Планирование семьи

Как младенец получает информацию?

 
 


У всех родителей есть только три канала взаимодействия с младенцем – это мимика, голос и прикосновения. О том, как ребенок получает и понимает информацию, полученную таким образом, рассказывает доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Выражение лица  

У любого взрослого – три вида действий или, как говорят психологи, три формы коммуникативных актов взаимодействия с ребенком, через которые мы передаем ему информацию. И ребенок это воспринимает именно как информацию.

Первое – это наше лицо, которое выражает эмоции, которое отражает то, что мы чувствуем. Лицо – это что такое? Это глаза, мышцы лица и, конечно, рот. Все это двигается, и вот эти движения – наша мимика – как раз и выражают наши чувства, наши переживания и несут эту информацию. То есть лицо несет информацию о том, что мы сейчас чувствуем.

Ребенок очень точно эту информацию воспринимает. Каким образом? Он с рождения может повторять движения рта и движения лица взрослого. Он это делает не совсем в полной мере, но если мы за ним внимательно последим, то при движении лица взрослого у него тоже начинаются изменения в мышцах лица, в глазах, в бровях, в области рта и т. д. Это называется «синхронизация». Синхронизируя свои движения с движениями лица взрослого, ребенок сам приходит в это состояние и понимает, что взрослый сейчас чувствует, и что он ему передает таким образом.

Речь  

Второе средство контакта – это наша речь. Речь тоже имеет две части: это значение слов, которые мы говорим, и интонации, сам ритм речи, с помощью которого мы тоже выражаем это значение, выражаем свои чувства. Ребенок воспринимает и то, и другое. Он очень хорошо воспринимает ритм речи, интонации, и по ним тоже эту информацию понимает.

Однако, как сейчас известно, даже до рождения ребенок может запоминать отдельные слова и даже словосочетания и соединять их со значением ситуации для себя. То есть даже самый маленький ребенок определенные наши словосочетания уже относит к какой-то ситуации или к какому-то своему состоянию, и тоже может вполне нормально это воспринимать.

Прикосновения  

И третий наш канал, третье наше средство – это прикосновение или тактильные контакты. Через прикосновение ребенок воспринимает очень много информации. Кожа, на которую помещаются наши прикосновения, в отличие и от выражения лица, и от слов, является непосредственно границей тела, то есть границей «я – не я», границей внутреннего и внешнего. И вот прикосновения, которые мы осуществляем, как мы прикасаемся к ребенку – это для него конкретная информация.

Мир извне приходит ко мне и через эти контакты, через эти прикосновения дает мне понять, что такое сам мир, и что такое я для этого мира. И дети очень тонко различают значение этих контактов, насколько это сильно, насколько это слабо, насколько это в динамике различается. В психологии, при подготовке родителей к родительству, мы используем специальные тактильные тренинги, при которых люди уже начинают понимать, как с помощью рук передаются различные эмоции, различные сообщения.

И у ребенка это понимание уже существует. Для него, во-первых, нужно, чтобы количество контактов было достаточным. Если количества тактильных контактов для ребенка недостаточно, у него просто недостаток информации о мире. И тогда он старается как-то добирать эту информацию, провоцируя родителей разными способами почаще к нему прикасаться.

Кроме того, эти контакты должны быть для ребенка адекватные самой ситуации, тому, что с ним происходит. Например, если мы хотим, чтобы эта ситуация была приятна для него, то и прикосновения должны быть приятные, они должны нести ему это сообщение.

В каких случаях ребенок испытывает дискомфорт?  

В каких случаях это может быть не так? Если мама или папа, или другой человек, который прикасается к ребенку, сейчас не умеет что-то делать. В частности, массажи, обработка кожи, пеленание, одевание. Вообще-то, это то, что должно быть ребенку приятно, это то, что делается с его телом. Но если мы это делать не умеем, или мы в это время тревожимся, или нас беспокоят какие-то другие темы, или перед нами какие-то другие стоят задачи, то мы можем прикасаться к ребенку небрежно или, может быть, слишком резко, или еще как-то. Это несет ему совсем другую информацию, и тогда он не может это соединить, что же реально происходит.

Если нам ребенка надо успокоить, то, естественно, наши руки, наши прикосновения должны быть такие, которые будут нести ему эту информацию: с тобой все хорошо, сейчас все будет нормально, мама тебя любит, мама тебя сейчас будет держать крепко и уверенно, делать то, что тебе надо, и т. д. Если в этот момент мама сама нервничает, переживает или не знает, что делать, то значение ее этих контактов и сами прикосновения будут совсем другими. Они, наоборот, будут говорить ребенку о том, что мама сама не знает, что делать, она сама нервничает, переживает, значит, сейчас совсем будет плохо. Тогда он, естественно, расстраивается еще больше.

То что касается прикосновений, как мы с вами сейчас видим, это включено вообще в любую деятельность ребенка. Все, что мы делаем с ребенком, мы практически все делаем руками. И он получает очень много информации от нас через руки. Стиль этих прикосновений и их особенности должны быть такими, чтобы ребенок, с одной стороны, получал правильную информацию, с другой стороны, чтобы постоянно подкреплять и доставлять ему эти положительные впечатления.

Обратите внимание, что когда ребенок становится постарше и начинает делать что-то такое, что может быть делать в данный момент не надо, это может быть опасно для него. Например, хватать какие-то предметы – это может доставить ему какой-то дискомфорт. Тогда наши прикосновения становятся ограничивающими и запрещающими. И тогда они тоже должны быть определенными.

Если в этот момент мы будем трогать ребенка ласковыми руками, поглаживая его, то тогда он будет это расценивать как подкрепление, как «то, что я делаю, это хорошо». Тогда он совсем уже запутается в тех сообщениях, которые мы ему сейчас пытаемся донести. Поэтому это сочетание и полное соответствие того, что мы передаем руками, что значит для него эта ситуация, что мы хотим сейчас делать для ребенка, обязательно должны быть. Соответственно, при любом действии с ребенком мы не будем забывать об этих трех частях наших контактов, наших трех средствах коммуникативных – это выражение лица, это наша речь, это наши прикосновения.

Граница между внутренним и внешним миром ребенка  

Конечно, ребенок трогает себя сам. В этот момент он получает два ряда впечатлений. С одной стороны – что получают мои руки, когда я себя трогаю, и с другой стороны – что получает мое тело, то место, которое я трогаю. Здесь у ребенка как раз происходит разделение того, где я, и что могу делать я, и где вот этот внешний мир. Такое разделение происходит у ребенка в период от двух до трех месяцев. Он уже четко к трем месяцам выстраивает: это мое тело, это мои руки, – он уже в этот момент умеет себя за все места трогать: а вот это уже не мое тело, это мамины руки, это другая информация.

Был один великий психолог, который очень много занимался детьми, – Эрик Эриксон. У него на эту тему есть прекрасная метафора: «В возрасте от двух до трех месяцев ребенок научается разделять внутреннее и внешнее население». То есть те впечатления, которые населяют его изнутри, являются его собственными. И вот к трем месяцам уже есть эта граница.