Планирование семьи

Нужно ли заставлять ребенка ходить в секции?

 
 


Современная жизнь требует от нас больше знаний, умений и навыков, чем может дать базовое образование. Поэтому родители с удовольствием отдают детей в различные кружки, секции, на курсы. Конечно, дополнительное образование повышает уровень развития и открывает новые возможности для самореализации, но стоит ли навязывать ребенку это образование против его воли? На этот вопрос отвечает психолог Андрей Вячеславович Гликин.

Как стимулировать желание ребенка заниматься в секциях?  

Отдавать ребенка против его воли в какие-то кружки, секции, дополнительные занятия или все что угодно, я считаю, что это достаточно тонкий момент, но все-таки стоит. Потому что речь идет о ребенке, который пока не в состоянии адекватно оценить последствия того, что происходит, то есть последствия хождения или нехождения в какой-то кружок, секцию, на дополнительные занятия, он пока не в состоянии это оценить, и тут, в общем, вся ответственность за это ложится на родителей. Если против его воли впрямую так ставить вопрос, то, конечно, нет, не надо отдавать, если ребенок прямо не хочет и все, ничего нельзя делать. Но сделать так, чтобы он захотел идти в выбранную вами секцию, это вполне можно, это вполне реально с помощью родителей. Родители могут.

Если вы каким-то образом сказали: «Слушай, сын мой, ты будешь ходить в бассейн. Мы хотим, чтобы ты ходил в плавание», а он говорит: «Я не хочу, я воды боюсь», еще какие-то причины, вообще не хочет, не важно, какие причины, надо как-то уделить внимание этому, отметить его нежелание ходить. То есть надо с ним сходить просто в бассейн, посмотреть чем там занимаются, надо посмотреть, что там делают дети такие же, как он, перед тем, как записывать. То есть пробудить у него интерес какой-то к этой деятельности. Пускай минимальный. Но если это насильно, ребенок говорит: «нет, я не пойду», а вы говорите: «нет, ты пойдешь», что из этого получится? хорошо, он некоторое время походит в бассейн и потом это все бросит.

Самое интересное, что такие вещи (начал одно дело – бросил, потом родители говорят: ну что ты ходил в бассейн – бросил, давай мы тебя запишем в футбол, тоже походил – бросил, давай мы тебя запишем на иностранный язык, он походил – бросил), такая система достаточно негативно влияет на ребенка. То здесь опасность в чем? Он начинает какое-то дело и не завершает, не доводит его до конца, потому что ему не интересно. А почему не интересно, а потому что с трудностями столкнулся, и вот те трудности, которые нужно бы преодолеть (собственно говоря, преодоление трудностей воспитывает характер, личность), вот как раз тут-то он и пасует. Ему проще бросить это и начать что-нибудь новое. Это тоже такая тенденция, которая в жизни не полезная.

Значение учебной деятельности для детей дошкольного возраста  

Еще один важный момент, который бы хотелось осветить, – это когда ребенка отдают достаточно рано в какую-то секцию, чаще всего это бывают английский, немецкий, французский языки. Это сейчас принято –отдать чуть ли не с 3-5 лет, но тут есть подводный камень большой. Для детей в этом возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, и учебной деятельностью он только к концу младшей школы овладевает. И, собственно говоря, воспринимая вот эту учебу, то есть с ним занимаются там репетиторы, воспринимает он эту учебу, как игру, и приобретает этот опыт. И для него любая учеба становится игрой, то есть такое несерьезное отношение формируется к любой другой учебе.

Еще такой фактор есть, когда родители отдают до школы в какие-то учебные учреждения, или обучать чему-то и делают это достаточно интенсивно, сильно. Тогда происходит момент, что ребенок привыкает к этим, как бы назвать, игровым – учебным отношениям. А это что? Это маленькая группа в лучшем случае или просто персональный учитель, который занимается с ребенком. И придя в школу, в класс, где 30 человек, он не понимает, что происходит, он требует к себе такого же отношения, как было до это, когда его учитель обучал за деньги, и начинается неудовлетворение тем, что получилось. И когда он понимает, что это надолго, на 11 лет, у него может возникнуть отвращение к учебе вообще. Потому что внешние обстоятельства не соответствуют его ожиданиям. А его ожидания, он имел опыт учиться с хорошей преподавательницей английского языка, которая в нем души не чаяла, и все было хорошо, и не ругала, а только хвалила, а в школе у учителя 30 человек, только хвалить как-то не получается.

Как узнать: ребенок не может или не хочет?  

Если прибегать к слишком большим усилиям в заставлении ребенка что-то сделать, то, скорее всего, он этого не хочет делать. Но тут надо смотреть аккуратно, то есть если он не может, тут очень просто, если он действительно не может, не способен, то ему надо помогать. Приведу пример, ребенок не умеет кататься на велосипеде. Что делают родители? Родители берут и начинают помогать, они его поддерживают, он крутит педали сначала, как-то едет неуверенно, потом отпускают, и все, он поехал. Вот это действительно, ребенок не мог кататься на велосипеде, с помощью родителей он научился кататься на велосипеде. Но если он не хочет кататься, как его ни поддерживай, катиться не будет, он найдет 1000 причин упасть, заплакать или еще что-нибудь сделать.

Так же и здесь, в отношении к занятиям дополнительным или не дополнительным. То есть вот к занятиям ребенка. Если он действительно не может по каким-то причинам чем-то заниматься, надо ему помочь. Надо ему рассказать, объяснить, я не знаю, какое именно занятие привести, например, он пропустил какую-то тему по алгебре, не знает каких-то формул, и он не может решить уравнение, которое ему задали на дом. Ну, с ним надо пройти эту тему. Если он просто по своей лени не хочет делать уроки, то есть он, в принципе-то, все знает, но более интересные дела в жизни есть в это время суток, чем делать уроки. Тут дисциплинарные меры, то есть его надо воспитывать, чтобы он самоорганизовывался, не надо там как-то ругать наказывать, но нужно его подталкивать к этому.

Я все время привожу такой пример: если ребенка спросить, что он хочет, есть конфеты или чистить зубы, конечно, он выберет есть конфеты, но чистить зубы надо заставлять. Тут есть некий элемент насилия, конечно, над ребенком, потому что по идее-то он конфеты хочет. Зачем ему зубы чистить, считает ребенок. Но вот это элемент насилия должен быть наиболее смягчен, он не должен выглядеть действительно, как насилие: иди быстро чистить зубы, кому я сказал! Он должен чистить зубы не потому, что на него прикрикнули, а потому, что так делают все, это средство гигиены, ухода за собой, то есть по этим причинам он должен чистить зубы. Естественно, когда начинают детей приучать к чистке зубов, в 6 лет, 5 лет, вот, конечно, он этих не понимает вещей, что такое гигиена, но надо найти слова, чтобы его убедить это сделать, чтобы он это насилие не воспринимал, как насилие. И так же с обучением. Если он не хочет учиться, надо ему применить какие-то методы, чтобы объяснить, почему это надо, чтобы он понял, что это хорошо.

Комментарии к видео на

Показать предыдущий 1 комментарий
  •  
    growlod 15 января 2013, 21:04

    да?

  •  
    lexamuray2008 15 января 2013, 20:58

    Грузчиком обычно работают те, кто пишут слово "груЩик" с ошибками, но чаще такие работают чистильщиками канализаций! :)

  •  
    growlod 13 января 2013, 13:55

    и работать грущиком