Планирование семьи

Возрастные особенности дошкольного возраста

 
 


Психологи отмечают в развитии ребенка дошкольного возраста четыре стадии, соответствующие характерным для каждого периода акцентам: стадии бытия, действия, мышления, идентичности. То, как проходит каждая стадия, имеет свое отражение во взрослой жизни человека. Подробно об особенностях дошкольного возраста и о роли родителей в этот период рассказывает психотерапевт Елена Борисовна Марчевская.

Стадия бытия – от 0 до 6 месяцев  

С чего начинается наше развитие? Начинается оно с так называемой стадии бытия. Длится она с 0 до 6 месяцев (то есть специалисты определили ей этот период от 0 до 6 месяцев, но я бы сказала, что эта стадия длится с зачатия до 6 месяцев). Чем она характеризуется? Это тот возраст, когда мы учимся просто быть, просто существовать, получать заботу, получать питание, когда нам абсолютно не нужно думать, нам важно просто быть, мы узнаем этот мир, мы чувствуем отклик в своем теле, нам очень важно, чтобы нас принимали здесь просто такими, какие мы есть, а не за то, что мы делаем.

Как я уже сказала, эта стадия характерна для нас от зачатия до 6 месяцев. Но потом, во взрослом возрасте, эта стадия может проявляться, например, тогда, когда мы больны, когда мы слишком устали, когда мы входим в какие-то новые взаимоотношения, неважно, это личные взаимоотношения, или мы приходим в новый коллектив на работе, или мы просто начинаем какое-то новое дело.

Вот в этот период, начала, какой-то частью себя, тем самым, которое можно назвать внутренним ребенком, вот этой частью мы опускаемся на этот возраст от 0 до 6 месяцев. Мы начинаем его вспоминать, нам очень важно, чтобы в этот момент с нами находился рядом кто-то теплый, заботливый, кому мы могли бы перепоручить хотя бы часть заботы о себе. Чтобы, может быть, иногда за нас подумали, иногда за нас приняли решение. Это нормально.

Очень интересно, что во взрослом возрасте мы не замечаем того, как правило, мы не замечаем того, как возвращаемся на какую-то стадию детского развития. Иногда мы можем просто отметить походя, что что-то такое детское появилось в нашем опыте, какие-то детские мысли, какие-то детские желания, и мы, как правило, обесцениваем их и идем дальше. Но если в этот момент мы скажем себе «стоп» и приглядимся немножко к тому, что с нами происходит, прислушаемся к тому, что происходит в нашем теле, понаблюдаем за своим поведением, мы можем увидеть в себе того самого маленького младенца, того ребенка от 0 до 6 месяцев, который нуждается в заботе, ласке, тепле и понимании.

И здесь очень важно, отметив в себе эти черты, дать себе время на восстановление. Нам очень важно здесь обратиться внутрь, к своему маленькому ребенку (маленькому мальчику или маленькой девочке) и сказать: «Я очень рада, что ты есть. Я очень рада, что ты именно такой или какая ты есть. Ты можешь быть собой, можешь получать заботу и при этом расти». На этой стадии развития мы похожи на зерно, которое опустили в землю, в нем очень много сил, очень много сил для развития, много сил для того, чтобы потом превратиться в прекрасный цветок или плод. Но пока что все эти силы находятся в скрытом состоянии, и здесь не время стимулировать себя на какое-то действие, на какое-то принятие решения, ведь важно доверять себе и дать себе время как раз напитаться.

Стадия действия – от 6 до 18 месяцев  

По мере того, как ребенок взрослеет, у него появляется все больше и больше сил. И это зерно дает очень мощный, очень сильный росток. И ребенок переходит на следующую стадию, которая называется стадия действия. Примерно эта стадия действия длится от 6 месяцев до 18 месяцев. В этот момент ребенку очень важно начать изучать этот мир, ему хочется пробовать этот мир на вкус, на запах, на ощупь, он начинает активно все тащить в рот. Ему важно познавать этот мир, ребенок становится очень активным, и в этом возрасте ребенок начинает ходить и активно осваивать окружающее пространство.

Ему не важно, с какой целью двигаться, ему важно просто двигаться. Он, как правило, бегает, он сталкивается со всякими препятствиями, он может плакать, он может злиться. Но это нормальный этап в развитии ребенка, и здесь очень важно взрослому увидеть это, увидеть, как ребенок осваивает новое пространство, руководствуясь нормальным любопытством, которое живет в ребенке на уровне инстинкта, и поощрять, поддерживать это любопытство, для того чтобы он двигался дальше.

Во взрослом возрасте мы становимся теми же любопытными мальчиками и девочками, когда, например, начинаем осваивать новый язык или какой-то новый сенсорный навык, например, начинаем учиться игре на музыкальных инструментах. И здесь тоже очень важно дать себе время на то, чтобы просто действовать, не нужно ставить себе целей. Время целей придет чуть попозже, сейчас надо просто осваивать это пространство, двигаться в абсолютно любых направлениях, для того чтобы понять, куда двигаться. Здесь очень важно поддержать в себе эту активность, не стреноживать ее, не подавлять, потому что эта активность – это основа дальнейшего развития.

Стадия мышления – от 18 месяцев до 3 лет  

Далее ребенок и взрослый человек, проходя эту стадию, переходит на стадию мышления. Как ни странно, стадия мышления идет после стадии действия, потому что теперь ребенку нужно обдумать существующий опыт. Как правило, эта стадия проходит от полутора до 3 лет, это очень важный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает постепенно отделяться от родителей, ему очень важно здесь почувствовать свои границы, почувствовать свою отдельность, почувствовать свой собственный опыт, свои собственные пространства, именно как своё.

Ребенок здесь может часто говорить: нет, не хочу, часто отодвигаться от родителя. И при этом ему очень важно, чтобы когда он отодвигается, когда он делает свои первые шаги в самостоятельность, родитель оставался рядом, дожидаясь его, не преследуя, не ругая его за то, что ребенок отделяется, и, конечно же, не показывая своих обид на то, что ребенок начинает вести себя своим собственным способом, своим собственным образом, абсолютно отличным от ожидания родителя.

Эта стадия для нас характерна тогда, когда вдруг мы понимаем, что отношения, которые когда-то для нас казались очень теплыми, очень поддерживающими, начинают нас давить и душить. И тогда мы принимаем решение выйти из этих зависимых отношений. И в этот момент, когда мы принимаем этот решение, когда мы себе говорим: «Я не хочу жить по-старому, я больше так не буду, я не буду так относиться к себе», (это касается и взаимоотношений, и своего старого образа жизни, отношений на работе) – в этот момент мы становимся теми же самыми детьми, которым от полутора до 3 лет, мы говорим решительное нет и выходим из этих зависимых отношений. Мы строим свою границу, психологическую границу.

Что такое психологическая граница? Это когда мы начинаем четко понимать, что есть мои потребности, они вот такие, есть мои желания, они вот такие. Например, выходя из каких-то зависимых отношений, мы понимаем, что нам абсолютно больше не хочется поддерживать своего слабого партнера, принимать за него все решения, или наоборот, нам не хочется, чтобы за нас принимали решения, нам не хочется, чтобы к нам, ко взрослым людям, относились, словно мы маленькие дети. И тогда здесь нужно осмелиться и сказать твердое «нет».

Мы вспоминаем тот опыт, когда нам было так страшно отделяться в детстве, и сейчас нам тоже может быть страшно отделиться, страшно покинуть теплое насиженное местечко, даже если оно превратилось для нас в удушающее болото. И на этом этапе нашего развития, как детского, так уже и взрослого, нам необходима поддержка кого-то мудрого, старшего, более крепко стоящего на ногах, который нам скажет: «Вперед! Ты можешь это сделать. Отделяться, быть собой, жить своей собственной жизнью абсолютно безопасно».

И если этого человека по какой-то случайности нет рядом, нам придется сказать это себе самим: «Вперед, ты можешь сделать то, что ты хочешь. Абсолютно безопасно идти, расти, отделяться, жить собственной жизнью». И здесь мы идем в бурный рост, вот тот самый росток, который появился из-под земли, он идет в бурный рост, он становится собой, он выбрасывает что-то такое, что напоминает, что становится четко им, это какой-то лист или какой-то бутон, то, что будет этот цветок, это растение отличать от других.

Стадия идентичности – от 3 до 6 лет  

Постепенно взрослея, набираясь опыта, ребенок переходит на следующую стадию развития. Это стадия развития от 3 до 6 лет, и она называется стадия идентичности. Психоаналитики говорят об этом возрасте как об эдиповом возрасте. То есть постепенно мальчик или девочка начинает сознавать себя как существо своего пола, как сексуальное существо. Эта детская сексуальность, это только начало сексуального развития, когда мальчик или девочка начинают понимать, кто он, что он мальчик или что это девочка.

В этот период мы очень озабочены вопросами власти, нам очень важно увидеть, как мы влияем на других людей, как мы их очаровываем. Нам очень хочется, чтобы наше влияние на других людей было абсолютным. Это примерно тот возраст, когда девочка хочет быть маленькой принцессой своего отца, хочет иметь его в полном своем влиянии. То же самое, как мальчик хочет стать для своей мамы незаменимым рыцарем, который будет поддерживать ее на протяжении всей жизни. Это очень нормальный период в развитии ребенка. Эти чувства, которые испытывает ребенок по отношению к родителю, они тоже нормальны.

Здесь от родителя требуется чуткость, с одной стороны, откликаться на этого уже взрослеющего своего малыша, откликаться уже с новой силой, откликаться не просто как на младенца и карапуза, которому нужна забота и которому нужна любовь и которому нужна сила родительская. Но здесь ребенку требуется еще большая эмоциональная чуткость, потому что осознавая себя как существо своего пола, ребенок становится очень ранимым, очень чувствительным, ему очень важно, чтобы идентификацию, половую идентификацию, маленькую зарождающуюся женщину, этого маленького мужчину в нем поддержали. Поддержали, но не стали эксплуатировать, унижать и осмеивать.

К сожалению, в своей психотерапевтической практике я часто сталкиваюсь с тем, что эта фаза развития проходит, как правило, не очень хорошо у детей. Родители не дают соответствующего отклика, они либо обесценивают этот запрос своего ребенка, либо начинают откликаться на него слишком бурно, как будто бы не очень контролируя себя.

Часто в этом возрасте, когда ребенок проходит стадию от 3 до 6 лет, примерно около 6 лет возраста ребенка в родительской семье могут произойти определенные кризисы. Я замечала, что это, как правило, возраст ребенка, когда происходит развод родителей. И здесь, когда родители обеспокоены своими проблемами больше, чем проблемами ребенка, они могут не дать ребенку соответствующего отклика, или, видя (бессознательно, конечно же), как ребенок нуждается в их отклике, могут притянуть его и сделать буфером практически во взаимоотношениях между собой и своим супругом. И здесь ребенок получает очень мощную травму, потому что он берет на себя ответственность, эмоциональную ответственность за благополучие родителей, в том числе за благополучие мамы как женщины и за благополучие папы как мужчины.

Как это может проявляться во взрослом возрасте? Когда мы вдруг замечаем в себе, что нам очень хочется испытывать огромное влияние, очаровывать, околдовывать, нам хочется показать, что мы гораздо более влиятельны, чем на самом деле, нам вдруг хочется распространять какие-то сплетни, показывая, что мы знаем больше, чем на самом деле. Очень важно отследить в себе эти желания, отследить в себе чувства, которые возникают с этими желаниями.

И дать себе внимание, прислушаться к себе: что со мной такое происходит? Что это вдруг такое произошло в моей жизни, что меня толкнуло на эту стадию? Я вдруг стала той самой маленькой девочкой 3-6 лет, тем самым маленьким мальчиком, которому важно почувствовать свое влияние. Не спешите здесь, побудьте собой немножко, ответ на этот вопрос не придет мгновенно. Дайте себе день, а может, неделю или даже месяц, для того чтобы понаблюдать за собой.