Планирование семьи

Как возникают сверхожидания у родителей?

 
 


Все родители надеются, что их ребенка ждет блестящая карьера и прекрасное будущее. Многие мамы и папы мечтают, чтобы жизнь их ребенка сложилась лучше, чем у них самих. Но зачастую это понятие сводится к деньгам: «лучшее» – значит самое дорогое. Действительно ли самые дорогие коляски и игрушки являются свидетельством большой заботы о ребенке и делают его жизнь лучше? На эту тему рассуждает психолог Андрей Вячеславович Гликин.

Почему родители хотят, чтобы дети были лучше них?  

Известно, что каждый родитель мечтает, думает, строит планы в отношении своего ребенка, заботится как-то о его будущем. Это нормально, это нормальные отношения, они не только естественны, они закреплены в законодательстве, родители обязаны это делать. Что же тогда такое сверхожидания, и почему какой-то негативный смысл несет это слово?

Сверхожидания – это те ожидания родительские по отношению к ребенку, которые ребенок не в состоянии выполнить, или выполнение этих требований, которые предъявляют родители к ребенку, приносит вред, физический или психический, ребенку. И первое надо, наверное, сказать, откуда берутся эти ожидания. Мотива основных всего два: первый мотив – это «мой ребенок должен жить лучше, чем я, должен быть лучше, чем я», если касаться семьи, значит, чем наша семья, чем папа с мамой, чем бабушка с дедушкой, в зависимости от семьи. И второй мотив – это «мой ребенок должен быть лучше всех», или другой вариант, более мягкий: «не хуже других». Знакомая история. Но давайте посмотрим, как формируется и тот, и другой мотив. Он как бы говорит, что мы хотим, то есть родители хотят ребенку сделать счастье, то есть счастливым.

Первое, это у него должна быть жизнь лучше, чем у нас, и второе, он должен быть лучше среди всех, не хуже других. Ну и как формируется понятие детского счастья в головах родителей? Что такое родители подразумевают под счастьем для ребенка? Сейчас вот сформирован образ такого успешного человека, который, собственно говоря, сводится к тому, что человек обладает каким-то материальными благами или каким-то свойствами. Причем вот эти материальные блага встают на первый ряд, на первое место. И, собственно говоря, оценка происходит такая, она достаточно примитивная, там много всяких факторов еще возникает, но в первом приближении она выглядит так: чтобы ребенку быть лучшим, ему в будущем понадобятся деньги. Чем больше этих денег, тем лучше. Где брать деньги?

Деньги берут на хорошей работе. Значит, работа должна быть хорошей. Как получить хорошую работу? Надо получить хорошее образование. Как получить хорошее образование? Нужны деньги, для того чтобы нанять учителей, репетиторов, отдать его в кружки, в секции, потому что сейчас все это платно, – и, собственно говоря, цепочка замкнулась. Получается, деньги – чтобы получить образование, образование нужно для того, чтобы получить хорошую работу, чтобы зарабатывать хорошие деньги. Собственно говоря, вот он, бизнес-проект в прямом виде: на входе деньги, на выходе деньги.

Как зарождаются сверхожидания?  

Родители начинают действовать по такой схеме: «мой ребенок должен быть самым лучшим». И самое интересное, этот мотив очень сильно перекликается с таким родительским комплексом, как «мы о тебе заботимся». То есть появляется, начиная с младенчества, самая лучшая коляска в районе, самая лучшая одежда, самое лучшее то-то и то-то, перечислять можно сколько угодно долго. «Все должно быть самым лучшим, и тогда все увидят, что мой ребенок лучший». Нужны какие-то материальные подтверждения. Или второй вариант: «...тогда все увидят, всем станет ясно, что мы заботимся о своем ребенке. Что, разве не видно? У него все самое лучшее, конечно же, мы о нем заботимся!» Мы проследили, как зарождаются вот эти сверхожидания. Почему они называются в этом случае сверхожиданиями? Потому что для каждого родителя каждый ребенок – он их собственный, он самый лучший для них. Но когда это начинает уже принимать болезненные формы, когда уже принимает форму демонстрации этой «лучшести», то можно уже говорить здесь о комплексах, проблемах родителей, а не ребенка.

Что для родителей означает понятие «лучший»?  

Второе, о чем хотелось бы сказать, что родители, когда такая стратегия воспитания выбирается, что «он должен быть лучше, чем мы», значит, на чем основывается выбор? Что значит «лучше»? Я напомню, мы говорим о детях сейчас 10-15 лет, приблизительно такой возраст, и понятие «хорошая работа» для них не актуально. это будет неизвестно когда, еще через много лет, больше 10 лет должно пройти. Они не понимают, что такое хорошая работа, они могут только пользоваться этими плодами и смотреть по телевизору, и откуда-то понимать, что работа должна быть хорошей. И, собственно говоря, это не является для них мотиватором для обучения, например, для освоения учебной деятельности.

И родители прекрасно понимают: «Если я был бухгалтером, мой ребенок должен быть главным бухгалтером. Есть некоторый алгоритм, который я прошел, став бухгалтером, который должен пройти мой ребенок. И, собственно говоря, я программирую своего ребенка на тот же самый путь жизненный, который прошел и я. При этом у меня еще есть свой собственный опыт, я уже знаю, какие ошибки я совершал, становясь бухгалтером, и естественное мое желание – предотвратить эти ошибки, чтобы ребенок избежал этих ошибок». Такое поведение я называю синдром переживания второго детства. То есть родитель переживает второе детство, но уже с какой-то коррекцией, вместе со своим ребенком. Здесь, собственно говоря, каких-то таких проблем особых нет, если бы не единственное: здесь не учитывается сам ребенок, то есть весь путь его уже запрограммирован, если родители были врачами и выбрали такую стратегию, то ребенок будет врачом несмотря на его интересы, какие-то склонности, способности. Сын бухгалтера будет бухгалтером Сын музыканта будет музыкантом.

Как родители оценивают конкурентность ребенка?  

Мы говорили о такой цепочке, как деньги-образование-работа-деньги. Это вот тот бизнес-проект. И любой бизнес-проект как-то оценивают и с точки зрения родителей, они тоже дают оценку бизнес-проекта. Ну, выбор того или иного образования, причем под образованием понимается не только школьное среднее образование, а еще и дополнительное образование. То есть как в любом бизнес-проекте, который выдает какой-то продукт, родители рассуждают уже в категориях маркетинга. У любого продукта есть конкурентные свойства, значит, своего ребенка родители тоже хотят насытить, наградить, придать ему вот эти конкурентные свойства. Изучение трех языков, например, помимо школьной программы, занятие в художественной школе помимо школьной программы, занятие в других кружках, секциях очередных, каких-то всевозможных детских организациях помимо школьной программы. Этому родители тоже придают большое значение, понимая, что вот конкурировать на рынке труда, просто закончив школу, очень сложно, нужно что-то еще дополнительно. И вот с этой точки зрения и оценивается бизнес-проект.

Факторы, влияющие на ожидания родителей  

Факторы, которые влияют на ожидания родителей, это, во-первых, их образование, и второе – их социальный статус и социальное окружение. Почему сразу два фактора? Потому что они очень сильно взаимосвязаны. Если у родителя хорошее образование, хороший кругозор, то есть он культурный человек, то, скорее всего, он и будет предоставлять ребенку возможность выбора, своих профессий и как-то учитывать его интересы. Если у родителей низкий уровень образования, они добились, грубо говоря, как это выражается, все своим трудом, все своими руками, ну и у ребенка выбора тоже не будет, будет учиться до тех пор, пока не произойдет бунт.

И социальное окружение, если мы ставим во главу угла такую стратегию как «мой ребенок самый лучший или не хуже, чем остальные в моем окружении», то есть, например, если я буду руководствоваться такой стратегией, мое окружение, все мои друзья, знакомые, сослуживцы отдали ребенка в платную школу, в какой-то специальный пансион, как вы думаете, каково будущее моего ребенка? Естественно, я приложу все усилия, чтобы его отдать в платную школу. И вот это самое опасное, потому что в этом случае, если во всех других какая-то программа родителей, есть собственные мысли, здесь от родителей (ну, от ребенка вообще ничего не зависит, его даже не спрашивают), от родителей тоже ничего не зависит.

Это зависит от моего окружения. Если я становлюсь апологетом вот этой стратегии, что мой ребенок самый лучший, мне-то, собственно говоря, не остается ничего и делать, кроме как стать добытчиком ресурсов для выполнения вот этого требования моего окружения. Потому что никто не знает, что будет следующее. Мы можем как-то себе прогнозировать, но неизвестно, что в следующий раз будет. Будет супермощный компьютер следующий этап или мопед, или поездка на Канары, невозможно предположить. Хотя направление понятно, что где-то вот в такой области будет все развиваться.