Планирование семьи

Как младенец воспринимает себя и взрослых?

 
 


Как вы думаете, как относится ваш новорожденный малыш к тому, что вы его купаете, пеленаете, играете с ним и делаете ему массаж? Что в такие минуты думает и чувствует ваш ребенок? Молодым родителям очень важно это знать, чтобы быть с малышом на общей волне и эффективно взаимодействовать с ним. О том, каким должен быть процесс взаимодействия с ребенком, рассказывает доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Ситуации, в которых ребенок понимает, что с ним делают  

Сегодня мы с вами поговорим о том, как воспринимает мир и все действия, которые мы делаем, сам ребенок. У нас, у родителей, есть такая иллюзия, что всё, что мы делаем с ребенком, – это ему надо. Это не иллюзия, конечно, это ему надо, но мы не задумываемся о том, как ребенок это воспринимает: понимает ли он, зачем его купают, понимает ли он, зачем его пеленают, понимает ли он, зачем смазывают ему складочки, обрабатывают пупок и так далее – как ребенок к этому относится? И насколько мы находимся в одном и том же процессе?

Когда мама, например, смазывает ребенка, делает ему массаж, обрабатывает ему кожу и так далее – ребенок включен в эту деятельность, или для него это что-то совсем другое? Тут очень хотелось бы, чтобы когда мама и папа с ребенком взаимодействуют, чтобы этот процесс был одинаково понимаемый ими обоими, тогда из этого что-то получится.

В этом плане мы можем разделить всю жизнь ребенка, все ситуации, которые в его жизни возникают, на две части. Одна часть этих ситуаций – когда с ним самим что-то происходит, и он это чувствует, и тогда изменения от того, что с ним происходит, он тоже чувствует, как что-то такое к нему отнесенное.

Например, ребенок начинает уметь хотеть есть. Примерно после седьмого дня, когда у него появляется пищевая доминанта, он уже точно знает: всё, есть хочу. То есть у него есть свои ощущения. Ощущения эти дискомфортные, ребенок переживает чувство голода и уже достаточно хорошо знает, что это. И он уже прекрасно знает, что это чувство голода утоляется при помощи еды. Поэтому когда мы ему предлагаем грудь или бутылочку, то, да, мы с ним вместе делаем то, что надо ребенку.

Если мы в это время понаблюдаем за ребенком, то мы увидим, что все его ориентировочные реакции абсолютно точно направлены на объект, который сейчас будет удовлетворять его потребность. Его ответные реакции, двигательные, тоже адекватны: он поворачивает голову в нужную сторону, он открывает рот, он захватывает, сосет и так далее. То есть мы вместе делаем одно и то же дело.

Когда ребенок, например, описался, обкакался, и у него неприятные ощущения на коже в области этого мокрого или грязного памперса, то ему дискомфортно, он это проявляет. А во время обработки, когда моют попку, когда смазывают и так далее, у него появляются комфортные ощущения, тут он тоже с нами в одном и том же состоянии находится.

Однако ему очень сложно понять, что для того чтобы добраться до его кожи, которая у него сейчас в состоянии дискомфорта, маме надо его развернуть, раздеть, взять этот памперс откуда-то и так далее. Вот эти вещи ему совершенно недоступны, и эту проволочку он воспринимает исключительно как затруднение в устранении своего дискомфорта.

Когда у ребенка, например, болит животик, или он неудобно лежит, или у него что-то затекло, чешется, холодно и так далее, то у него есть дискомфортные переживания. И когда мы начинаем это устранять – что-то с ним делать, он тоже в общем понимает, что происходит, и мы с ним находимся в одной и той же деятельности. Когда ребенок не может успокоиться или не может заснуть, у него тоже есть определенный дискомфорт, и наши действия – взять на ручки, укачать, уговорить, они тоже вполне соотнесены с его состояниями.

То есть сейчас мы с вами говорим о том, что есть ситуации, когда наши действия точно соотнесены с актуальными состояниями ребенка, и происходит изменение его этих переживаний, вот тут он у нас в контексте – мы с ним вместе делаем то, что надо ему.

Ситуации, в которых ребенок не понимает, что с ним делают  

Однако есть и другие ситуации – это вторая часть жизни ребенка, когда мы знаем, что надо с ним делать. Мы знаем, что за кожей ребенка надо ухаживать, что ему надо делать гимнастику, что его надо прогуливать, что его надо купать и массу всяких вещей с ним делать. Но это не отвечает никаким актуальным, сиюминутным состояниям ребенка. Это наша деятельность общая и на будущее.

Если например, мы не будем ребенка купать, то в конце концов кожа станет грязной, появятся какие-то нарушения и так далее. Если мы не будем делать ему гимнастику, то он будет хуже развиваться. Если мы не будем обрабатывать складочки кожи, то там появятся опрелости и так далее. Это будет потом. Ребенку это недоступно совершенно. Поэтому эти наши виды взаимодействия получаются такими: мы имеем одну задачу, а ребенок имеет в этом всём совершенно другую задачу.

Если не происходит одного очень интересного момента, о котором мы сейчас с вами поговорим, то мы можем оказаться с ребенком вообще совершенно в разных мирах. Он – в мире своих ощущений, своих переживаний, своего восприятия, а мы – в мире нашего дела, нашей задачи. И вот тогда мы не понимаем, что происходит с ребенком, он не понимает, что происходит с нами.

Каким должен быть процесс взаимодействия с младенцем?  

Что же такое для ребенка любой наш акт ухода за ним и любой наш акт такого действия? Для ребенка это акт общения и взаимодействия. Он не понимает, для чего мы делаем ему гимнастику, для чего мы его купаем, для чего мы обрабатываем его кожу. Но он прекрасно понимает, что в это время появилась мама, появилось ее лицо – он получил информацию, к нему прикасаются, и он получает информацию через кожу, мышцы, через тело, через прикосновение. Он слышит мамин голос, он через это получает информацию. Информация, которую он получает – это информация о нем самом, о маме, о мире, о том, что происходит. То есть для него это процесс общения.

Если мы посмотрим на совсем маленького ребенка, то все его познание мира и все его контакты с миром примерно до двух месяцев происходят именно в этом взаимодействии, именно в процессе ухода, кормления, купания и так далее. Вот это и есть все его контакты с миром. То есть здесь он познает мир, познает себя и вырабатывает средства общения. Поэтому у нас с вами и получается, что ребенок-то делает одно дело – он общается, взаимодействует, познает, развивается. А мама в этот момент делает два дела: с одной стороны, она осуществляет этот уход за ребенком, а с другой стороны, она осуществляет это взаимодействие. И должна дать ребенку всю необходимую информацию и обратную связь о нем самом, о мире, о себе, о том, что сейчас происходит.

Для этого она должна очень точно отвечать на все сигналы от ребенка. Воспринимая мир, воспринимая маму и все действия, которые она делает по отношению к нему, ребенок это чувствует, переживает и дает обратную реакцию, что это для него значит. Вот эту обратную реакцию мама должна улавливать и давать на нее ответ. Тогда это будет взаимодействие.

Если мама этого не делает, если она сосредоточена только на инструментальной части, исполнительской, то получается, что они как раз с ребенком оказываются в этих разных мирах. Он пытается общаться, взаимодействовать, познавать, развиваться, а она делает что-то совсем другое. И он не получает этой ответной реакции. И очень часто дискомфортное состояние ребенка, которое проявляется в его протестах, в плаче, в движениях и т. д., связано именно с тем, что он не получает этой обратной реакции и начинает протестовать – он не понимает, что здесь происходит в этот момент.

Однако протестовать ребенок может только руками, ногами, голосом – он не может уйти из этого и не может другим способом изменить эту ситуацию. Поэтому когда мы учимся взаимодействовать с ребенком, обязательно надо, чтобы родители научились понимать эти сигналы от ребенка и правильно на них отвечать. И у нас в народной практике для этого всегда были разработанные способы.

Во-первых, всех девочек с детства учили: что такое младенец, и как всё это делается. Во-вторых, существовало такое автодидактическое пособие, которое мама с детства учила наизусть и потом использовала во взаимодействии с ребенком. Называется это пособие «Материнский фольклор», в него входят пестушки, потешки, различные другие тексты, колыбельные и так далее, в которых объясняется маме (и она это наизусть проговаривает), что надо делать, что надо в этот момент ребенку говорить и как эмоционально реагировать. Вот тогда она автоматически это правильно делала.

К сожалению, сейчас такой передачи опыта у нас нет, и нам приходится учить мам правильно понимать эти состояния ребенка, его обратные реакции, его обратную связь, каждую его реакцию на взгляд, выражение лица, прикосновение, голос и так далее, и правильно на это отвечать. Вот тогда это и будет диалог, это будет общение, которое нужно ребенку. А мама параллельно будет осуществлять свой уход за ребенком. Вот с этой точки зрения мы с вами и будем рассматривать каждый раз те ситуации, которые мы будем комментировать.

Что это для ребенка, что он здесь чувствует, что он здесь переживает, как он это понимает, какая ему сейчас нужна обратная связь от родителей, которые с ним это делают. И как мама и папа могут понять эти сигналы от ребенка и правильно эту обратную связь ему дать.