Планирование семьи

Обучение детей с учетом их гендерных особенностей

 
 


В современном мире границы между мужчиной и женщиной практически стерты. Мы достигаем равных успехов в спорте, науке, бизнесе. Но наши природные различия никто не отменял, мы все еще очень разные. Как влияют гендерные особенности на развитие детей, рассказывает доктор психологических наук, заместитель директора Психологического института РАО Мухаммед Каншобиевич Кабардов.

Раздельное обучение и воспитание в условиях современного общества  

Мальчики, девочки, братья, сестры, слава Богу, есть во многих семьях, и мальчики и девочки – разнополые дети. Они вырастают с момента появления вместе, знают много об особенности сестер-братьев. Они уже знают, что такое мальчик, что такое девочка. Ну, по мере своего взросления, становления своего так сказать, как теперь говорят… понятия «я», идентификацией себя с собственным «я», со своим образом. То есть, у них все происходит, как и положено, в одной семье, в одной среде.

Представим себе, что девушки воспитывались в традиционном, хорошем (как это в 18-19 веке) понятии: юные барышни, которые должны соответственно себя вести. Как они себя поставят и будут отстаивать свое место в том социуме, к которому ведет глобализация мирового масштаба. То есть мы поставим мальчиков и девочек, мужчин и женщин в неравные условия. А сейчас очень важная проблема уже это как бы не половые различия, сейчас даже в науке говорят о гендерных различиях. То есть о тех социальных ролях, которые выполняют… приписанные женщинам, мужчинам, и какое место они занимают. То есть воспитывая, обучая их порознь, мы можем создать неравные условия. Ну, таких вопросов много.

Примеры были. Дореволюционные формы обучения, когда существовали гимназии для мальчиков, для девушек, для барышень, скажем еще раз. Но там знали более определенно: к чему готовить девушек. Что они, в основном, готовились чисто к женской профессии: к воспитанию детей, в лучшем случае, сами учителя, гувернеры, гувернантки и так далее. Там понятно, что там можно вести к этому соответственно начиная с форм поведения, задач, которые они будут решать лучшим образом, с характера, который они должны демонстрировать. Но в наше время, это, понимаете, это сложно.

Теперь представим еще хуже. Вот вы видите, что в наше время люди развиваются, богатеют, становятся супербогатыми. И вот можно перечислить поименно, что разбогатев, мужчины почему-то решались или осуществляли другую мечту – омолодить свою вторую половину. И вот, представьте, если мы будем воспитывать женщин, девушек в плане того, что для них предназначена особая роль, другая, нежели мужчинам. С чем они останутся? Их бросают в какое-то время. Может и наоборот, бывает, что женщина, превзойдя возможности, потенциал своего мужа, супруга, сама захочет его оставить. Но главное здесь, что опять неравное и уже биологическое развитие. Кто-то быстрее стареет, кто-то быстрее изнашивается органически и так далее. И в таких случаях вынуждены, допустим, расстаться или бросают, оставляют. Что делать одной из этих половин, если приучены, что они все… едино у них все. И вдруг все это рухнуло. Человек оказывается в взвешенном состоянии. То есть таких примеров «против» много, можно сказать.

Биологический фактор, который обязывает по-разному относиться к мужчинам и женщинам  

Теперь о главном. Биологическое развитие. Конечно же, биологически мальчики и девочки изначально с самой, фактически утробной самой жизни, они различны. И предназначение как бы, если взять по большому счету, разное, воспитание, в большей мере. Мужчины, как правило, меньше участвуют в воспитании и не вынашивают детей, и не знают, с чем это связано, насколько это сложно. И вот такие факторы и плюс особые режимы, которые нужны женщинам, девушкам, нежели мужчинам. Это биологическое различие, которое необходимо учитывать. Абсолютно точно, что с этим нужно считаться. В одно время было, что можно было ежемесячно женщинам, допустим, предоставлять какие-то дни разгрузки, отдыха и так далее. Сейчас это трудно представить – как это осуществлять. Если она – предводитель компании, она может себе позволить какой-то отдых там или отпуск. А основные – труженицы. Поэтому учет биологического фактора, то, что природа приписала женщинам и мужчинам – это как бы обязывает по-разному относиться к ним.

О различии мужских и женских способностей и возможностей  

Дальше. Способности и возможности. Посмотрите, сколько у нас в правительственных органах, среди чиновников, даже среди Думы, госаппарата женщин. Не потому что они не такие умные, а потому что они несколько другие. Да потом еще и мужское население сопротивляется продвижению женщин, девушек даже на место. Беря на работу, каждый работодатель пытается выяснить – сколько лет, молодожены если, сколько лет… (недавно этот вопрос поднимался у нас с коллегами). Один работодатель берет… это ученый, это работодатель другого плана, но тем не менее, спрашивает: «Я вас с удовольствием возьму, но просьба – два-три года не рожать детей». Вот, пожалуйста, какие ограничения существуют. Потому что если хочешь защищать диссертацию, работать над темой… при появлении ребенка это растягивается вместо трех-четырех на десятилетия. Это тоже особенность. То есть, препятствий, чинимых женщинам, достаточно много.

Но не все женщины стремятся занять высшие посты в государстве или там учреждениях. Тем не менее, многие это умеют и демонстрируют. То, о чем можно сказать, что да – по умственным возможностям, по способностям нельзя сказать, что мужчины умнее женщин или женщины умнее мужчин. Бывает, что есть женщины, которые умнее очень многих мужчин. Есть мужчины, которые уступают женщинам, соответственно. И наоборот, есть разные проявления таланта, одаренности, которые превосходят мыслимое число среднестатистических возможностей женщин. Но это одно другого не исключает.

Просто, вспомнил сейчас: однажды на прямой эфир попросили (по-моему, с «Маяка»), задали вопрос: «Скажите, пожалуйста, как бы вы ответили, кто умнее – мужчины или женщины?». Я говорю: «Это с какой стороны посмотреть». Я обычно вот рассказываю о половых различиях студентам. Это входит как раз в раздел дифференциальной психологии или психологии индивидуальных различий. В данном случае, групповые как половые различия. Или есть еще понятие «половой диморфизм», то есть происхождение двух видов человеческих особей.

Рассказываю: умственные интеллектуальные тесты показывают, что в среднем, мальчики показывают более высокий уровень, чем девочки. Но это еще не все способности. Есть еще так называемое достижение. Учебная деятельность, успеваемость академическая, начиная со школьной, с первых классов, скамьи до окончания школы. И в вузах, если посмотреть статистические оценки достижения – это тоже способности. Там уже кривая распределений меняется. Более высокие оценки, как преимущественно, у девочек, у девушек, у женщин. Поэтому я и рассказываю: если взять с точки зрения того, как прилежнее осваивают знания, даже если это наука или какая-то сфера деятельности, естественно, лучше делают девушки, женщины. А если посмотреть математическую сферу, техническую область, к которым мало у кого из девушек намечается сызмальства тяга, то можно говорить, что мальчики здесь превосходят.

И вот тогда я и говорю утешительное заявление. Все тесты умственного развития придуманы преимущественно мужчинами, поэтому можно успокоиться на этот счет. Потому что они придуманы для себя и по собственному образу и подобию. Это не только шутка, в этом есть доля истины. Большинство тестов, действительно, так. Как ты придумаешь тест, предложишь другим такие испытания, через которые сам не прошел? И проходя через эти же испытания, проверяя своих знакомых, друзей, приходишь к мысли, что да, действительно, эти показатели градуируются. Они характерны для более низкого, среднего и уже высокого. И вот так создавая испытания, то, что называется, тесты психологические и подбираются, в основном, для мужчины. Это один момент.

Онтогенез психического развития  

Теперь онтогенез развития, онтогенез психического развития любого плана. Общего развития, специального, способности и одаренность, как сейчас стало модно: проблема одаренности. Это очень важные вещи, но среди одаренных детей полно и девочек и мальчиков. Но сам факт развития, этапы прохождения, скорость вызревания совершенно различна. Если девочки начинают рано, более рано, в более раннем возрасте говорить уже членораздельно, понятными фразами, правильными, более длинным фразами высказываются. Это с двух лет девочки уже начинают хорошо говорить. Мальчики позже и хуже в начале. Но это опять не означает, что все мальчики такие и все девочки другие. Это означает, что в среднем статистически это показано, что девочки раньше созревают, и особенно они демонстрируют большие способности в речевой деятельности. Речь у них правильная, хорошая. Болтушки они изначально, общительные. И все эти способности у девочек проявляются раньше. Мальчики запаздывают. Теперь смотрите, это надо учитывать, вот это неравенство роста развития. Ну, к какому-то возрасту, ну, скажем, в десятилетнем возрасте, показано, что выравниваются эти способности речевого развития.

Но опять же, есть ряд сфер… почему, видимо, разделение труда и существует, ряд сфер деятельностей, в которых мальчики лучше будут успевать, девочки лучше. Возьмите искусство. Танцы. Вы не найдете мальчика, или парня, мужчину, который так бы легко осваивал танцы, так плавно, легко бы плыл или летал бы, как девочки это умеют делать. Ну, тут скажут, что, конечно, они более трудолюбивы, они перед зеркалом могут часами упражняться, заниматься и так далее. Тем не менее, эти способности у девочек лучше проявляются. Соответственно, в каких-то областях эти задатки будут проявляться.

Вербальное развитие мальчиков и девочек  

Что касается вербального развития. Опять же нужно сказать, словесного речевого развития. Логическая сторона дела за мальчиками. Образная система речи, эмоциональная сторона, если вычленять в речевой сфере, в речевой коммуникации, то это опять преобладание, преимущество на стороне девочек. То есть, я хочу просто на отдельных примерах показать, что развитие идет асинхронно, скажем там. И где-то выравнивается, где-то девочка опережает, потом мальчик догоняет, опережает и так далее.

Очень модное направление прошлых десятилетий, сейчас это тоже существенное направление в науке психологии. Так называемое полушарное различие. Это уже касается морфофизиологических факторов. Девочки более правополушарны, мальчики более левополушарные. Здесь есть для этого определенная почва. Тем не менее делить на правополушарных, на левополушарных не будем так с ходу. Но я хочу просто сказать, что как по свойству нервной системы, как по строению мозговых функций, ассиметрия этих функций, опять же, мальчик и девочка различаются.

Комментарии к видео на

  •  
    GoodMotherChildren 18 ноября 2012, 15:35

    Согласна на все 100%!

  •  
    Antement 30 марта 2012, 13:04

    Kbarov, tebe v batuwki , a ne psihologi. Shalom rav!