Планирование семьи

Психология самых маленьких

 
 


Перинатальная психология специализируется на таком периоде жизни семьи, когда ребенок познает мир не самостоятельно, а через родителей. Соответственно, работа психолога в этой области распространяется не столько на малыша, сколько на членов семьи, влияющих на его восприятие мира. О том, что такое перинатальная психология, рассказывает доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Чем занимается перинатальная психология?  

Чем занимается перинатальная психология? Перинатальная психология – это та область психологии, которая занимается ранним развитием человека, то есть самым-самым ранним. Само слово «перинатальный» – оно не психологическое, оно пришло не из психологии, оно пришло из физиологии и означает оно период жизни человека от 28 недель после зачатия (то есть это еще период беременности) до 4 недель после рождения.

Слово «перинатальный» в буквальном переводе означает «вокругродовый» или «околородовый» период. И вот строго сюда включается подготовка к родам, с 28 недель начинается подготовка к родам у внутриутробного ребенка, затем сами роды как переход, и, соответственно, послеродовая адаптация. Еще этот период принято называть переходным, потому что именно в процессе него осуществляется такой переход от внутриутробного состояния к внеутробному, и, соответственно, ребенок должен подготовиться к этому переходу, осуществить этот переход и адаптироваться.

Как хорошо известно, уже с 28 недель человеческий ребенок может родиться и жить вне организма матери. До 28 недель если он родится – это можно только при помощи специальных технологий. И вот как раз уже после рождения тоже происходит вот такая адаптация к новой для него совершенно среде. Это то, что касается физиологических аспектов.

Психология, естественно (она же занимается психикой), она как раз изучает, что происходит с психикой человека до рождения, как она трансформируется во время родов, и как уже психика адаптируется, помогает человеку адаптироваться и развиваться после рождения. Но поскольку физиология и психология – это все-таки разные науки и разная практика человеческая, то они не совпадают по своим рамкам временным, которые включают такое развитие человека, и, соответственно, работу с ним в этом периоде.

Сама перинатальная психология появилась во второй половине ХХ века, ближе уже к последней его четверти, и постепенно как бы определилась, чем же она на самом деле занимается. В психологии считается (и так рассматривается ребенок на ранней стадии его развития), что он пока еще не имеет своих собственных отношений с миром. То есть и сам себя не ощущает как самостоятельное существо, и не имеет возможности так с миром взаимодействовать.

Как младенец взаимодействует с окружающим миром?  

И все его взаимодействие осуществляется через маму и других близких людей. То есть мы должны себе представить, что ребенок на этой ранней стадии развития как бы включен внутрь отношений с близкими взрослыми, в первую очередь внутрь отношений с мамой. Первую часть своей жизни до рождения он вообще живет внутри нее, и тогда мы можем говорить, что мир ребенка – это мамин организм. Во время родов происходит переход из этого мира в более сложный внешний мир, но он же еще не может жить самостоятельно и самостоятельно с этим миром взаимодействовать, поэтому он к миру приспосабливается через маму.

Она является вот таким для него близким человеком. Некоторое время ребенок вообще еще не очень понимает, есть ли он отдельно, или вообще отдельности такой существования нет. И только постепенно, только к трехмесячному возрасту после рождения у него появляются самые первые, на уровне физического переживания себя, своих ощущений, представления о том, что есть некое внутри меня что-то, внутри моих границ, и есть что-то вне меня. Вот это вне меня – это, в первую очередь, мама, которая приходит, уходит, организует всю мою жизнедеятельность и делает для меня все что надо.

Когда ребенок впервые осознает свою самостоятельнось?  

И вот с этого момента, после 3 месяцев, у ребенка начинается такое постепенное разделение, которое, по всем сейчас известным законам психологии, законам развития, заканчивается к 3 годам. То есть до трехлетнего возраста ребенок постепенно, по ступенечкам, по чуть-чуть понимает себя в разных отношениях с миром, понимает себя как собственное самостоятельное существо, внутреннюю самость. Сначала он начинает понимать, что есть граница между физическим телом моим и телом мамы. Потом он начинает понимать, что он может что-то делать сам, его действия – это самостоятельные действия, и они не зависят от мамы. Это возраст уже второго полугодия.

Ну, и все родители знают, которые имели таких детей, что во втором полугодии, примерно в 8-9 месяцев (у некоторых детей в 7 месяцев) появляются очень своеобразные реакции. До этого они были такие послушные, милые, им что скажешь, то они и делают. Ну, к этому возрасту они научаются очень много делать сами, и у них появляется такая особенность: когда они делают уже что-то, что им запрещается или не разрешается, они проверяют: это разрешение реальное? оно относится ко мне, или это просто вот мама говорит и все?

И все знают феномен, когда мама говорит: нельзя, например, что-то брать или что-то делать, ребенок тянет руку, пытается это сделать неоднократно, но смотрит уже не на предмет, который хочет взять, а смотрит в лицо взрослого. Ощущение такое, что он проверяет: вот рука моя тянется, голос твой, рука моя, голос твой. Так, все понял; рука моя – голос твой. И тогда я могу это делать и уже соображать сам, что этот голос говорит, это для меня действенно или нет? Это вот тоже такое отделение ребенка от мамы и вообще от взрослого в плане действия.

Каким этапом жизни ребенка занимается перинатальная психология?  

В годовалом возрасте ребенок начинает сам ходить. И это тоже серьезное отделение, теперь он может дойти до всего, чего надо, сам, и появляется самостоятельность в движении. Примерно в 2,5 года у ребенка появляется самостоятельность в своем внутреннем хотении, он начинает говорить: «я хочу», «я не хочу». И появляется уже осознание, тут уже реальное осознание того, что у него есть какая-то внутренняя часть, которая самостоятельная и независимая от всех. И он начинает ее отстаивать, вот это знаменитый кризис трех лет. И на протяжении всего этого ребенок выходит из этих отношений с мамой и другими близкими взрослыми, которые опосредуют его и мир, стоят как бы посередине, и тогда уже начинает взаимодействовать с миром сам.

Но вот этот период, от всего развития дородового и через эти 3 года – эта специфическая часть в жизни человека, специфический период, когда все, что делается, делается только через взрослых. И так познается мир. И так усваиваются все устои мира: и какой этот мир есть, и какой я в этом мире, и какие другие люди в этом мире. Поэтому понятно даже из этого, насколько это важная часть в жизни человека. И вот перинатальная психология как раз расширяет свои границы на весь этот этап жизни ребенка, когда он пока еще не самостоятельный. Он появляется внутри родителей, внутри мамы и не только мамы, потому что идея папы тут имеет значение очень большое, живет внутри их мира и постепенно из него выходит. И вот перинатальная психология занимается этим периодом.

Когда ребенок осознает свой пол?  

Здесь надо обозначить еще один момент. Я вот уже сказала, что ребенок сначала появляется как идея, как представление, переживание, образы, мысли, не всегда эти идеи осознанные. Но в жизни каждого человека, пока он растет, взрослеет, пока он еще маленький, становится взрослым, формируется представление о том, что когда-то он станет родителем, у него будут свои дети. Так устроена жизнь на земле, ребенок приходит в мир как ребенок, и первое, что он познает в своей жизни, – что есть родители и дети, это первое, что он познает. И первое представление, которое у него формируется уже ближе к трем годам, что когда-нибудь я тоже стану взрослым. И вот тут он начинает разбираться, второе его такое приобретение: когда я буду взрослым, я буду мальчиком или девочкой?

Примерно к трем годам у детей появляется представление о своей половой отнесенности. В психологии это называется «полоролевая модель личности»: вот я мальчик – и буду мужчиной, я девочка – и буду женщиной. Но пока это устаканивается в голове ребенка, он может нам предлагать такие свои собственные идеи. Например, мальчик может говорить: «Я когда вырасту, я буду мамой». Девочка может говорить: «Я когда вырасту, я буду мужчиной». В том случае, если в качестве предпочитаемого объекта будет такой его родитель. Ну, объясняют: нет, уже ничего не получится, уже что есть, то есть.

Тогда дети это понимают, принимают, дальше начинают играть в другую игру, это уже после наших всех перинатальных этапов. Эта игра с мамой и с папой в то, что когда я буду взрослым, я точно буду мужчиной или женщиной, и тогда у меня будут отношения, как с папой или как с мамой. Девочка ставит себя на место мамы и играет в игру «я папина жена», виртуально. Мальчик играет в игру «я мамин кавалер», «я мамин муж», вытесняя для этого потихонечку фигуру мальчик – папы, девочка – мамы. Это мнимая ситуация, это игровая ситуация, символическая для ребенка, но она обязательно ему нужна для того, чтобы эту свою полоролевую модель упрочить.

Итак, сначала ребенок понимает, что он будет родителем, потом он понимает, что он будет мужчиной или женщиной, и вот когда мы уже вырастаем, вот это наше знание, что мы будем родителями и у нас будут дети, появляется, конечно, очень рано, и постепенно так встраивается также в наш образ мира.