Планирование семьи

Как правильно организовать игровую деятельность?

 
 


Игровая терапия является не только эффективным инструментом раскрытия личности ребенка, но и хорошим способом оценки его психологического состояния. Детский психолог, игротерапевт Елена Владимировна Богина рассказывает о том, как устроена комната для игровой терапии, какие типы игрушек применяются в игре и что означают сюжеты игр, которые выбирают дети.

Как должна быть оборудована комната для игровой терапии с детьми?  

Сейчас я хочу рассказать, как организована игровая комната. Обычно это пространство, эта комната, примерно 15 квадратных метров, она поделена на зоны. Одна зона покрыта линолеумом — это зона для игры с водой и песком, вторая зона покрыта ковром — на нем ребенок может валяться, играть, кувыркаться, это место для подвижных игр, для ролевых игр, для сюжетной игры.

Лэндрет, один из основателей игровой терапии, выделяет следующие категории игрушек, необходимых в игровой комнате. Это, во-первых, игрушки из реальной жизни. Это, естественно, игрушки для отыгрывания семейных отношений, это кукла-мама, кукла-папа, кукла-ребенок. Также дублируются семейные отношения в семье животных, это, например, ферма, где есть свинья-мама, папа и дочка, или страус-мама, папа и дочка и другие какие-то семейные пары животных. Это домик, игрушечная мебель для домика, это палатка, где ребенок может уединиться и играть один, так что его никто не может потревожить. Это очень важно для тревожных детей, детей с повышенной пугливостью, которые, например, в первый раз пришли в игровую комнату, они могут забраться в эту палатку и сидеть там весь сеанс, и психолог их не трогает, а просто ждет, когда они во что-то поиграют, пока не кончится время сеанса. Игрушки из реальной жизни — это также машинки грузовые, легковые, самолеты, человечки, изображающие людей с разными профессиями: врачи, продавцы, ремонтники, пожарники и так далее. Это первая категория игрушек.

Вторая категория игрушек — это игрушки фантастические, которые помогают ребенку вспомнить какие-то сказки или разыграть какие-то сюжеты, если у него есть в этом потребность. Это какие-то монстры, инопланетяне, какие-то драконы, непонятные замки сказочные, принцессы какие-то, фигурки героев мультфильмов: Бэтмен, Халк и так далее.

Третья категория игрушек — это игрушки для игры с водой. Это в игровой комнате, обычно там, где зона для игры с водой и песком, ставится тазик с водой и используется набор игрушек для игры с водой. Это баночки, ковшики, кастрюльки, клизмы, воронки, дуршлаки, удочки, рыбки магнитные, водяная мельница и так далее. Третья категория игрушек — это игрушки для выражения агрессии, ведь понятно, что дети приходят на игровую терапию в очень тревожном или агрессивном состоянии, у них что-то произошло такое, что заставило их усомниться в надежности окружения их близкого, и они злые, они фрустрированные. Им необходимы эти игрушки, чтобы выразить вот эту фрустрацию, вот эту агрессию, вот это вот неприятие, свой протест. И для этого используются игрушки для отыгрывания агрессии. Это, конечно, пистолеты, автоматы, ножи, дротики на магнитной основе, это солдатики, военная техника, это агрессивные животные, животные с раскрывающейся пастью, зубастые животные, крокодилы, драконы, какие-то сказочные животные, которые помогают отреагировать агрессию. Это также то, что можно кидать: какие-то мягкие мячики, какие-то мягкие кубики, то, что можно кинуть об стенку. Это лизуны - такие резиновые игрушки, которые прилепляются к стенке и потом сползают по ней, дети очень любят их кидать и отыгрывать таким способом негативные переживания.

Следующая категория игрушек — это игрушки для творческого самовыражения, это игрушки для художественного творчества. Это мел, это доска, это доска для рисования фломастером, это ножницы, цветная бумага для вырезания, для делания аппликаций, если ребенок захочет, это фломастеры, естественно, краски, гуашь, акварель, пальчиковые краски, то есть все способы... это пластилин, глина, то есть все игрушки для того, чтобы создать какой-то вот предмет, выразить на нем какую-то агрессию, или рисунок можно нарисовать и разорвать, можно слепить игрушку и потом смять ее, это тоже помогает отыгрыванию каких-то негативных переживаний у ребенка.

И также музыкальные игрушки, потому что у очень многих детей, аутичных детей, детей, у которых трудности в самовыражении, замкнутых, застенчивых детей, они используют музыкальные игрушки, чтобы заявить о себе, заявить о своем существовании. Это какие-то барабанчики, дудки, губная гармошка, какая-нибудь арфа, у меня вот есть в детском саду игрушечная, какая-нибудь балалайка, ну вот молоточки музыкальные, любые какие-нибудь музыкальные инструменты, которые могут издать какие-то звуки и таким образом заявить о себе и о своем существовании, если ребенку трудно дается какое-то вербальное выражение себя. Вот это такие вот категории игрушек. Они все выкладываются, то есть это не то, что по мере игры ребенка достается, все в его распоряжении, и он волен выбирать, что ему подходит в настоящий момент, какие игрушки и во что он будет играть.

Это также игрушки для подвижных игр, это мячики, скакалки, маленькие ракетки бадминтонные, это игрушки для того, чтобы поиграть в какие-то подвижные игры, потому что для ребенка очень важно, одно из основных удовольствий у ребенка, это вот выражение в движении, да, получение удовольствия через движение, через игру. Это могут быть еще мягкие какие-то модули, из которых можно строить какое-нибудь сооружение, или попрыгать на них. Это вот то, что может ребенок сделать в игровой комнате.

Какие игрушки используют дети в игровой терапии, и как они влияют на ребенка?  

Я хочу показать несколько игрушек, которые используются в игровой терапии. Вот это вот доска с гвоздями, вы видите, что дети тут постарались и поработали, это, наверное, в течение учебного года. Дается детский молоточек, гвозди и вот такая доска, где они забивают гвозди, вытаскивают их. Это служит как для отреагирования агрессии, так и для развития целеустремленности, и у меня на игровой терапии маленькие дети, например, трехлетние дети впервые в своей жизни забили свой первый гвоздь, это очень важно для них и очень приятно. Игрушка из категории игрушек из воображаемого мира, игрушка для того, чтобы отыгрывать какие-то воображаемые ситуации, она может быть сфинксом из какой-нибудь сказки или истории, и ее наклоняют и разыгрывают с ней разные ситуации. Это такая игрушка, с которой очень много играют дети.

Это игрушка, так называемая, из категории сенсорных игрушек, то есть игрушек, которые стимулируют зрительное, слуховое восприятие, это тоже категория игрушек, которые используются в игровой терапии, на которых можно смотреть, как они блестят, как они едут, это для детей, которые по своей природе созерцатели, и для них эта категория игрушек очень важна.

Это игрушка, которая служит для отыгрывания оральных фиксаций, как говорится в психоанализе. У детей очень часто проблемы заключаются в том, что они фиксированы на каких-то ранних стадиях психосексуального развития, например, на оральной стадии. Их заботят темы еды, темы поглощения, они боятся поглощения со стороны родителей, что их съедят или они кого-то съедят. Это проблематика симбиотческих отношений. Это и оральная агрессия, когда ребенок боится кусать или быть укушенным, и выражает свою агрессию в оральной форме. Эта вот ворона, она во многих играх поучаствовала, это такая ветеран у меня, она и переносила в своем клюве и каких-то животных маленьких, она и кого-то кусала, и нападала, то есть с ней отыгрывалось очень много всяких проблем. Граната, из категории игрушек отыгрывания агрессии. Она бросается об землю, бьется, разбивается, при падении она распадается на две половины.

Вот это очень важная игрушка, с ней очень много связано сюжетов. Ее используют девочки, а именно те девочки, у которых было либо сексуальное соблазнение, либо сексуальное насилие в семье. Она обычно либо куда-то идет, либо какие-то сюжеты, что-то с ней происходит, либо просто какие-то делаются расстановки. И у меня есть один сюжет, где эта девочка лежит с раздвинутыми ногами, а между ног у нее лежит тигр. Это вот для отыгрывания сексуальных всяких проблематик, сексуального абьюза.

Эта игрушка для отыгрывания ощущения себя в замкнутом пространстве, поглощенным, невозможно вырваться. Это цыпленок, который, видите, плавает внутри шара, и ему невозможно оттуда вырваться. Дети кидают эту игрушку, например, у детей, которые чувствуют себя со всех сторон вот в каком-то замкнутом пространстве и которые чувствуют, что им хочется вырваться, они отыгрывают это на цыпленке, они хотят его освободить, помочь ему вырваться, они кидают его об пол, но эта игрушка не разбивается.

Пожелание родителям: позвольте детям играть свободно  

Я много занимаюсь детской игрой, и мне очень хочется пожелать и родителям, и психологам быть внимательными к игре, к свободной игре ребенка, дать ему возможность играть тогда, когда он этого хочет, дать ему место и дать ему время. И свободная игра — это огромный стимулирующий фактор в развитии ребенка как личности, в развитии его эмоциональной сферы. Позволяйте детям играть, у них есть этот инстинкт игры, просто не надо его забивать, не надо отвлекать детей на какие-то постоянные обучающие программы, потому что свободная игра — это активная игра ребенка, это то, где ребенок может проявить себя таким, какой он есть на самом деле. А ведь это самое важное, чтобы ребенок вырос свободным человеком и в согласии с самим собой.