Планирование семьи

Могут ли родители влиять на характер ребенка?

 
 


Характер – это то, что каждый человек получает с рождением, устойчивые черты, устойчивое отношение к себе и миру. Если у вашего ребенка спокойный и покладистый характер, считайте, что вам повезло. Но если у вашего малыша обнаруживаются сложности в характере, которые проявляются в невнимательности, в непослушном или агрессивном поведении, это повод обратиться к психологу за консультацией, чтобы определить глубину проблемы и найти подходы к ее решению. О том, как родители при помощи специалиста могут изменить характер поведения ребенка, рассказывает практикующий детский психолог Лариса Викторовна Соловьева.

К каким специалистам можно обратиться, если у ребенка сложный характер?  

Сегодня мы поговорим о характере. Характер – это то, что дается человеку с рождения, достается с генетическим материалом. Это врожденные черты устойчивые, устойчивое отношение к себе, к миру. Очень часто родители, которые обращаются по вопросам воспитания, говорят: «Мы, папа и мама, совершенно одинаково относимся к двум-трем своим детям. Но у нас совершенно разные дети, у нас совершенно невозможный характер у одного ребенка, и совершенно покладистый, спокойный и уравновешенный второй ребенок. Как нам быть, что нам с этим делать? Воспитание, стиль воспитания одинаковые». В таком случае я обычно говорю: вы совершенно правы. Если один из двух или трех детей у вас обладает характером спокойным, уравновешенным, покладистым, это ребенок адаптированный, тогда вам просто очень повезло. И вам нужно ориентироваться на свой опыт воспитания этого ребенка.

Но если у ребенка есть сложности характера, то подходы к воспитанию несколько отличаются. Для этого просто напросто нужно прилагать больше усилий. Относиться более чутко к тем приемам, к тем правилам, которые выполняются по отношению к этому ребенку. И для начала нужно разобраться: все ли в порядке, здоров ли ребенок, нет ли у него эмоциональной возбудимости, нет ли у него гиперактивности и так далее. Это можно сделать на приеме у психолога, и если психолог видит необходимость разобраться дальше, глубже, и более комплексно подойти к решению этой проблемы, то такого ребенка и маму, естественно, отправляют в первую очередь к неврологу, по необходимости к психоневрологу, для того чтобы посмотреть, есть ли такие вещи, которые называются патология характера или то, что я уже говорила, гиперактивность, повышенная импульсивность, повышенная эмоциональная лабильность и так далее.

То есть в некоторых случаях необходимо подключить врачей к решению вопроса - достаточна ли с этим ребенком педагогическая и психологическая коррекция, которая может научить, показать, терапевтировать через игротерапию, через консультирование мамы психолога, или в этом случает необходима все-таки помощь других специалистов как то врач-психоневролог, врач-невролог.

Какие черты характера считаются устойчивыми?  

Классификаций бывает много разных, но отличаются они от классификаций, которые дает психиатрия, тем, что это не заболевания, это именно характер, который так или иначе похож. Но вот набор неких черт устойчивых у здорового человека, или в данном случае мы говорим о ребенке, у здорового ребенка, подразумевает, что это норма, которая имеет некоторые особенности, такие или иные, то в случае заболевания это выраженные особенности или акцентуированный, выраженный характер, который может быть сложным.

Какие черты характера считаются сложными?  

Сложным может быть, например, органический характер, сложным может быть эпилептоидный. Ну, сложным для чего? Сложным для самого человека, прежде всего, для самого ребенка, потому что любой ребенок непослушный в первую очередь сам страдает от того, что он не может управлять своими эмоциями, не может управлять своим поведением. Как правило, его постоянно за это наказывают, осуждают, навешивают ярлыки, что он непослушный, что он слишком активный, гиперактивный.

Да, действительно, есть определенные характеры, определенные сочетания черт у человека вообще, и у ребенка в частности, которые доставляют много хлопот родителям. Иногда их называют в совокупности нескольких разных сочетаний, разных черт характера у одного ребенка, как «особенный ребенок». Вот меня как-то это больше устраивает, вот такая иерархия. Как бы названия там «эпилептоидный» или «органический», во-первых, это как-то пугает родителя, нет смысла навешивать такой ярлык.

А для родителя важно понять, что да, особенный ребенок, скорее всего, он обладает такими-то, такими-то чертами. И есть разработки, есть анкеты для родителей, в которых они указывают, например, что ребенок не удерживает долго внимание, неусидчив, он не может сосредоточиться на одном деле, он очень эмоционально воспринимает инструкции, он не готов выполнять их сразу. Это ребенок, который, как правило, родители говорят, который не слышит. «У меня такое впечатление, – говорит мама, – что он меня не слышит, сколько бы я ни говорила».

Приемы общения с непослушными детьми  

Если родители, допустим, придя к психологу либо наблюдая за своим ребенком, пришли к выводу, что у них действительно ребенок особенный, то есть он как-то отличается от детей-ровесников у знакомых, либо в детском саду, либо просто во время прогулки во дворе, они видят, что он действительно отличается, что им сложно с ним справиться, сложно с ним совладать, конечно, существуют определенные приемы, они достаточно универсальны.

Вообще воспитание ребенка обычного, любого ребенка, и воспитание ребенка особенного – в принципе, это одно и то же, это терпение, это творчество, это умение находить подходы и умение находить правильный подход к данной ситуации и к данному ребенку. Либо это дается человеку с рождения, какая-то интуиция, может быть, переданный уклад жизни из семьи родительской в семью молодую. И в некоторых случаях родители действительно справляются хорошо с этим. Но если не справляются, тогда нужно идти к психологу и тогда нужно разбираться.

Во-первых, нужно определяться все-таки с диагнозом, поскольку сложный ребенок, у которого диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, скорее всего, это ребенок, которому помимо консультаций и обучения мамы и работы непосредственно с ребенком, нужно медикаментозное сопровождение. Потому что мамы, папы, которые, допустим, до 3-4 лет (кстати, СДВГ раньше 4 лет не ставится как диагноз), ребенок, который до 3-4 лет был неуправляемым, сложным, родители все время натыкались на какие-то трудности и непонимание, что делать в этой ситуации, в той, в третьей, в десятой и так далее, то есть уже настолько у них наболело, они уж настолько раздражены, они настолько устали, что для того, чтобы поддержать их и выровнять ситуацию, необходимы какие-то более быстрые что ли меры.

Вообще это вопрос времени, конечно, и того времени, тех усилий, которые родители готовы положить на алтарь изменения поведения этого ребенка. Как правило, это жалобы на поведение. В таком возрасте, о котором мы говорим, когда ставится диагноз, например, СДВГ, это все-таки ребенок 3-4-5 лет. Как правило, родители приходят и говорят, что он неуправляемый, и нас не устраивает его поведение, не можем ничего сделать.

Поэтому для начала нужно установить контакт, то есть это глаза на уровне глаз ребенка, убедиться в том, что он нас видит и слышит по крайней мере (если со слухом у него все в порядке, как минимум, он вас слышит) и говорить короткую, четкую инструкцию. Если эта инструкция, допустим, для достаточно маленького ребенка 3-4 даже 5 лет, для гиперактивного ребенка, состоит из нескольких блоков – пойди на кухню, возьми то-то, зайди в ванну вымой руки и вернись в постель – то вполне возможно, что этот ребенок, дойдя до кухни, может забыть, растерять всю остальную информацию. Не потому, что он глупый ил неразвитый, это такая специфика его восприятия окружающего мира. То есть инструкция должна быть четкой, и она должна быть разбита на определенные части. Вот это один из приемов, когда вы хотите, чтобы ребенок вас слышал.

Как помочь ребенку выстроить границы поведения?  

Для того чтобы сказать, что этот ребенок совершенно трудный, нужно по меньшей мере определиться в том, что у него точно есть диагноз, который сочетает в себе органические нарушения. То есть есть дети с органическим характером, и есть дети с органическими нарушениями. Если эти нарушения достаточно грубые, то без медикаментозного лечения выстраивать личность этого ребенка в рамках нормы очень сложно действительно и педагогу в садике, и родителям. Но в основной массе дети здоровые, имея определенный характер, определенные поведенческие особенности поддаются воспитанию и изменению ситуации все.

Что касается отношений ребенка с окружающим миром, со взрослыми, с ровесниками, конечно, когда мама приходит на прием, мы обсуждаем все эти аспекты – как ребенок ведет себя в садике, как ребенок ведет себя в школе, если это, допустим, начальная школа. Как он ведет себя в семье, и, как правило, опять же, исключая грубые, органические нарушения или какую-то психиатрию, которую обязательно нужно дифференцировать, обязательно нужно диагностировать, если ребенок из ряда вон какие-то поступки совершает. Это необходимо сделать в первую очередь в абсолютном большинстве случаев. Это особенности поведения, которые накладываются на особенности характера ребенка и подкрепляются воспитанием в семье. И как правило, этих проблем, в плане воспитания, если это дошкольник, все-таки больше бывает в семье, потому что ребенок приходит в детский сад, и если там выстроена иерархия отношений, выстроен четко режим дня, структура дня, то он вписывается более или менее в ту обстановку, в которой он находится.

Из ряда вон выходящим он становится дома или на улице с детьми, с которыми он гуляет в песочнице, где он ведет себя как-то агрессивно, опять же, не агрессивно, а внешне это выглядит агрессивным. Поэтому помочь ребенку можно через занятия с ним, через терапию и обязательно через консультирование, через занятия с мамой. Это такой достаточно длительный процесс. Для того, чтобы помочь конкретному ребенку, нужно помочь ему через маму. Совершенно невозможно отделить два этих процесса, это тоже подтверждает большой опыт.

Я считаю, что методы воспитания достаточно универсальны, трудный это ребенок, или обычный это ребенок, или особенный это ребенок. Конечно, есть подходы, которые мама осваивает в процессе консультации психолога, врача и так далее. Эти подходы достаточно хорошо описаны в специальной литературе для родителей. Это необходимость налаживать контакт зрительный, это необходимость добиваться того, чтобы ребенок тебя услышал, это необходимость добиваться того требования и результата, которое вы заявили, либо не заявлять это требование. Потому что последовательность в отношениях, любовь к ребенку, принятие ребенка наравне с правилами и иерархией, с требованиями, которые выстраиваются как бы заново в каждой семье, в каждой молодой семье, в которой строится и оформляется новая жизнь.

Выстроить ребенку границы, показать ему рамки, в которых ему спокойнее, комфортнее существовать – это даже не полдела, это та основа, та база, в которой ему комфортно, в которой он становится менее агрессивным, менее импульсивным, менее взбудораженным и так далее. Это очень важно. Важно выстроить отношения в семье и уже на этих выстроенных отношениях корригировать поведение ребенка в ту сторону, в которую необходимо. Чтобы ему самому в первую очередь было спокойно, комфортно, гармонично развиваться.