Планирование семьи

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

 
 


В первом классе ребенок может столкнуться с трудностями в общении со сверстниками и учителями, особенно если он не посещал дошкольные образовательные учреждения. Это может вызвать у него резкую неприязнь к школе и нежелание учиться. Как помочь первокласснику адаптироваться в новых условиях и сформировать у него положительное отношение к школе, рассказывает педагог-психолог Валентина Викторовна Данилова.

Как помочь ребенку наладить общение в школе?  

В первом классе ребенок может столкнуться с рядом трудностей. Ведь он поступает в совершенно новое для него учреждение, которое живет по своим законам и правилам. Здесь не только нужно учиться и уметь выполнять какие-то задания, проявлять себя как очень умного и знающего ученика, здесь также еще пригодятся и навыки общения. Общения со взрослыми, общения со сверстниками, и по всем этим параметрам у неподготовленного ребенка, к сожалению, могут возникнуть ряд трудностей и проблем.

Ну, например, ребенок никогда не ходил ни в какие дошкольные учреждения, и только с поступлением в школу столкнулся с таким количеством сверстников и с определенными задачами, которые он должен решать не самостоятельно, как он привык это делать, а в коллективе. Здесь, конечно же, ему понадобятся определенные навыки, умения, которые, к сожалению, возможно, по каким-то причинам у него не сформировались.

Как же можно помочь ребенку в такой ситуации? Во-первых, в каждом школьном учреждении обязательно работает психолог, к которому следует обратиться с какой-то проблемой или вопросом. Возможно, он даст какой-то совет или рекомендацию. Во-вторых, следует поговорить с ребенком и, конечно же, здесь можно дать ряд рекомендаций, которые помогут родителю пройти этот этап более ровно и сглаженно. Это такие рекомендации, как не забирать ребенка сразу после уроков, ведь он еще не научился общаться со сверстниками. На уроках они учатся, на перемене достаточно мало времени, и, конечно, очень хочется, чтобы он со своими одноклассниками пообщался и смог наладить с ними какой-то контакт.

Конечно, нужно обратить внимание на его сверстников, общаться с ними самим родителям, подружиться с родителями других одноклассников. Возможно, обустроить какое-то место или какое-то время для совместного проведения детьми. Это могут быть различные экскурсии или совместное празднование дней рождения. Какие-то такие небольшие мероприятия и праздники помогут вашему ребенку научиться взаимодействовать с другими детьми.

Формирование у ребенка положительного отношения к школе  

Еще очень часто можно встретить такую картину, когда взрослый ведет за руку плачущего ребенка, который упираясь руками, ногами, говорит: «Не хочу в школу! Не пойду туда!», на что мама говорит: «Надо, надо, пойдем!». И практически силой отводят его в первый класс. Нежелание идти в школу. Что же делать с этим? Конечно, тут нужно самим родителям помнить о том, что очень важную роль в этом факторе играет семья, и все, что говорится в семье о школе, играет очень большую роль.

Можно рассказывать какие-то такие истории, которые бы вызывали у ребенка положительные эмоциональные состояния, какой-то интерес. Возможно просматривать какие-то фильмы, передачи или читать очень много различных интереснейших книг, где школьники (я хочу обратить на это внимание), уже школьники общаются, дружат и участвуют в каких-то приключениях. Достаточно много такой детской литературы, которая поможет вашему ребенку ознакомиться с тем, что же это такое, и помочь в первом классе пройти этот этап более ровно и гладко.

Как родители могут помочь ребенку-первокласснику стать более самостоятельным?  

Также часто родители первоклассников обращаются со следующим вопросом, вопросом самостоятельности ребенка. Ведь ребенок перешел на новую позицию, он стал школьником, у него уже есть свои обязанности, которые он должен выполнять. И какую позицию должен занять здесь родитель? Он должен помогать ему, он должен делать домашние задания и вместе с ним и отслеживать готовность его к школе? Или следует довериться ребенку и отпустить эту проблему? Конечно, тут, как и везде, очень нужно хорошо чувствовать меру и какой-то баланс, ведь если вы видите, что ребенок не положил в портфель сменку, и вы знаете, что за это учитель физкультуры может его отругать, сделать ему выговор, то, конечно, следует напомнить ему об этом, ведь это так просто.

Но выполнять домашнее задание вместе с ним, скорее всего, не стоит, ведь это уже личная ответственность вашего ребенка. Здесь родителю лучше занять такую теневую позицию, позицию помощника и наблюдающего. В случае, если ему нужна помощь, конечно, следует помочь, если ребеночек к вам подходит и просит у вас какой-то поддержки, конечно, родители здесь откликаются и помогают, участвуют в этом. Но не следует сидеть над ним с палкой и говорить: «Выполни сейчас, у тебя есть на это определенное количество времени, ты должен успеть все сделать, иначе...». Запугивать ребенка школой не следует, иначе его интерес к школьному обучению пропадет. Следует довериться ребенку, но не отпускать это.

Конечно, можно разговаривать и нужно разговаривать с классным руководителем, дружить с другими родителями ваших одноклассников и сверстников. Такая ситуация помощника и наблюдающего - самая оптимальная. И в этом случае вы даете ребенку самостоятельно понять свои ошибки. И если ему нужна помощь, то дайте ему ее.

Комментарии к видео на

  •  
    growlod 14 января 2013, 12:02

    зато милая

  •  
    Artem Novik 22 декабря 2012, 19:40

    столько слов, и не одного стоящего совета