Планирование семьи

Психологическая готовность ребенка к школе

 
 


При поступлении в школу ребенок проходит тестирование у педагога, задача которого – посмотреть, как сформированы его умственные навыки, и у психолога, который проверяет психологическую готовность ребенка к школе. О том, что включает в себя психологическая готовность ребенка к учебе в школе и что требуется от родителей, чтобы повысить эту готовность, рассказывает детский педагог-психолог Валентина Викторовна Данилова.

Что такое психологическая готовность к школьному обучению?  

Здравствуйте, сегодня я бы хотела с вами поговорить на тему психологической готовности ребенка к школе. Когда ребенок поступает в школу, он часто проходит собеседование или тестирование. Здесь задача педагога – посмотреть, сформированы ли у ребенка определенные навыки и умения, такие как счет или чтение. Задача психолога здесь совсем иная – это посмотреть уровень сформированности, психологической готовности ребенка к школе. Что же это такое – психологическая готовность к школе? Она, конечно, включает в себя несколько понятий.

Во-первых, это наличие учебной мотивации. Во-вторых, это определенный уровень развития интеллектуальной сферы. Ну и, конечно, произвольность, то есть волевая сфера ребенка. То есть, другими словами, мы можем говорить о развитии личностной и интеллектуальной сферы. Личностная готовность ребенка к школе – что же это такое? Здесь тоже можно выделить ряд подпунктов. Один из них – это внутренняя позиция школьника, самого ребенка. К 7 годам ребенок должен прекрасно понимать, что такое школа, что он должен хотеть чему-то научиться, ведь все мы знаем, что нельзя научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. У ребенка к 7 годам должно появиться желание овладеть какой-то другой, более содержательной деятельностью, не такой как игра. Он должен уметь совладать с собой, он должен уметь общаться с другими детьми, и здесь можно выделить очень много разных других понятий.

Может ли родитель помочь своему ребенку? Конечно, может. Он должен рассказать на начальном этапе, заранее, до того, как ребенок пойдет в школу, о том, что это такое, что его ждет. И эти рассказы в семье должны носить только положительный эмоциональный характер, это должно заинтересовать ребенка, должно вызвать у него интерес.

Что может повысить интерес ребенка к школе?  

Первоначально интерес к школьной жизни могут вызвать у ребенка какие-то внешние атрибуты: это может быть красивый портфель или какие-то разноцветные тетрадки, это может быть что-то новое и интересное, что может пригодиться ему в школе. Но, конечно, главной чертой является сама учебная мотивация, ребенок должен захотеть чему-то новому научиться, ему должны быть интересны новые задания. Ну и, конечно, положительная оценка взрослых впоследствии.

Кроме того, на решение стать учеником влияет также и отношение на это других детей. Для ребенка важно занять новую социальную позицию, он переходит на другой уровень, он взрослеет. Он, поступая в школу, поднимается над младшими детьми и становится на одну ступень со старшими. Также у него должно поменяться отношение к взрослым. К концу дошкольного возраста эти отношения должны стать другими, должны поменяться. Для ученика этот взрослый человек должен быть авторитетным, он должен хотеть подражать ему, помочь ему, что поможет ему в дальнейшем, в первом классе, лучше понять учителя, лучше понять его позицию, что поможет ему, соответственно, лучше заниматься на занятиях в школе.

Сформирована ли у ребенка эта внутренняя позиция? Родитель может проверить это сам, для этого достаточно просто поговорить с ребенком. Например, попросить его нарисовать школу и спросить: «А как ты думаешь, что там будет? Там будет интересно. Хочешь ли ты туда?» Также следует задать ему ряд косвенных вопросов, например: «Куда бы ты хотел пойти: в школу, или остаться в детском саду?», или «Что тебе больше интересно, почитать рассказ или поиграть в какую-нибудь игру?» Отвечая на эти вопросы ребенок будет расставлять приоритеты, что для него важнее: он еще не наигрался, и игровая мотивация для него преобладает, или ему все-таки интересно учиться и что-то узнавать новое. И тогда уже можно говорить о сформированности внутренней позиции школьника.

Какие навыки требуются от ребенка при поступлении в школу?  

Также мы с вами говорили о том, что психолог на первом тестировании, когда ребенок приходит поступать в первый класс, также смотрит наличие произвольности у ребенка, может ли он выполнить задание по образцу, выполняет ли он правила, которые предлагаются педагогом или даже, может быть, сверстниками. Здесь родитель тоже может посмотреть это сам, например, может поиграть с ним в очень известную, распространенную игру, вы ее наверняка знаете: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть. В этой игре-беседе родители задают определенные правила: нельзя называть некоторые слова, например, такие как «да» или «нет», или дальше больше усложнять и говорить о том, что «черное» и «белое» нельзя называть, мы все с вами в эту игру играли. На самом деле эта игра говорит о том, может ли ребенок соблюдать правила, или он все-таки еще путается и для него это очень сложно, держать в голове правила и продолжать играть, участвовать в игровом процессе. Ведь такая интересная беседа с мамой!

К 7 годам ребенок должен уметь соблюдать правила, заданные взрослым или сверстниками. Он должен уметь выполнять задания по образцу, так что родитель тоже может посмотреть, сформирован у него этот навык или нет. Желательно, уже в конце дошкольного возраста чтобы ребенок играл не просто двигая предметы в хаотичном порядке, а была уже какая-то структурированная ролевая игра, где каждый должен был играть какую-то свою роль. У этой игры должна быть какая-то цель и структура, правила, которые он должен соблюдать. Здесь родитель может дать ему определенный ряд заданий, например, скопировать образец, нарисовать рисунок, например, в виде домика, и попросить его перерисовать или написать фразу письменными буквами, и хотя ребенок еще не знает письменных букв, попросить его скопировать. Это может говорить о том, готов ли ребенок работать по образцу, по заданным правилам.

Проблема самооценки у ребенка, идущего в первый класс  

К концу дошкольного возраста у ребенка формируются определенные навыки общения со взрослыми и со сверстниками, но не стоит забывать и о самооценке, ведь это тоже очень важное понятие. Поступая в школу, ребенка ждет очень трудный период, адаптационный. В первом классе много каких-то задач, которые нужно решить, и если ребенок не уверен в себе или, наоборот, с такой завышенной самооценкой, то есть прямо «я все могу», то здесь у него могут возникнуть определенные трудности. Например, ребенок 6 лет воспитывался в семье, очень любим родителями, все ему разрешается, все делается так, как он захочет. Как вы думаете, какие проблемы у него могут возникнуть в первом классе? Конечно, если в семье и дома он был единственным и неповторимым ребенком, конечно, не стоит ждать такого же отношения со стороны и учительницы, ведь у нее в классе не 1 ребенок, и она будет свое внимание распределять перед всеми учениками одновременно.

Здесь очень важно посмотреть, как ребенок относится сам к себе, чтобы спрогнозировать эти трудности и помочь ему в их преодолении. Это тоже может сделать родитель самостоятельно, например, нарисовать ему лесенку и сказать, что на самой верхней ступеньке стоят самые счастливые люди, самые добрые, самые хорошие, а на самой низкой ступеньке стоят все самые плохие и злые люди. И спросить, как он думает, на какой ступеньке стоит он сам. Для дошкольника очень характерна адекватная или слегка завышенная самооценка, это помогает ему в общении со сверстниками и в дальнейшей в своей жизни. Если оценка заниженная, то здесь уже родителям следует обратить внимание и посмотреть, откуда это может у него возникнуть.

Что включает в себя понятие интеллектуальной готовности ребенка к школе?  

Психологическая готовность в школе включает в себя также и интеллектуальную готовность. Интеллектуальная готовность к школе говорит об уровне сформированности у ребенка навыков обобщения, классификации, умения выделять какие-то признаки, находить закономерности и так далее. Диагностика интеллектуальной сферы – конечно, тут смотрят уровень развития памяти, внимания, наглядного, образного мышления, речи и так далее. Совсем не обязательно, что ребенок по всем этим критериям достигает определенного высокого уровня развития и подготовленности к школьному обучению. Но для того, чтобы ему было проще учиться в первом классе, конечно, лучше, чтобы в большинстве этих аспектов он достигал хорошего уровня.

Итак, психологическая готовность к школе включает в себя, в первую очередь, наличие учебной мотивации. Все-таки ребенок должен хотеть узнать что-то новое и чему-то новому научиться. И во-вторых, это, конечно же, сформированность внутренней позиции школьника плюс интеллектуальная сфера, мы про нее, конечно же, не забываем. Родитель должен помнить о том, что ребенок будет поступать в школу и думать об этом с самого рождения, ведь ребенок начинает готовиться к школе, как только родится. И здесь и родитель должен не забывать об этом и заранее готовить своего ребенка.

Комментарии к видео на

  •  
    churikism 5 апреля 2012, 10:50

    Хорошо что в моё время не проверяли на желание учится, меняб тогда в школу не взяли)))