Планирование семьи

Социальная реабилитация родителей и детей

 
 


Как только ребенок появился на свет, он сталкивается с тем же самым миром, в котором живем мы, взрослые. И он так же, как и мы, подвержен стрессу, давлению со стороны окружающих, психологическим проблемам в семье. Только дети более беззащитны, чем взрослые. Поэтому существуют специальные центры психологической реабилитации детей и их родителей, не справляющихся с задачей полноценного воспитания ребенка. О том, как работают такие центры, рассказывает семейный психотерапевт Ирина Владимировна Вшивкова.

Какие бывают формы социально-психологической помощи семьям с детьми?  

Центр, он один из 12 центров в городе, и его задача – это оказать необходимую социально-психологическую, социально-педагогическую и другую помощь семьям и детям. Ну, например, в нашем центре есть где-то четыре формы помощи. Первая – это стационарная, это когда дети и родители могут обратиться за помощью следующим образом: один вариант – это дети приходят к нам, стучатся в дверь и просят защиты и помощи. Я не могу больше жить со своей семьей. Это дети от 3 до 18 лет. Другая часть – это когда сами родители просят, говорят, что я не могу справляться со своим ребенком, помогите мне, иначе что-то случится. Или же органы, которые призваны выявлять детей, оказавшихся в опасной жизненной ситуации, они направляют этих детей сюда.

Здесь дети проходят реабилитацию в течение 3-6 месяцев, и в благополучном случае, а мы стремимся к нему, дети возвращаются в свою семью, наступает примирение, родители обучаются тому, как решать конфликты, которые у них были до этого. В неблагополучном случае детям находится новая семья или же какое-то учреждение, где живут дети, оставшиеся без попечения семьи.

Другая форма помощи – это дневные стационары. В них приходят дети от 4 до 18 лет с нарушениями здоровья, самые-самые разные. Здесь две функции. Первая – это когда, опять же, родитель, который не справляется с воспитанием, он приводит ребенка в так называемую внешкольную, внеклассную, внедетскосадовскую студию, где ему помогают выявить особенности развития ребенка, особенности его личности и в совместной работе разрешить те конфликты, которые есть.

Плюс есть функция помощи семье, допустим, достаточно известно, у нас детских садов мало. И вот этот дневной стационар для дошколят тоже выполняет такую форму – родители могут находить работу и как-то поддерживать семью, а дети находятся пока днем здесь, получая какие-то образовательные и развивающие услуги.

Еще одна форма – это для семей только ожидающих рождения ребенка, то есть беременные женщины, планирующих рождение ребенка и с детьми до 7 лет, те, которые хотят просто научиться быть родителями. Они приходят сюда на занятия, все занятия происходят только совместно: дети и родители, и учатся этому в различных формах.

Четвертая форма – это когда специалисты центра выходят на улицы для проведения каких-то развивающих, обучающих мероприятий. Основная цель этих мероприятий – научить родителей быть родителями, показать, что дети – это просто, это не сложно, любые проблемы можно решать, не доводя их до каких-то крайних мер.

Как дети попадают в социально-реабилитационные центры?  

Дети, которые у нас лет до 7, они не приходят сюда сами. Их приводят чаще всего или родители, например, самый благоприятный случай, когда привели родители, или учителя. Вот недавно у нас так случилось, что мама где-то в далекой командировке, папа попадает в больницу со срочной операцией, и остается двое детей – один дошкольного возраста, другой в начальной школе. Учитель начальной школы приводит обоих детей сюда, и на время лечения папы и возвращения мамы дети находят здесь приют, потому что других родственников у семьи не оказалось, то есть вот такая ситуация.

Или же, когда есть органы, комиссия по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства, они выявляют семьи, в которых родители не заботятся о детях, и тогда эти дети могут попасть сюда. Но правило такое. Есть специальные службы диагностики, они сначала выезжают в эти семьи, проводят внестационарную работу. И если эта работа показывает, что родитель не готов менять свое поведение, не готов идти навстречу детям, не готов о них заботиться, только в этом случае ребенок попадает в приют, потому что это крайняя мера, крайняя.

Родителям очень сложно признать, что у них есть проблема. И это самая большая проблема, тем более, что у нас, скажем так, две группы родителей. Есть трудные родители и очень хорошие дети. Ну, трудные родители – это что такое? Это страдающие различными видами зависимости, склонные вести асоциальный образ жизни. И есть трудные дети и хорошие родители. То есть родители, которые вроде бы много знают, много понимают, но они выбрали неправильную воспитательную позицию и оказались в ситуации, что ребенок связался не с той компанией, бегает, может быть, совершил какие-то правонарушения, и им нужно спасти ребенка.

И вот тогда вот эти хорошие родители трудных детей сами идут на контакт, они участвуют в родительских клубах, в тренинге эффективного родителя, они активно меняются. Трудные родители – здесь идет долгая мотивационная работа, без нее никак. У нас действует клуб анонимных алкоголиков, программа помощи родителям, которые стоят на пути избавления от зависимости и восстановления отношений со своими детьми. Не все легко идет, но идет.

Психологическая поддержка семьи в процессе постреабилитации  

Ситуация, конечно, отслеживается. Если ребенок был у нас в стационаре, не важно, это был полный стационар с проживанием здесь, или в дневном стационаре, или он получал любую другую форму помощи, в какой-то программе участвовал, по завершении этой программы в течение 1-3 месяцев мы активно поддерживаем контакт с этой семьей.

Что это значит? Это значит, что специалист, который вел эту семью, психолог или специалист по социальной работе, они могут выезжать, созваниваться, помогать разрешить какие-то трудные вопросы, то есть поддерживать. Все знают, что сделать операцию гораздо легче и проще, самое сложное – это процесс постреабилитации, поэтому здесь очень большое усилие, чтобы постреабилитация, то есть период, когда семья восстановилась, стала жить вместе, он не вернулся обратно назад. Эта работа обязательно ведется и существует.

Как происходит работа с родителями и детьми на базе социально-реабилитационных центров?  

Есть 3 наиболее популярные у нас формы для родителей. Первая – это детская площадка. Это то, что происходит на улицах города в определенные дни. Родители с детьми до 7-8 лет приходят на детские дворовые площадки, и там специалисты вместе с ними проводят занятия, где обучают родителя на месте, в так называемых полевых условиях, разрешать конфликты.

Ну, скажете, какие конфликты могут быть в полевых условиях, да? Ну, ребенок не хочет идти домой, отбирает игрушку у другого, гневается на родителя, кидает в него чем-то, делает ему больно. И специалист прямо на месте, в тех ситуациях, когда это все происходит, помогает родителю, как разрешить. Такие занятия очень популярны, и они вот в настоящий момент проходят на многих дворовых площадках не только нашего округа, но и других округов.

Вторая популярная форма – это детско-родительские занятия. Они существуют для детей и родителей разного возраста, но все они формируются по возрастному принципу, потому что в каждом возрасте у ребенка есть своя проблематика. И такие группы обычно содержат не больше 5-6, максимум 8 семей. То есть участвуют 10-16 человек, включая детей и родителей. Причем у нас условие: в таких программах участвуют только родители, то есть варианты, что пришла бабушка вместо мамы или пришла няня вместо родителей, они невозможны. Опять же, потому что эти программы государственные, бесплатные, и мы занимаемся обучением родителей.

Такие программы длятся от 10 до 15 занятий, во время которых по определенной тематике происходит обучение, родителя учат, как развивать своего ребенка, ну, например, есть программа по развитию речи, программа по снижению конфликтности взаимоотношений, программа просто по налаживанию отношений, программа для разводящихся родителей, что тоже очень важно потому, что наладить отношения с ребенком, когда у тебя разрушаются отношения с партнером, не всегда бывает легко. И это все достаточно популярно.

Третья форма для родителей – это так называемый родительский тренинг, когда приходят только родители и с ними проводится работа для того, чтобы помочь им разрешить свои родительские трудности. Поэтому родительские трудности – это не только взаимоотношения с ребенком, это и взаимоотношения с партнером, это и взаимоотношения с самим собой. Давно известно, что хорошие дети бывают у счастливых родителей. Поэтому задача на таких тренингах – сделать родителей немножко счастливее, научиться жить и радоваться жизни, научиться в этой жизни решать проблемы так, чтобы не отодвигать в сторону своих близких. Это не всегда легко. Но это возможно.