Планирование семьи

Роль денег в воспитании детей

 
 


Нет четкого ответа на вопрос, сколько денег давать ребенку на карманные расходы. Родители в каждом отдельном случае решают этот вопрос по-разному, в зависимости от финансового состояния семьи и запросов ребенка. И все же психология может дать практические советы в вопросе финансового воспитания ребенка. О том, какую роль играют деньги в развитии детей, рассказывает психолог Галина Александровна Колпакова.

С какого возраста можно давать ребенку карманные деньги?  

Я хочу рассказать о роли денег в воспитании детей. Обычно родители, которые приходят на прием к психологу, если они начинают рассказывать про ребенка, про проблемы, которые с ним возникают, то так или иначе часто возникает тема денег.

Карманные деньги, можно ли давать ребенку большие суммы, или, например, в таких тяжелых случаях, когда родители обнаруживают, что ребенок украл какую-то сумму денег. Например, знал, где деньги лежат, взял и эту сумму денег истратил. И достаточно часто родители спрашивают: как вообще поступать? Давать деньги ребенку, не давать? Если давать, то с какого возраста, какую сумму?. И анализируя подобные случаи, я могу сказать из опыта собственного или людей, там которые меня окружают, друзья, знакомые и прочее, что деньги у ребенка должны быть, и давать их нужно примерно с того возраста, когда ребенок понимает смысл, что с этими деньгами можно что-то делать.

Обычно это происходит где-то в 5-7 лет, то есть ребенок впервые отправляется за какими-то покупками, это может быть просьба мамы: сходи, купи хлеб или молоко, или ребенок сам покупает себе жвачку, наклейку, что-то еще такое. И он начинает понимать, что деньги – это определенный эквивалент, за который можно приобрести очень многое, в том числе и что-то приятное ему.

И я, как психолог, и многие другие психологи ко мне присоединяются, рекомендую примерно с этого возраста давать ребенку какую-то сумму. Пускай она будет незначительной, в зависимости от бюджета семьи, сколько родители зарабатывают, сколько они могут дать ребенку денег. Но эта сумма должна у ребенка быть, какие-то карманные деньги.

Какую сумму можно давать ребенку на карманные расходы?  

Сумма, которую родители дают ребенку, зависит от бюджета семьи и того социального круга, где ребенок вращается. Если у ребенка будет больше денег, чем у его сверстников, то он рискует превратиться в дойную корову, то есть тогда дети-сверстники будут его раскручивать на какие-то покупки. Ну это я уже говорю, скорее, о школьном возрасте, когда дети уже самостоятельно, без родителей проводят время и могут что-то самостоятельно покупать.

Если же у ребенка мало денег, меньше, чем у его сверстников, то тогда он приобретает какие-то комплексы неполноценности, потому что он ощущает себя постоянно такой бедной золушкой, которая не может ни водичку купить себе, когда жарко, скажем, ни мороженное съесть, когда дети едят, и это тоже не является хорошим признаком для развития его психики.

Если вы дали ребенку карманные деньги, то в идеале родители уже не должны вмешиваться в их распределение, то есть ребенок тратит их по своему усмотрению. Поначалу это будут, возможно, какие-то безумные, с точки зрения взрослого, покупки. Например, на все 100 рублей он может накупить жвачки или какие-то наклейки, которыми он будет обмениваться со сверстниками. Но потом, рано или поздно, ребенок приучится, что у него есть определенная сумма, которую он тратит в течение какого-то определенного времени.

Если он спустил эту сумму в первый же день и говорит, что у меня нет денег, то родители, конечно, могут добавить еще, это уже по желанию родителей, но лучше будет, если ребенок сталкивается с последствием такого поведения, то все оставшиеся 6 дней он сидит без денег. Тогда, возможно, на следующую неделю, когда он получит эту сумму, он будет уже более осмотрителен и не будет тратить ее так моментально. Можно уменьшить период, когда выдаются деньги, скажем, выдавать не на неделю, а ежедневно какую-то сумму, если родители видят, что ребенку очень сложно справиться с соблазном, и эти деньги сразу мгновенно улетают.

Карманные деньги – возможность для ребенка научиться управлять своими желаниями  

Деньги – это возможность что-то приобрести, и в этом плане они помогают ребенку понимать, что он хочет, что нужно для его развития, и что ему конкретно нужно. Они приучают его к самостоятельности, потому что он не бежит к родителям по каждому малейшему поводу, а имея определенную сумму, он может самостоятельно пойти и купить то, что ему хочется. И в этом плане он лучше осознает свои желания, он больше с ними контактирует.

Эти желания могут противоречить желаниям взрослого. Например, я наблюдала такую ситуацию, когда на рынке мальчик вместе с бабушкой смотрели кассеты с фильмами, и было видно, что у мальчика есть определенная сумма денег, и он хотел ее потратить на какие-то боевики, ужастики, купить такие фильмы. А бабушка его убеждала, что не надо, давай купим лучше что-нибудь мирное, хорошее, про зверюшек, про какую-то там мирную жизнь. И было видно, что ребенок борется за свое желание, что ему не нужны про зверюшек фильмы, что его интересует именно это, но бабушка давила, бабушка настаивала, и в конечном счете внук с бабушкой разругались и ушли, так ничего и не купив.

То есть эта ситуация достаточно опасная, потому что ребенок не всегда может противостоять взрослому, он зависит от него во всех отношениях: материально, психологически, и если взрослый продавливает свои желания, то это опасно, потому что рано или поздно они замещаются, детские желания замещаются взрослыми. И тогда получается, что ребенок выполняет желания взрослого. Часто они могут демонстрироваться во благо, например: учись хорошо, это тебе будет полезно потом», или дружи с этой девочкой, с этой девочкой не дружи – она плохая, у нее родители алкоголики и прочее. Но с точки зрения ребенка эта логика не всегда может работать.

Например, по поводу учебы, для него это очень большая абстракция, что когда-то потом, через 5 или 10 лет ему все это пригодится. Для него такие сроки. он вообще не мыслит такими категориями. Ребенок живет здесь и сейчас, и для него актуально то, что происходит в этот момент.

Или девочка, которая не нравится маме, и с которой запрещают дружить, может быть, как раз она для этой конкретной девочки очень интересна. Она рассказывает какие-то вещи, с которыми этот ребенок не сталкивается, она дополняет как-то ее мир. И поэтому если у ребенка есть какое-то желание, которое не вредит его развитию, его психологическому или физическому здоровью, то лучше позволить его реализовать.

Как я уже говорила, важно, чтобы ребенок чувствовал свои желания, и деньги в этом помогают, то есть они дают возможность реализовывать эти желания. И когда ребенок вступает в подростковый возраст, обязательно карманные деньги у ребенка должны быть, потому что он много времени проводит без родителей, со сверстниками, у которых, как правило, карманные деньги есть. И тогда очень важно, чтобы ребенок тоже мог позволить себе что-то купить и не выглядел на фоне своих друзей бедной золушкой и человеком, который не способен удовлетворить свои потребности. И финансовая самостоятельность воспитывается с детства, то есть она же не падает с потолка, что ребенку исполнилось 20 лет, он пошел, заработал свою первую зарплату, и вот он научился управлять этими деньгами.

Карманные деньги приучают ребенка к финансовой самостоятельности  

Если ребенку с детства выдаются деньги, и он приучается к финансовой самостоятельности, то рано или поздно он приходит к так называемой норме траты финансов. Это когда он зарабатывает примерно столько, сколько хочет заработать, но тратит чуть меньше, оставляя какой-то необходимый запас на черный день, на какие-то экстренные случаи. И в этом смысле он чувствует себя достаточно состоятельным, удовлетворяются его желания, он ощущает возможности их удовлетворить, и при это ощущает, что есть запас на черный день.

В противовес такой нормальной финансовой стратегии можно привести, скажем, стратегию «ямка», когда человек планирует заработать очень много, в реальности ничего не зарабатывает и при этом тратит очень много. И понятно, что такие ямки, они существуют с людьми, у которых другая финансовая стратегия. Она условно называется «горка», то есть это люди, которые планируют заработать мало, зарабатывают достаточно много, но при этом тратят снова мало. То есть получается как бы такая вот кривая. Ямки и горки существуют в таком симбиозе, потому что ямки тратят как раз деньги, которые зарабатывают горки.

Например, это могут быть инфантильные дети, которые, вырастая, ничего не зарабатывают, но продолжают тянуть деньги с родителей, которые неплохо зарабатывают и которые им отстегивают достаточно крупные суммы, и тогда дети выполняют роль ямок, спускают деньги родительские, а родители – роль горок, потому что на свои потребности они тратят достаточно мало, а все деньги практически уходят, или их основная часть уходит на потребности детей. То есть эти вот две стратегии – они не нормальные в отличие от той, про которую я говорила раньше, когда люди планируют заработать достаточно для своей жизни, зарабатывают столько, но тратят чуть меньше, оставляя что-то про запас.

Как родителям справиться с проблемой детского воровства?  

Достаточно часто приходят родители на прием к психологу с фактом воровства, когда дети берут деньги у родителей. Это могут быть самые разные суммы, иногда достаточно большие, по меркам семьи, скажем, 10 000 рублей взяли и потратили, и тогда очень важно разобраться вообще, что за этим стоит. То есть это может быть, например, недостаток внимания ребенку в семье, то есть родители заняты собой, своими отношениями, работой, и ребенку нужно совершить что-то такое экстраординарное, чтобы на него обратили внимание. И тогда это не столько про деньги, сколько про то, что родителям стоит обратить внимание на ребенка и когда он ведет себя нормально, а не только совершает какие-то проступки.

Иногда такие суммы дети тратят, например, на то, чтобы купить, условно, дружбу одноклассников. Например, в классе ребенок изгой по каким-то причинам психологическим, в силу комплексов, в силу какого-то своего сложного характера. И для того, понятно, что он очень страдает от этого, когда с ним никто не общается, и для того, чтобы приобрести дружбу своих сверстников, он может взять деньги у родителей и их вместе с одноклассниками прогулять. Пойти в кафе или скупить половину киоска, то есть на этот период действительно дети-одноклассники с ним с удовольствием это все сделают.

Тогда, опять же, нужно понять, что стоит за фактом кражи, что это не столько про деньги, что ему было ценно сходить в это кафе, сколько про то, что он одинок, что у него нет друзей и только таким способом, достаточно неоптимальным, он приобретает себе друзей. И тогда, соответственно, хорошо бы такого ребенка привести к психологу, заручившись его согласием, конечно, и помочь ему разобраться: а что такое вообще происходит, почему он изгой, что он такого делает, что его не принимают в игры, разобраться в отношениях с родителями. Почему родителям все равно, что с их ребенком никто в классе не дружит. То есть здесь нужна совершенно другого рода психологическая работа, чем в первом случае, когда ребенок пытается заслужить внимание.

И в любом случае можно дать такие рекомендации родителям, что если у вас в доме лежат большие суммы денег, лучше, чтобы дети подросткового или предподрасткового возраста про это не знали, чтобы они не знали, где они лежат. И не провоцировать их таким образом.

Ребенку хочется, у него еще не настолько сильно развита волевая система, чтобы противостоять соблазну. Он еще не очень понимает, что эти деньги достаются достаточно сложным трудом, что за них надо работать. Для него как в анекдоте: беру деньги из тумбочки, то есть они там лежат, я их беру. И в этом плане, если родители так обращаются со своими сбережениями, то это действительно провокация для ребенка. Они практически толкают его, что вот деньги лежат, возьми их и трать, куда хочешь.

Комментарии к видео на

  •  
    TheVenidict 30 августа 2012, 2:33

    Для меня это было всё)))

  •  
    IRISkat1 3 июля 2012, 21:56

    а что если ребёнок всё время только копит деньги?

  •  
    janieiForgot 11 марта 2012, 23:12

    100 rubley eto zhe vobshe nechto