становится чуть постарше.

Если ребенок устал и не готов заниматься, мама или папа не могут сейчас уделить этому время, то, конечно, следует перенести это занятие на какое-то другое время. Ведь от таких занятий, упражнений оба должны получать удовольствие: как малыш, так и родитель. И, конечно же, не стоит забывать о том, что это ваш ребенок, и только вы лучше всего можете помочь ему в его развитии и обучении.