Мода и развлечения

Как самостоятельно заниматься арт-терапией?

 
 


Арт-терапия как психологический метод хороша тем, что позволяет всем желающим применять ее самостоятельно. Для этого нужно лишь купить краски, кисти, карандаши или фломастеры и выбрать свободное время для творчества. При этом совершенно не обязательно уметь рисовать, петь или танцевать – в арт-терапии важно другое: концентрация на своем душевном переживании и внимание к собственным ощущениям. О том, как провести сеанс арт-терапии в домашних условиях, рассказывает психолог Виктор Ляшенко.

Методика арт-терапии для самостоятельной работы  

Чем хороша арт-терапия? В отличие от многих других методов практической психологии она позволяет работать человеку самостоятельно. Конечно, в этом нужна осторожность, с одной стороны, с другой стороны – определенная смелость. Ну, возможность самостоятельно работать имеется, и вот сегодня я бы хотел остановиться более подробно на том, как можно работать человеку самостоятельно. В общем-то, методика достаточно проста. На то, собственно, она и была рассчитана, чтобы это было все очень просто осуществимо. Рождалась она постепенно на занятиях нашей арт-терапевтической группы. Первый этап, который, если человек будет работать самостоятельно... то есть я сейчас буду ориентироваться именно на это, чтобы, например, прослушав эту беседу, человек смог дома самостоятельно поработать...

Первое – определить проблему, правильно ее сформулировать, достаточно точно. Чем точнее сформулировать, тем будет эффективнее процесс и тот результат, который будет получен в конце. Я рекомендую формулировать проблему не в каких-то объективных формах, например, у меня нет эрекции – я хочу, чтобы была, я не испытываю оргазм – хочу его испытывать, а в субъективных: что я переживаю по поводу того, что у меня есть то-то или то-то, или отсутствует то-то. Например, я испытывают стыд по этому поводу, или я испытываю обиды на кого-то, гнев или что-то, что у меня по поводу моей проблемы есть. И этих чувств может быть масса разных, и прорабатывать можно разные чувства постепенною. Сегодня работаем там, что у меня сегодня наиболее живо, завтра я работаю с чем-то другим.

Что потребуется для самостоятельной работы? Нужна будет круглая форма диаметром 27-30 см. Я обычно использую бумажные тарелочки, листы формата А3 – это два стандартных формата А4, наборы красок, карандашей, мелки, пастели, фломастеры. Желательно, чтобы цветовая гамма была достаточно широка, чтобы был выбор цветов. Далее вы садитесь удобно, кладете перед собой инструменты, тарелочку, чувствуете свое тело, можно закрыть глаза, ощутите свое тело и начните вспоминать ситуации, которые связаны с вашей проблемой. Что происходило, были ли там люди, что вы испытывали, какие-то детали, которые, по вашему мнению, как-то связаны с вашей проблемой. Основная задача – войти в свою душевную боль, начать ее сейчас переживать. Если у меня стыд, то чтобы я сейчас вот этот стыд по поводу чего-то, по поводу какой-то моей проблемы, например, если девушка мне когда-то что-то сказала и как-то посмотрела.

У меня по поводу этого возникло чувство стыда, и я его сейчас переживаю. Нужно в эту ситуацию войти, что там было, вспомнить, как она смотрела, что говорила, как я отнесся к этому, чтобы мои чувства сейчас зажили, чтобы я ощутил их достаточно ярко. Когда я чувствую, что мои чувства сейчас вот уже во мне живут, тогда я беру лист бумаги, тарелочку, обвожу круг, и начинаю свободно проливать свои чувства в круг теми цветами, теми формами, которые будут соответствовать этим переживаниям. Важно при этом никак, во-первых, не оценивать то, что вы рисуете, во-вторых, не думать про то, как это будет, что нарисовать, какую композицию выстроить. Важно быть в контакте со своими переживаниями и позволять им в свободном порядке просто проливаться в круг, позволить руке рисовать то, что ей хочется рисовать, даже если это будет просто мазня, пусть это будет просто мазня. Главное, чтобы в этой мазне адекватно, искренне отражались те чувства, которые я сейчас переживаю, и позволить этим переживаниям самим как-то выбирать те цвета, в которых им хочется сейчас выразиться, те краски или карандаши, чем мне сейчас хочется порисовать, не думать о том – чем бы хотелось порисовать, а как-то отпустить себя и интуитивно позволить руке выбрать самой, что это будет.

Как меняется внутреннее состояние человека в процессе терапии?  

Важно находиться в контакте со своим телом, то есть ощущать те ощущения, которые есть сейчас, когда я рисую, что я переживаю, какие мысли мне приходят, какие образы, что вспоминается и позволять, опять же, всему этому выходить в круг. Таким образом происходит освобождение. Когда будет круг заполнен... собственно задача – заполнить круг целиком цветами и формами, чтобы не осталось незакрашенного места. Когда круг заполненный, если есть желание, то можно и закрасить и окружающее пространство тоже чем-нибудь, если нет желания, то можно оставить только круг.

Важно замечать – как мое состояние меняется в процессе рисования. Например, когда я вхожу в какую-то свою душевную боль и начинаю ее вырисовывать, усиливая самим процессом рисования, усиливая тем, что я таким своим беспардонным вниманием к ней сейчас ее растревожил, мои чувства обязательно изменятся, у меня могут политься слезы, может навалиться на меня усталость, или я, наоборот, приду в какое-то очень возбужденное состояние. Замечать, как оно меняется, если оно не меняется, если мое состояние точно такое же, как было до рисования, такое спокойное какое-то, подавленное и так далее, если ничего с чувствами не происходит, то, скорее всего, я делаю что-то не то, я не в контакте со своими чувствами. Тогда я просто вожу карандашиком по бумаге, и ничего не происходит и не произойдет в этом случае, это будет просто какое-то машинальное, механическое рисование. Важно находиться в контакте с переживаниями и позволять им быть, позволять себе их переживать и усиливать самим вниманием к ним, самими движениями карандаша или кисти усиливать их и доживать. Потому что, собственно, в процессе арт-терапии что происходит?

Происходит доживание того, что было когда-то недожито. Какая-то была у меня душевная боль, и я от нее как-то отстранился, потому что это очень было для меня, я как-то отсек, подавил в себе, и оно там осталось, оно теперь вылезает в каких-то интересных в кавычках моментах, рождает те или иные у меня проблемы, дисфункции, болезни. Задача – вернуться к этим переживаниям, достать их, выразить их и дожить. Когда мы нарисовали несколько рисунков, хотя это может даже в одном, в первом рисунке случиться, мы почувствовали облегчение, чувства обязательно снова изменятся, изменится состояние, придет спокойствие, придет чувство облегчения, освобождения. Это тоже как бы знак, что мы хорошо поработали, сейчас вот что-то произошло.

То состояние, которое у меня появилось в процессе вырисовывания, вот это состояние освобождения, спокойствия – его можно усилить, как-то закрепить и себе сделать его еще более явным что ли, найти в нем какую-то более глубокую силу, как-то проявить для себя еще более сильно. Я рисую мандалы на тему усиления этого своего состояния спокойствия, очищения. Не знаю, как это может быть. Просто что во мне, за счет каких сил, за счет каких ресурсов это состояние мое может усилиться? Я интуитивно начинаю что-то рисовать, опять же, доверившись своим переживаниям, своей руке, она начинает что-то рисовать. Как это может быть усилено? Таким образом происходит некое закрепление что ли того положительного эффекта, который проявился в процессе предыдущего рисования.

В чем заключается работа с мандалами?  

А дальше происходит работа с теми рисунками, которые получились. Нужно провести такое осознавание того, что у нас появилось, получилось, что мы нашли. Нужно из тех рисунков, которые сейчас нарисовали, выбрать один, который сейчас, вот в данный момент наиболее откликается, вызывает какую-то наиболее яркую эмоцию, чем-то цепляет. Не важен знак этой эмоции, это могут быть негативные чувства, позитивные, не важно, главное, чтобы то, что сейчас наиболее сильно на меня как-то воздействует. Я беру этот рисунок, ставлю его так перед собой вертикально, чтобы мне удобно было на него смотреть, некоторое время его созерцаю, минут 10-15, позволяя быть всему тому, что сейчас у меня возникает по поводу этого рисунка, не оценивая, не пытаясь как-то подавить или не заметить. Наоборот, стараюсь заметить, что же у меня там есть. Если есть раздражение – есть раздражение, я так просто его замечаю, что оно есть, может быть гнев, может быть какая-то обида на кого-то, когда я буду на него смотреть, может масса чего возникнуть. А может быть, наоборот, радостные какие-то чувства возникнут.

Вот я замечаю все эти чувства, которые у меня сейчас возникают. И я отмечаю, что в мандале их вызывает, там есть много разных цветов, разные формы. Откуда из мандалы исходит это? Как она на меня влияет? Что вызывает в ней те или иные переживания сейчас? И каждое переживание, каждое чувство всегда к чему-то влечет, оно всегда про какое-то желание, оно в нем просто содержится, может быть, как-то имманентно, в каждом чувстве есть некое желание. И что бы мне сейчас хотелось делать? Я испытываю сейчас, смотря на эту свою мандалу, какие-то чувства. А к чему они меня влекут? Что бы мне сейчас хотелось сделать? Заметить эти желания, которые у меня сейчас возникают, и позволить им сейчас проявиться в каких-либо движениях своего тела. Как бы тело выразило эти желания? Как бы оно начало двигаться? И позволить телу подвигаться: можно встать, можно сесть, можно принять какую-то позу, главное, чтобы вот это движение как-то выражало это желание в какой-то, может быть, символической форме.

Представить, что вы сейчас являетесь представителем своей мандалы – собственно, это так и есть. Вы как бы ее живое воплощение – собственно, это тоже так и есть. Попереживать себя сейчас этой мандалой. Как бы она звучала, если бы она звучала? И позволить себе позвучать. Это может быть какая-то песня, звук, стон, вой, если бы мандала звучала – как бы она звучала? И попеть этой мандалой некоторое время, минут 10-15, и подключить свое тело – если бы манадала была, например, живой, как бы она сейчас двигалась, танцевала? Вытанцовывать ее, петь ее, позволять телу своему выражать те чувства, которые сейчас содержатся в мандале и через вас они выходят. Подключать тело к этому, сколько захочется. Будьте сейчас в контакте со своим телом, со своими чувствами, которые у вас живут по поводу мандалы, сколько хочется двигаться, сколько хочется петь, пока не иссякнет – двигайтесь и пойте, освобождайте себя.

Потом, когда вы иссякли, снова посмотрите на мандалу, если бы мандала умела говорить, то что бы она вам сказала? И интуитивно произносите эти фразы – что бы она сказала. Если бы мандала могла слышать, то что бы вы ей могли ответить? И ответить. И можно дать название своей мандале или имя. И что бы это название для вас означало, подумать, про что это? Такая осознавательная работа, которая помогает и телу включаться, которая помогает доживать и дочищать, если можно так сказать, себя и те переживания, которые сейчас есть. И можно потом сесть и записать то, что у вас пришло, какие находки появились, какие вопросы, может быть, появились к себе, и что с вами происходило, – эти чувства, которые вы сейчас испытываете. Обычно в процессе даже рисования, до этой умственной работы, происходит осознавание. В нашей группе люди часто делятся: какими методами ни пользовались, с какими людьми ни общались – не находили решения, а тут вот в процессе рисования само появилось, вдруг человек осознал, какие он ошибочные действия делал, причину своего страха, которые приводили к тем или иным ошибкам.

Комментарии к видео на

  •  
    ViktoriyaVolevach 5 ноября 2012, 6:46

    Я тоже практикую метод рисования мандал. Это таинственный и очень эффективный метод работы с целями, эмоциями, болезнями.

  •  
    ula12345671 23 февраля 2012, 23:50

    принцип работы арт-терапии напоминает принцип разруганой всеми дианетики - хаборда и хоть и за саентологию его ругали ,так и дианетике из которой она выросла досталось... может зря ругали то.....?или у всех терапий такой же принцип действия..?подскажите.