Планирование семьи

Причины плохого поведения ребенка

 
 


Все дети иногда проказничают, балуются – словом, плохо себя ведут. «Неправильные» родители считают, что надо хорошенько наказать ребенка, и он сразу перестанет озорничать. А «правильные» родители не будут ругать за баловство, зато не поскупятся, когда надо, на доброе слово. Каковы истинные причины плохого поведения детей и как надо на него реагировать, рассказывает психолог-консультант Анна Арутюнян.

В чем проявляется конфликт интересов между родителями и детьми?  

Сегодня мы поговорим с вами о детях, на такую нескончаемую тему. Не секрет, что все дети ведут себя плохо – в большей или меньшей степени, младше или старше. Как же родителю быть, что с этим делать, как понять, что скрывается за плохим поведением ребенка, и как помочь ребенку справиться со своим плохим поведением?

Давайте попробуем разобраться, что стоит за плохим поведением ребенка. В психологии есть понятие второго рождения ребенка, психологического рождения, это приблизительно в возрасте 3 лет первый такой кризис, с которым сталкиваются родители, когда ребенок перестает их слушаться. Связано это с тем, что ребенок перестает себя отождествлять с мамой, он понимает, что он отдельное от мамы человеческое существо, и может быть, чуть раньше (все дети разные) он начинает говорить про себя не «Маша (Петя, Илюша)», а «я». Это психологическое рождение ребенка.

И вслед за этим он требует для себя больше свободы, больше хочется ему самому все решать, жить собственным умом, и чтоб ему было больше позволено, все хочется испытать и попробовать. И первое, с чем он сталкивается – родители, они начинают ему запрещать. Потому что это может быть небезопасно для ребенка, либо это требует очень много внимания, а у родителей есть другие какие-то заботы, есть работа, есть уход за другими детьми, за домом, свои собственные интересы. И появляется первый такой большой конфликт интересов.

Причина плохого поведения: недостаток внимания  

Очень часто первая причина, по которой дети ведут себя плохо, – они хотят привлечь внимание. Почему-то считается, что если ребенок себя ведет хорошо, то все в порядке, и не надо его за это никак хвалить, а вот если он ведет себя плохо, то обязательно надо ему на это указать, наказать, применить какие-то санкции. А ребенку действительно нужно очень много родительского внимания, если ребенок не получает позитивного внимания, хорошего, положительного внимания, то он обязательно будет добиваться его другими способами. Какими? Пошуметь, напроказничать. Тогда родители точно бросят все свои дела и прибегут заниматься ребенком.

Ребенок свою долю внимания получил. Но какого? Нужно ли такое внимание? Поэтому я бы посоветовала родителям улучить тот момент, когда ребенок ведет себя хорошо, и хвалить его за это, говорить ему: спасибо за то, что ты, такой молодец, сам играешься, спасибо тебе большое, что ты вел себя тихо, допустим, или убрал за собой игрушки и позволил мне тем самым заняться своими делами. А плохие поступки какие-то, непослушание оставлять по возможности без внимания, не акцентировать на них какое-то повышенное внимание.

Причина плохого поведения: многочисленные запреты  

Другой причиной привлечения родительского внимания, непослушания, может быть борьба за власть: кто здесь главный? Как правило, это случается в тех семьях, где очень много запретов, когда ребенку много чего непозволительно. Родитель, естественно, руководствуется соображениями о безопасности и благополучии ребенка, но если вы видите, что ребенок с вами пытается за что-то бороться, каждый родитель, спросите себя: а действительно ли это ребенку нельзя? У нас распространено, что нельзя детям давать спички в руки, нельзя им давать ножики/ножницы, им нельзя на площадке залезать высоко – очень много чего нельзя. Ребенок познает мир, и когда ограничивают его свободу, он восстает и бунтует против этого, бунтует именно своим плохим поведением.

Я считаю, что ребенку можно дать и спички, можно рядом с собой поставить его и попросить помочь порезать салатик в 2, в 3, в 4 года. Но родитель обязан быть рядом, следить и контролировать этот процесс, чтобы создать для ребенка безопасные условия. Как правило, чем больше мы запрещаем, тем больше это вызывает интерес у ребенка, тем больше ему хочется это попробовать: если спички нельзя, то обязательно надо залезть и достать, когда взрослые не увидят, чтобы не отругали за это. А если ему дали это попробовать раз, два, три, пять, десять, в вашем присутствии он наигрался, интерес пропал, все, он перейдет к следующему какому-нибудь предмету. Поэтому бороться за власть с ребенком не надо.

У ребенка, в отличие от взрослого, гораздо больше способов и методов борьбы, потому что маленький ребенок не обременен пока моральными какими-то устоями, понятиями нравственности, понятием обещания. Они для него пока пустой звук, и он будет использовать (на войне как на войне) все методы, и родитель, как правило, проигрывает любую борьбу такую с ребенком.

Причина плохого поведения: ревность и непонимание  

Третья, можно сказать, по нарастающей, причина плохого поведения – это месть. Ребенок очень болезненно воспринимает плохое отношение к нему, испытывает ревность по отношению к своим старшим и младшим братьям и сестрам. На него очень сильное влияние оказывают разводы родителей, скандалы, какое-то непонимание. Особенно если ребенку не объясняют, что происходит, считают, что он еще маленький, он не понимает. С ребенком всегда нужно разговаривать на все темы, все что происходит в семье, нельзя его исключать, нужно говорить просто обо всем на доступном ему языке.

Так что если не делать этого, у ребенка очень сильно возрастает тревога, он не знает что происходит, он пытается найти сам для себя какие-то причины, причины фантастические, ужасные, страшные на его уровне, потому что родители никак не объяснили, ему что происходит. И очень часто он себя делает виноватым во всем этом и растет потом с очень большим чувством вины. И ребенок понимает, что ему сделали плохо, и у него появляется желание отомстить.

Я помню одного маленького ребенка, у которого родители находились в процессе развода, хотя были вполне нормальные, правильные в этом смысле родители, они объясняли ребенку что происходит. Но боль-то все равно остается, она может становиться меньше, как-то с ней легче справляться, он говорил периодически то маме, те папе, когда он виделся с мамой и с папой (там были нормальные отношения между супругами после развода). Иногда у него даже проскальзывала такая фраза: «Я уеду к папе, я там буду без тебя скучать, но пусть тебе будет плохо, когда мне будет хорошо». Вот ребенок таким вот своим способом просто пытался донести до родителей его боль. Он, просто говоря, мстил. Еще одна из причин плохого поведения детей.

Поэтому нужно все с детьми обсуждать, пытаться даже указывать детям на причину их плохого поведения, разговаривать с ними об этом. Как правило, бывает так, что ребенок услышал причину, как-то ее осознал, не факт, что он перестанет сразу же себя вести плохо, но ему уже не будет настолько интересно, когда родители не будут так вот заводиться, когда ребенок поймет, что это не он управляет поведением родителя, а все-таки родитель диктует ему правила, пока он еще маленький.

Причина плохого поведения: ограничение свободы выбора  

Ребенку нужно делегировать ответственность за свои поступки, ему нужно давать, чем старше ребенок, тем больше у него должен быть простор свободы выбора. Ребенку нужно давай позволять сталкиваться с последствиями своих поступков, ему нужно самому учиться жить. Потому что если этого не делать, то мы сейчас перейдем к четвертой причине, то ребенок растет неудачником, и это четвертая причина – он не верит в свои силы. Сначала мы ему все запрещаем, говорим: туда не ходи, так не делай, с этим не дружи, нужно ходить сюда, нужно заниматься вот этим. А потом, когда он вырастает, где-то после подросткового возраста мы удивляемся, разводим руками: что же он у нас такой безынициативный, ничего сам не может сделать, ничего в этой жизни не понимает, как же он теперь дальше будет жить?

Часто в тех семьях, где очень много построено таких вот «нельзя», «можно» и родители много решают за ребенка и командуют им, дети перестают верить в свои собственные силы, растут с ощущением неудачника. Помочь ребенку можно, сначала нужно найти ту задачу, с которой ребенок хорошо справляется, и обязательно много за нее хвалить, потом чуть-чуть побольше увеличивать для него какую-то задачу, еще чуть-чуть побольше, на неудачи стараться не обращать внимание. Если ребенок никогда не садился за уроки, и вдруг сам за уроки сел и стал их выполнять, не надо подходить к нему с фразой типа: «Ну вот можешь, когда захочешь!». Это потому что не одобрение, не похвала, это как бы лишний раз надавить на ребенка, что вот я была права и ты все равно должен был меня послушаться. Лучше поцеловать его, сказать: «Какой ты молодец, как замечательно, что ты делаешь уроки», – удалиться и не мешать ему в этом.

Комментарии к видео на

  •  
    Ирина Рыбакова 24 августа 2012, 21:07

    отделять себя от взрослых ребенок начинает не в 3 года,а тогда,когда начинает ходить,т.е.примерно в год.

  •  
    dorovskihalexander 8 марта 2012, 22:41

    Maria210905 Планирование семьи. Если у Вас какие то страхи сами обратитесь к психологу.

  •  
    Maria210905 27 февраля 2011, 14:17

    Планирование семьи или идеология разврата и геноцид?