Планирование семьи

Как не оставить ребенка без детства?

 
 


Родители, мечтая о лучшем будущем для ребенка, отдают его учиться в различные спортивные или художественные секции. И иногда получается так, что ребенок на занятиях более загружен, чем взрослые на своей работе, – у него практически нет детства. Из этой ситуации могут возникнуть многие психологические проблемы. Что это за проблемы, и как их избежать, рассказывает психолог Андрей Вячеславович Гликин.

Что ждет родителей, использующих детей ради материальной выгоды?  

Находится такая тема, это когда родители в буквальном смысле используют ребенка для получения материальной выгоды. Это их осознанное решение, например, детей отдают в спорт. Для чего? Для того, чтобы он зарабатывал деньги. Детей отдают в модельные агентства. Для чего? Для того, чтобы зарабатывали деньги. Сниматься в кино... и много еще разных коммерциализированных якобы детских организаций, с помощью которых в конечном счете это получение денег. Говорить о какой-то, не знаю, этичности-неэтичности родителей, этике по отношению к своему ребенку, достаточно сложно, потому что очевидно, что если цель родителей – зарабатывание денег, а не здоровье ребенка, и поэтому мы отдаем его в спорт... Ну, такие родители, родителей не выбирают, но этого делать нельзя.

С другой стороны, есть варианты, когда действительно ребенок, если мы взяли спортсмена, ему интересен тот или иной вид спорта. Но начинается-то оно с малого, начинается с интереса, начинается с каких-то секций непрофильных, которые не готовят мастеров изначально высокого класса. И только пройдя эти этапы, тогда уже можно говорить, когда действительно у ребенка есть какой-то интерес к этому виду деятельности, можно говорить о том, что ребенок начнет заниматься этим профессионально. Потому что сложно представить, я вот видел недавно фотографии девочек лет не больше 10, как они по подиуму вышагивают. Сложно поверить, что эти девочки отдают себе отчет в том, что они делают. Но их мамы получают реальные деньги за то, что их девочки тут прошлись. И тут, сами понимаете, происходит надлом детской психики.

То есть, во-первых, можно говорить о легких деньгах, а не о приложении усилий, потому что, собственно, все за них делают родители в таком случае. Но это вопрос времени. Обычно, когда люди еще не дожили до 20 лет, происходит разочарование, если с таких ранних лет профессиональной деятельностью заставлять ребенка, чтобы он именно этим занимался.

Какие последствия могут быть у детей без детства?  

Ребенка уже изначально ни о чем не спрашивают, просто есть какая-то программа в голове у родителей, которую дети должны выполнять. И к чему это приводит? Первое, что очевидно, это несамостоятельность ребенка. Пройдя до конца этот бизнес-проект, у него нет такого свойства человеческой личности, как принимать решения и нести за них ответственность, потому что все, что он делал, решали за него. Следующий момент – это перегруженность ребенка. В трудовом кодексе работники до 17 лет работают 6 часов в неделю, до 18 лет работают 7 часов в неделю. И когда в школах в 12-13 лет по 7-8 уроков это – 8 часов трудовой деятельности, и еще ребенок занимается в нескольких секциях, он занимается каким-то своим обучением где-то 12 часов в день. Естественно, это усталость, это перегруженность, это нежелание что-то делать, потому что просто физически не выносит он такого. Но родители требуют, школа требует, много требований виснет на ребенке и замыкается на нем.

Ответная реакция ребенка на родительские требования  

Что же делает тогда ребенок? Есть такое понятие как замена учебной деятельности учебным поведением. И ребенок, приходя в школу (это, конечно, не у всех бывает, но просто расскажу) самый яркий случай, это когда дети приходят в школу, но на уроки не идут. Они сидят, тусуются в вестибюле, сидят под лестницей чем-то занимаются, но на уроки не идут. О чем это говорит? То есть они вроде как выполняют требования родителей, вот надо ходить в школу, вы требуете от нас это, мы и будем ходить, а учиться, это уже, извините, не в наших силах, мы будем выполнять внешние эти действия, но внутренний процесс мы уже обессилены выполнять.

С другой стороны, каждый родитель даже по собственному опыту знает, что приходя на урок, даже в своем детстве, учебной деятельностью не всегда занимались: перекидывались записочками, смотрели в окно, в разных вариантах по-разному. Собственно говоря, это то же самое, то есть на уроке я вроде провожу время, но не учусь, не осваиваю что-то новое и интересное. Вот такой результат, когда перегрузки. Ну и, естественно, если брать крайние случаи, это недосыпание, недоедание, неправильный режим питания, там всухомятку чипсы, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Дети без детства. Мы пришли к тому, что в большинстве случаев, когда выполняется родительская программа, вот этот бизнес-проект воплощается в жизнь, в том или ином случае происходит насилие, в той или иной форме происходит насилие над ребенком. У него чем больше у родителей требований, тем больше у ребенка ограничений. Ограничения обычно связаны с играми. Это первое, что ты получил плохие отметки, значит ты не пойдешь гулять, всем знакомый такой родительский прием, или лишишься чего-нибудь. Тогда этот ребенок действительно несамостоятельный, он забитый становится, у него менее развиты способности к общению, способности к взаимодействию с другими людьми, потому что он как-то загнан родителями в узкие рамки, из которых достаточно сложно вырваться.

Как себя ведут дети в отсутствие родителей?  

Причем проявляется это, опять, когда рамок нет. Например, когда нет рядом родителей, что появляется? Появляется так называемое протестное поведение детей. То есть меня оставили дома одного, я могу делать, что хочу, и устраивают там бардак, это примитивно. Или, например, я пошел в школу, и вот пока иду обратно из школы, меня родители с утра отправили, там учителя надо мной в школе стояли, и тут у меня появилось полчаса, когда я иду со сверстниками после школы домой. Ну мне же хочется расслабиться, я знаю, что через полчаса меня засадят за уроки, и вот эти полчаса я расслабляюсь по полной. Вот такие расслабления детей, их можно отнести к хулиганству, то есть кричат, бегают, кидаются камнями, то есть ведут себя ненормально. И вот эта отдушина, конечно, им только вырваться хочется в нее. Но это приводит к таким иногда плачевным событиям, антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что человек развивается, его внутренний мир развивается благодаря прохождению кризисов так называемых возрастных. Все слышали про кризис среднего возраста, про трудный подростковый период, наверное, тоже все слышали. Но есть кризисы еще раньше, начиная от года, 3 года, 7 лет, кризис 12 лет. И, собственно говоря, живя вот в таких условиях, то есть представьте, если ребенок запрограммирован на успешное прохождение бизнес-проекта, вот его как в 7-6 лет отдали в школу, и вот он живет в тех же условиях, условия не меняются. Он взрослеет, а условия не меняются, у него появляются новые навыки, а отношение к ребенку не изменяется, он должен, то есть он обязан всем: в школе он обязан учиться, родителям он тоже обязан учиться.

Его личность не развивается никаким образом. Я говорю это достаточно прямолинейно, потому что я не представляю такую ситуацию, чтобы она буквально такой была, но родители как-то пытаются разбавить такое отношение. Но обычно это сводится родительское отношение, особенно в такой стратегии как «мой ребенок самый лучший», общение родителей с ребенком сводится к каким-то мероприятиям, вот так грубо говоря. Или это поход в «Макдоналдс», или это поездка в Египет, то есть родители заняты на работе, они редко видят ребенка, нормального общения не происходит, они считают, что если они отдали ребенка в несколько секций, чтобы он не болтался на улице, что, собственно говоря, там и происходит, но им там занимаются, его там воспитывают. Но родительские отношения ничем заменить нельзя, никакой секцией.