Планирование семьи

Влияние на ребенка критики в семье

 
 


Казалось бы, такая простая фраза «Я в тебе разочарован», адресованная ребенку, на деле может сломать его личностное «я» навсегда. Какую негативную роль несет критика родителей? Каков на самом деле результат частых придирок к молодому, еще не сформировавшемуся человеку? Серьезные ответы на «несущественные» вопросы дает Лариса Григорьевна Михайлова, врач-психотерапевт высшей категории.

Факторы, негативно влияющие на формирование личности ребенка  

Я хочу поговорить о том, как влияет высокий уровень критики в родительской семье на будущее ребенка. На его здоровье, социальный успех и будущую семейную ситуацию. Часто мы всуе говорим, что все болезни от нервов, что все родом из детства. А как действительно это происходит, и происходит ли, давайте посмотрим на это.

Когда ребенок появляется на свет, он растет не только как физическое тельце (ручки, ножки), но он развивается как личность. У него возникают какие-то понимания жизни, философия, мировоззрение, правила, по которым он взаимодействует с собой, с миром, с другими. Это происходит в детско-подростковом возрасте, так условно можно сказать. И в этот период времени разные события влияют на то, как ребенок в дальнейшем будет взаимодействовать с этим миром.

Если ребенок сталкивается с какими-то критическими, форс-мажорными обстоятельствами – война, беженство, катастрофы какие-то, то это, конечно, повлияет на то, какие правила в жизни у него возникнут. И это является фактором риска, вот такие обстоятельства, которые приводят к развитию эмоциональных расстройств уже во взрослом состоянии. И если ребенок рано сталкивается с какими-то утратами – это также фактор риска для возникновения эмоциональных расстройств: обид, страхов, социальных сложностей.

Если ребенок растет в семье, в которой есть значительные проблемы: неполная семья, химическая зависимость кого-то из членов семьи, тяжелые психические или соматические заболевания или те же эмоциональные расстройства у кого-то из родителей или близких, – это также влияет на те правила, которыми в дальнейшем этот уже взрослый человек руководствуется.

Также если ребенок имеет какой-то физический недостаток. Ну, допустим, детское ожирение, которое потом исчезнет, и этот уже бывший ребенок, став взрослым, имеет те же формы, что и другие люди. Но правило-то у него возникает, когда он видит, что он отличается от других, слышит какие-то клички и прозвища. И поэтому это влияет на то, какие правила формируются и влияют во взрослом состоянии.

И последний фактор риска – это высокий уровень критики в родительской семье. Если предыдущие факторы, понятно, что они травматичны, что они влияют, то, возможно, этот момент не совсем понятен. Так как в нашем российском обществе очень распространена критика, особенно детей. И вот давайте на этой модели, может быть, менее травматичном факторе, но наиболее распространенном в нашей российской ментальности, посмотрим, как это приводит к формированию определенных правил, установок и поведения в дальнейшей жизни у такого бывшего ребенка.

Как ребенок воспринимает критику?  

Итак, когда ребенок появляется на свет и растет, развивается не только как тело, но и личность, и вот если посмотреть на маленьких детей, то можно видеть, что они бегают, прыгают, смеются, веселятся – им хорошо на белом свете. Конечно, шарики дарят, конфетки дают, в цирк ведут, действительно, хорошо. Сказка. И вдруг такой ребенок слышит: «Ты не такой умный, ты не такой ловкий, ты не такой быстрый, ты не такой красивый», – целый пакет каких-то претензий. Ребенок такой уже понимает, что в сказке все только хорошее. Значит, он не может быть в сказке, если он не соответствует этому сказочному образу.

Такой ребенок начинает искать какие-то выходы, потому что ему нравится в этой сказке, он хочет там быть. Он думает: «А если я буду стараться, может быть, я останусь в этой сказке? А если я буду все выполнять, что говорят взрослые, родители, может, я буду в этой сказке? А если я буду всегда при взрослых, при родителях, может быть, я смогу быть в этой сказке?». И вот эти отдаленные представления правил, которые возникают у такого ребенка, имеют очень отдаленные последствия.

Последствия деструктивной критики в развитии детей. Специфика негативного восприятия самого себя  

В семье с высоким уровнем критики у ребенка формируется негативная схема восприятия себя, своих способностей в сочетании с высокими требованиями к себе и стандартами. Именно это задает такой соревновательный тон, который сопровождает такого ребенка по жизни. И у такого ребенка с негативной схемой восприятия себя возникают установки: «Я не компетентен», то есть я не такой быстрый, я не такой ловкий, я не такой красивый, усредненное вот «я не компетентен». Или «меня нельзя любить, потому что я не такой ловкий, не такой быстрый, не такой красивый» и так далее. И вот эти установки, появляясь в детско-подростковом возрасте, в дальнейшем перестают замечаться, как воздух, которым мы дышим. Но тем не менее эти установки очень влияют на то, как воспринимает реальность, как действует в реальности такой ребенок.

Последствия деструктивной критики. Специфика негативного восприятия ситуации и себя в ней  

И эти его выводы вот «если я буду стараться», они трансформируются в такое правило: «Я должен много и хорошо работать, чтобы моя некомпетентность не проявилась». И получается, что принимая такое решение, он мало отдыхает, так как в сутках 24 часа. Если такой бывший ребенок будет много работать, значит, он будет мало отдыхать. И чтобы иметь всю информацию о предмете компетентности, нужно ее отслеживать. «А вдруг эта информация будет поступать, когда я отдыхаю? Значит, я не должен полностью расслабляться во время отдыха. Я должен отслеживать канал доступа к информации». И тогда эта формула уже выглядит: «Я должен много и хорошо работать. Мало и некачественно отдыхать, тогда моя некомпетентность не проявится».

И вот эта установка поддерживает такую стратегию компенсаторную как гиперответственность. Много работать, быть ответственным за информацию. И если она тиражируется годами и десятилетиями, то, естественно, она приводит к хронической усталости. То есть это нарушение физического здоровья в связи с такой обстановкой критики, негативной схемы восприятия себя и развитием в дальнейшем вот таких вот последовательностей. Также у такого ребенка, который растет в семье с высоким уровнем критики, может возникать и компенсаторная стратегия избегания, которая проявляется в таком его выводе, что «я буду выполнять все, что говорят взрослые, родители».

И ребенка обучают, например, аккуратности, говорят, что надо надевать слюнявчик, брать глубокую тарелку, держать ложку в правой руке, и еще целый пакет каких-то инструкций. И ребенок с какого-то момента решает, что он не будет экспериментировать – как без слюнявчика, как без ложки, как без тарелки. И давно уже ему не нужен слюнявчик, а правило избегать риска остается. И такой ребенок откажется поступать в институт с высоким конкурсом, потому что это риск не поступить. Откажется, может быть, от вышестоящей должности, потому что это риск проявить некомпетентность. И так такой бывший ребенок идет по жизни, не рискуя брать те шансы, которые жизнь ему дает. И в итоге он не удовлетворен собой, он не реализован, и вот эта внешняя функция родителей ругать-критиковать становится его внутренней функцией.

Влияние деструктивной критики на развитие психосоматических заболеваний у детей  

Он начинает себя грызть: «Как же я не подумал, как же я не предпринял?» и прочее. То есть получается, как вот врачи говорят про язвенную болезнь желудка: человек себя сгрызает сам, то при такой стратегии избегания возникает множество психосоматических болезней. В частности, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь с этими последствиями – инфарктами, инсультами и так далее, бронхиальная астма и более 70 % всех болезней считаются психосоматическими. То есть получается, что внешний конфликт переходит внутрь человека и находит какой-то слабый орган, где возникает какое-то психосоматическое заболевание. Поэтому вот эта стратегия избегания, она также повергает здоровье в виде таких психосоматических расстройств.

Последствия деструктивной критики. Специфика негативного восприятия себя с окружающими людьми  

Если рассмотреть вот эту стратегию избегания в социальном ракурсе... вот говорят, что жить вообще опасно, кирпичи на голову падают, и, чтобы защитить себя, чтобы быть в безопасности, человек не выходит из дома, он остается в своих стенах. И тогда получается, что он не имеет возможности получать поддержку общества, не имеет возможности профессионально развиваться, иметь друзей, иметь семью. То есть он инвалидизируется как социальный объект. Получается, что эта стратегия избегания приводит не только к повержению здоровья, но и к социальной такой неактивности.

Третья позиция, когда ребенок решал, что он будет всегда при взрослых, при родителях, приводит к тому, что такой бывший ребенок обязательно должен иметь кого-то рядом, кто будет подсказывать, как действовать, какие шаги предпринимать, – родители, друзья, начальники, соседи. А когда он оказываться один, он совершенно беспомощен. То есть вот эта стратегия, зависимость от других, она реализуется таким образом. И если ее прочитать немножко вот с таким вариантом, зависимость от других – необязательно людей – алкоголя, табака, наркотиков, лекарств и так далее, тогда мы говорим о таком повержении здоровья как химическая зависимость.

То есть получается, что такой ребенок, подрастая, рискует, сопровождая такими компенсаторными стратегиями, иметь следующие нарушения здоровья, социальной активности, о которых я сказала. И когда происходит какая-то провоцирующая ситуация или, как мы говорим, стресс (болезнь, разъезд, трудная жизненная ситуация), то вот эти компенсаторные стратегии ломаются на время, потому что они к рутинной жизни приспосабливают человека. И тогда вот эти его установки, которые возникли в детстве, начинают звучать, как набат, негативными мыслями: «Я не справлюсь, я причина всех несчастий, у меня нет будущего, я безнадежно болен».

И эти негативные мысли переходят в негативные эмоции: тревога, печаль, разочарование, беспомощность, безнадежность. И любые эмоции, и эти в том числе, обязательно имеют телесное представительство. Возникают самые разнообразные телесные симптомы, и неважно где они локализуются, как они выполняются, но всегда, при любых телесных симптомах, происходит потеря энергии, трудности концентрации внимания, нарушение сна, пищевого поведения, социальная неактивность. То есть таким образом проявляется как какая-то болезнь, какие-то телесные симптомы. И если, например, человек обращается за лекарственной помощью, постепенно под воздействием лекарств регулируется энергия, концентрация внимания, сон, аппетит, социальная активность.

Если мы ничего не делаем с этим негативным мышлением и с этими негативными эмоциями, значит, любая стрессовая ситуация, которых в жизни полным-полно, снова и снова включает вот этот драйвер. И получается, что для того, чтобы быть здоровым, очень важно не только регулировать какие-то телесные проявления, но и мышление и эмоционирование. И тогда получается, что человек, который вырос в семье с высоким уровнем критики, нуждается в такой психотерапевтической помощи, в пересмотре тех установок, которые возникли в детстве под воздействием вот таких обстоятельств, или в развитии навыков, которых у него не возникло: социальной устойчивости, автономности, поддержки себя.

Влияние родительской критики на личную историю ребенка  

Поэтому получается, что высокий уровень критики приводит к таким последствиям, и более того, вот такой стиль, такая модель тиражируется и в следующем поколении. То есть ребенок вырос в такой родительской семье, где существовала критика, освоил эту модель, он несет эту модель по жизни, обучая своих детей, внуков такой же модели. И получается некий заколдованный круг. Поэтому высокий уровень критики способствует повреждению и здоровья, и социальной активности, и не дает полного воплощения, самореализации, и влияет еще и на будущее поколение. И в связи с этим важно пересмотреть эти стратегии. Для этого существует, например, психотерапевтическая помощь, когда человек обращается за этой помощью, чтобы вот эту модель, которую он освоил в родительской семье, изменить на более конструктивную.

Комментарии к видео на

Показать предыдущие 2 комментария
  •  
    Marija Klim 5 января 2013, 15:19

    Нудота страшная

  •  
    01roppot 10 июня 2012, 19:25

    Ой ребята психологи и психотерапевты,какие же вы сплошь и рядом примитивные и однообразные. Не всякое учение и не всем на пользу идёт. Родители почти всегда мудрее вас и когда ребёнка похвалить а когда поругать гораздо лучше понимают.

  •  
    srbrncrn 24 апреля 2012, 18:39

    родителям- включать мозги надо, даже если сами жертвы критики в детстве. порочный круг надо ломать.