Планирование семьи

Какие игрушки полезны малышам до 6 месяцев?

 
 


В возрасте до шести месяцев ребенок еще не умеет играть с игрушками, но они необходимы ему для развития восприятия и движений. Задача родителей на этом этапе – правильно подобрать игрушки, чтобы развитие малыша проходило максимально эффективно. О том, какие игрушки полезны младенцу и как важно родителям участвовать в игре, рассказывает наш эксперт – доктор психологических наук, профессор Галина Григорьевна Филиппова.

Несложные игрушки, которые малыш может обследовать и разглядывать  

Вот наша девочка Алиса проснулась, улыбается, у нее очень хороший комплекс оживления. Улыбается, когда видит даже незнакомого человека! Вот у нас трехмесячный ребеночек, который очень хорошо развивается, вот так реагирует даже на незнакомое лицо! Сейчас посмотрим, как наша Алисочка умеет играть с игрушками.

В три месяца настоящей игры еще у ребенка нет. Пока он развивает свое восприятие и движения. Сразу, как только Алисочку положили, она посмотрела на игрушки, потянула ручки. Посмотрите, что она потом сделала, потом она взяла ручки вместе. То есть мы с вами видим, что еще хватательные движения полностью не сформированы, и вот эти движения ручками сначала вниз-вверх, а потом уже они дотрагиваются до игрушек.

У нас здесь гирляндочка висит правильно, она висит так, чтобы ее было хорошо видно, чтобы можно было до нее дотянуться. Игрушки обязательно должны быть на уровне вытянутой руки. Как только она дотянулась, она сразу пытается схватить и потащить их в рот. И сейчас мы посмотрим, насколько эти игрушки удобны, для того чтобы их хватать.

Такие кругленькие большие и маленькие шарики на резиночке хороши для разглядывания, когда мы еще только учимся на них смотреть и учимся тянуть к ним ручки. А сейчас мы уже ручки тянуть умеем, и нам нужны такие игрушечки, которые можно хорошо схватывать. Посмотрите, пальчики, которые тянутся к игрушке, еще не умеют достаточно хорошо раскрыться и правильно эту игрушечку взять. А сейчас нам нужны такие игрушки, которые мы при захватывании можем хорошо зацепить. А зацепить мы пока можем только веревочку, и это уже неплохо получается. В рот, как мы видим, не влезает такая большая погремушка, такой большой шарик. Поэтому помимо того, что у нас висит такая гирляндочка, нам надо что-то такое в ручки, что можно захватить пальчиками и дотянуть до рта.

Эта игрушка одевается на ручку, но это просто дает ребенку возможность двигать рукой, осваивать движения руки, понимать, что он при этом чувствует. А вот эта игрушка, может быть, ближе к делу. А ну-ка, мы попробуем, как мы ее возьмем! Эту игрушку мы уже взяли, но пока еще не очень хорошо. Если бы она была помягче, чтобы можно было захватывать...

То, что она сейчас хватает, это не находится в поле ее зрения. Поэтому, конечно, лучше, если бы у нас вот здесь оказались такие игрушечки, которые можно и захватывать ручкой, и прямо тянуть к себе, чтобы у нас тут и зрение работало, и рука одновременно.

Количество игрушек, на которых малыш способен сосредоточить внимание  

Смотрите, Алисочке у нас три месяца, и сколько сейчас вокруг нее игрушек? У нее перед глазами шарики, всё это крутится. Она смотрит то сюда, то сюда, то это привлекает ее внимание, то вот это привлекает ее внимание. А что мы хотим от ребенка в этом возрасте? Мы хотим, чтобы он научился сосредотачивать внимание на том предмете, с которым он сейчас будет взаимодействовать. Поэтому всё это количество ей одномоментно совершенно не нужно.

Вот мы ее сейчас положили, дали ей эту гирляндочку. Она для этого возраста достаточно хорошая, потому что она на том расстоянии, куда можно руку тянуть, и достаточно лаконичная для рассматривания – у нас шарики, вот за этот можно даже ухватиться. Еще хорошо бы, чтобы здесь висела гирлянда с такой штучкой мягенькой, за которую можно ухватиться, притянуть и уже засунуть в рот.

Где-то месяцам к четырем у нас уже должно быть такое движение, что ручка протягивается, схватывается и точно тянет игрушку в рот. То есть уже будет сложная координация движений с целью: я вижу, протягиваю руку, беру, засовываю в рот. А когда у нас всего так много, что отвлекает внимание, внимание рассредотачивается.

Это характерно и для детей постарше, когда мы их обкладываем игрушками со всех сторон, а потом жалуемся, что они не могут поиграть долго с одной игрушкой. Это происходит как раз потому, что в этом возрасте еще надо, чтобы была возможность сосредоточиться, взять, пообследовать. Поэтому мы на каждый период бодрствования можем ребенку менять игрушки. Или например, она сейчас поиграла с этим, посмотрела, похватала, после этого вы ее перепеленали, покормили. Если у нее сейчас есть время бодрствования, можно опять положить и дать ей уже другие игрушки. То есть мы их меняем несколько раз в день, но одновременно это все не выкладываем. И как раз за ребеночком смотрим, как она может посмотреть на один шарик, на другой шарик, подвигать их, потянуть – вот это для нее большое сложное занятие сейчас.

Форма и цвет игрушек  

Для такого возраста по цветам у нас хорошая вот эта гирляндочка: Цветов не очень много, хотя можно было бы ограничиться и меньшим количеством.

Вот эта хорошая гирляндочка, тем более для этого возраста, когда у ребенка уже хорошо работает зрение, он уже глазками может водить не только по такой округлости, но и по более сложному контуру. И это сочетание цветов – яркие чистые цвета, которых не очень много.

Если мы показываем такую игрушку, то она, скорее, существует для того (особенно, когда мы ее включаем и она начинает двигаться), чтобы перед сном ребенок от этого движения и от того, что он на этом не может зрение сосредоточить, как раз успокаивался и засыпал.

Здесь очень много мелких деталей. Для ребенка такого возраста это рассматриванию еще не доступно. Эти все клеточки, кружавчики и так далее – это она еще рассмотреть не может. То есть для нее это еще слишком сложная информация, на которой она не может сосредоточиться. А нам нужна игрушечка, в которой будет хорошее лицо. Посмотрите, здесь даже взрослый человек с трудом разберется, где глаза, где нос, где у нас чего. Одна-две игрушки для ребенка обязательно должны быть такими, чтобы лицо было хорошо выражено.

Мама: Человеческое или животное?

Филиппова Г. Г.: А это все равно, главное – глазки, носик, ротик.

Вот у неваляшки физиономия как раз то что надо. Тем более, что она двигается и звучит. Двигается не очень сложно, у нее достаточно однообразные движения, и звук один и тот же. Этого достаточно, для того чтобы сосредоточить внимание, разглядывать, получать новые впечатления от нее. Это как раз хорошо подойдет!

Мы с вами видим – тут много игрушек, а Алисочка у нас сосредотачивается только на том, что она может схватить и что она может хорошо разглядеть. Собственно, на это она даже и не смотрит. И когда мы убираем максимум этих игрушек и оставляем немного, у нас получается такая ситуация, которая называется «фигура и фон»: есть чистый фон, и на нем четко выделенные фигуры. Тогда их можно очень хорошо и зрительно воспринимать, и выделять, и сейчас нам очень важно в три месяца, чтобы развивались движения глаз. И тогда глаз останавливается, сосредотачивается и начинает ходить по контуру фигурки. Это совершенно нормально в этом возрасте, чтобы ребенок все воспринял, подержал в ручках и так далее.

И дальше она должна отдохнуть до следующего уже сеанса. Еще раз напоминаю, что даже просто для ощупывания, смотрите, хорошая игрушечка, но шарики, которые там находятся, для нее крупноваты. Это для ребенка постарше, который вот так может делать. А сейчас брать в ручку, тискать, притягивать, захватывать и тянуть к себе.

Вот эта игрушка еще не для того чтобы ее хватать, тут нет таких деталей. Она для разглядывания и слухового сосредоточения. Ручки еще двигаются так, что они явно еще не пытаются ее схватить. Это для привлечения внимания ребенка, особенно, когда нам надо его отвлечь. А вот уже для нее самой возможны будут такие, как например, вот эта, но ей еще пока трудно захватить, а вот если будет помягче и потоньше ручка, ее уже можно подвигать, она будет звучать, вот уже скоро такие игрушки тоже будет можно.

Игрушки для купания  

Мама: Я вас хотела спросить, когда Алисонька купается, мы ей даем в ванну игрушки, просто чтобы привлечь внимание или отвлечь. Нужны ли они в этом возрасте, подходят ли, например, такие игрушки? Как их можно использовать?

Филиппова Г. Г.: Вы совершенно правильно сказали – мы даем ей игрушки в ванне, чтобы привлечь внимание и отвлечь. То есть в этом возрасте ребенок пока еще не играет с игрушками сам в ванне, они нужны именно для того, чтобы сосредоточиться, чтобы когда вы ее купаете, чтобы она посмотрела на игрушку, вместо того, чтобы делать какие-то движения, которые затрудняют вам этот процесс.

Как малыш воспринимает игровые действия?  

Мы сейчас положили Алису на коврик на животик. Тогда возникает вопрос: а все, что там сверху висит, это ей зачем?

Мама: Она лежит и так, и так.

Филиппова Г. Г.: Я понимаю, но что она сейчас видит? Она видит, что что-то нарисовано на коврике. Может ли у нас сейчас ребенок такого возраста вообще воспринять то, что это слон и что вообще тут есть какие-то детали? Скорее, это все для родителей раскрасочка, которая радует родителей в первую очередь.

Сейчас ей не хочется так лежать, конечно, потому что ей не видно. Ни нас не видно всех, ни игрушек не видно. Вот здесь у нас тоже есть различные детали для разглядывания. Мы видим, что звук, который сейчас пошел, не очень-то ребенка привлекает. Зато очень привлекает, что находятся здесь со всех сторон.

Действия собаки произвели у ребенка реакцию оживления. Вот эти движения ручками-ножками, поворот головы – она внимательно рассматривала, как мама обращалась с собакой. То, что сейчас собака подошла ко мне, этого она увидеть не может. Я нахожусь далеко, вне поля ее зрения, и это ей, конечно, недоступно. Но вот движения мамы с собакой как раз очень ее заинтересовали.

И тогда мы можем сказать, что это очаровательное животное является уже (сейчас прокомментируем, что это значит) таким привычным объектом мира. Вот что мы сейчас увидели: «Про что они все разговаривают? Про собаку какую-то. Я же здесь лежу!». То есть как только ушло то, что можно щупать, трогать, мама не смотрит мне в глаза, не производятся такие действия, которые мне понятны, ребенок сразу начинает хныкать.

Негативная реакция на то, что мы тут непонятно что делаем. Лежать неудобно, перевернуться сама еще не могу, с собакой тоже не могу толком взаимодействовать. Однако вот хорошая ориентировочная реакция.

Мама: Собачка пришла к Алисе.

Вот смотрите, мама стала разговаривать с ребенком, какие звуки сразу у девочки появились? То есть она уже явно в диалоге, она уже сказала несколько слов, именно потому, что мама начала говорить правильно. Тот голос, которым мама говорит, называется baby talk или, как у нас на Руси говорили, – сюсюканье. Что мама стала рассказывать? Собачка пришла к Алисочке – то есть она комментирует ситуацию. И ребенку становится понятно, что происходит. Конечно, надо начать рассказывать, что происходит сейчас. К тебе подошла собачка, собачка лижет Алисочку. Алисочке явно это не очень нравится, но ничего страшного не происходит, потому что впечатления получает.

Здесь мы можем сказать, что наличие такого животного в доме, возможность контакта в этом возрасте, конечно, очень благоприятно действует на развитие ребенка. Вот сейчас она ее уже потихонечку начинает трогать. А они начинают понимать, что те, кто живые, могут двигаться сами. И, как говорят в психологии, у них появляется концепция живого, то есть понимание, какие объекты живые, какие неживые. И теперь она будет знать, что есть неживые предметы, которые двигают только те, кто сами живые. Есть люди, которые живые, а есть еще и живые не-люди. Сейчас уже пора с ней поговорить, конечно.

Мама: Да, все хорошо, все хорошо! Смотри, собачка с нами. Все хорошо!

Филиппова Г. Г.: Смотрите, как сразу сосредотачивается, успокаивается выражение лица. Сейчас она, скорее всего, показывает, что ей неудобно лежать на спине, видели, да? Спинка выгнулась, ручки в разные стороны – ну уже переверните меня, чтобы мне было видно! Совсем скоро она научится переворачиваться сама.

Смотрите, эта конструкция нам не подходит для того, чтобы ребенок научился поворачиваться, – здесь некуда поворачиваться. Лежишь – перед тобой висит и ничего не меняется. А вот когда мы положим ее (уже скоро можно будет с ней это делать), например, на спинку, мама сбоку на нее посмотрит, пальчик даст или собачка тут появится – захочется перевернуться, для того чтобы оказаться лицом к этим новым впечатлениям. Поэтому коврик в этом возрасте нам подходит, чтобы ребенок немножко полежал, посмотрел, иногда что-то схватил, но это надоедает буквально через 5-7 минут.

Мама: А еще я хотела узнать, у нас вот эта игрушка (мне кажется, она неправильно висит), она очень любит на нее смотреть, очень любит хватать.

Филиппова Г. Г.: А вот я вам расскажу, почему она любит смотреть. А потому что это пока у нас единственная игрушка, у которой, наконец, есть глаза и нос. Правда, рот какой-то странненький, но как показывают исследования, для ребенка главное, чтобы глаза на месте были – в верхней части лица. Посмотрите, как она на нее уже внимательно смотрит. Там глазки появились, далековато немножко. И кроме того, здесь есть детали, за которые уже можно хватать. Хотя по конструкции, по деталям, конечно, ей еще рановато, она еще маленькая для этого, но какие-то отдельные компоненты в этой игрушке есть, которые привлекают внимание.

Мама: А нормально то, что когда Алиса лежит, у нее личико здесь, и она, получается, смотрит вот так, немножечко перед собой?

Филиппова Г. Г.: Нормально, она же не лежит так целыми днями. Кроме того, у ребенка достаточно много возможностей посмотреть на маму и прямо, и лежа, и сбоку. Мамино лицо здесь, конечно, главное. Обратите внимание, как она сейчас внимательно смотрела на собачку. То есть это и есть познание мира: как двигается животное, как может пройти под этой дугой, как может ее там полизать, потрогать. Тут она и начинает понимать, что делают те, кто сам живой, как собака может с другими общаться – это тоже ребенка очень интересует.

Мама: А такой коврик когда будет ей оптимален?

Филиппова Г. Г.: Такой коврик будет оптимальный тогда, когда она сможет сама переворачиваться, сама уже подтягиваться за эти детали. Каждый раз надо подвешивать уже одну какую-то игрушку, потом ее менять, но чуть попозже. А сейчас, собственно, ей что здесь лежать, что в кроватке – разница небольшая.

Еще лучше, если вы ее кладете на животик, садитесь перед ней и показываете ей одну игрушечку, к которой она может дотянуться. Дотянулась, взяла, потом можно дать следующую. И здесь важно не только то, что игрушки перед ней есть, а то, что сюда мама включается. Не надо представлять себе, что ребенок, как Робинзон на необитаемом острове, что вот это – всё, от этого произойдет развитие. Развитие произойдет от того, как взрослый это покажет, как в ручку даст, как это прокомментирует словами. Это уже тогда будет настоящее развитие.

Комментарии к видео на

Показать предыдущий 1 комментарий
  •  
    LoveLasers 28 июля 2012, 16:26

    Конечно, дилдо.

  •  
    HEevrey23 26 июля 2012, 2:44

    Дилдо

  •  
    andrey8770 25 июля 2012, 16:00

    очень полезное видио,спасибо.