Мода и развлечения

Западный и восточный подход в психотерапии

 
 


Западный и восточный подход к психологии человека во многом отличаются, отсюда различия в поведении и восприятии окружающего мира. На Западе больше внимания уделяется личностному росту, материальному благополучию, психологическому здоровью, в то время как на Востоке большее значение имеет духовное развитие – в том числе с помощью медитации. О том, что такое Випассана медитация, как она практикуется в Индии и интегрируется в западной психологии, рассказывает психолог, смехотерапевт Римма Умярова.

Различия классической западной и восточной психотерапии  

Каждый из вас может выбрать для себя наиболее оптимальный способ развития своей личности. Дело в том, что на самом деле Восток и Запад соприкасаются друг с другом в интересе к человеку, но только в некоторых смыслах. Нельзя сказать, что у нас одинаковый подход. Общее – это, пожалуй, получить гармоничную личность, которая спокойно переносит трудности, уравновешена и чувствует себя достаточно счастливой. И там, и там это присутствует.

Но на Востоке меньше внимания уделяется личностному росту, благополучию и психологическому здоровью. То есть для восточного подхода большее значение имеет духовная компонента – насколько вы приближены к Богу, к слиянию со Вселенной. Психотерапевтический подход, он тоже уже приближается к восточному. Началось это с Маслоу, потом это был Юнг, и сейчас это Минделл, который совмещает и психологию, и квантовую физику, и даосизм.

То есть получается, что совмещаются 2 разных направления нашей жизни: эзотерика, психология и квантовая физика. Казалось бы, такие трудно совместимые вещи. То есть, видимо, это сейчас век такой – слияния многих наших разных направлений. И сейчас я хочу более подробно остановиться на различии. Про общее я уже сказала.

А различаемся мы тем, что в классической психотерапии центром является человек, его личностный рост и усиление его эго, можно сказать. То есть можно себе представить, наверное, вот такой образ. Для нашей классической, западной психотерапии характерно рисование маслом по полотну. А для восточной это, наверное, скульптура. То есть сейчас я поясню подробнее.

Для западной психотерапии характерно усиление целостности человека, то есть мы набираем качества, которые у нас запрятаны в подсознании или в бессознательном, или же мы открываем эти комплексы и начинаем владеть этой энергией. То есть мы как бы добавляем мазки вот в этот портрет наш. Для того, чтобы мы были наиболее адаптивны в социуме, наиболее успешны, наиболее комфортно себя чувствовали. Западное веяние отличается от Востока, потому что Восток, как я уже говорила, меньше всего обращает внимание на вот эту комфортность.

Я встречала очень духовно продвинутых людей, которые могут просто сидеть на тротуаре, и вот они, например, мне по руке там смотрели (хироманты такие) и даже правильно определяли, и они там просили за это всего какие-то три рупии. То есть для них это не так важно. Но у нас совсем другая жизнь, и поэтому мы не можем себе это даже позволить, потому что на Востоке вся социальная структура поддерживает это.

То есть вы можете не иметь дома, но там тепло, вы можете жить прямо где-то даже в лесу, там в горах, например, я встречала отшельников. У них нет таких бомжей, как у нас, то есть они там не пьют. И те люди, которые с нашей точки зрения выглядят, как бомжи, на самом деле могут быть очень даже духовно продвинутыми. Я видела одного просветленного, который какой-то с длинными, перепутанными волосами, с длинными ногтями, на юге Индии это было, а к нему шел поток людей как раз с Запада, из Америки, потому что этот человек просветленный.

Власти совершенно не преследуют людей, даже если они бездомные, безработные. Они могут пойти в какой-то монастырь и там жить и есть. Они, правда, какую-то дают работу для них, но там совершенно не преследуются люди, которые на Западе обычно преследуются за безработность или там еще за какие-то вещи.

Почему восточные люди менее напряжены, чем западные?  

Теперь я хотела бы еще сказать по поводу того, что у меня сложилось такое впечатление, что восточные люди – они менее невротизированные, нежели западные. То есть ни для кого не секрет, очень многие люди – невротики. Мы находимся под постоянным стрессом, мы живем под постоянным стрессом. Я же, живя в Индии несколько раз по полгода, убедилась в том, что люди там живут в достаточно релаксированном состоянии. И я наблюдала несколько сцен, которые меня совершенно поразили.

Например, однажды мы оказались на площади, где стояли автомобили в пробке в течение сорока минут, и я была в одном из автомобилей. И я удивилась реакции тех, кто был со мной: люди были совершенно расслабленными, мы сидели и беседовали. Пробка, оказалось, вызвана была тем, что один человек бросил свой автомобиль и пошел в магазин. И он как-то забыл или как-то там, ну, делал какие-то покупки, и я подумала: что было бы в нашем городе, если бы вдруг обнаружилось, что какой-то человек вдруг пошел в магазин и забыл, и образовал пробку. Я думаю, что ему бы досталось очень сильно.

И постольку поскольку они живут в релаксированном состоянии, у них тогда мозг работает часто очень, может быть, в основном в альфа-ритме. Это значит ритм релаксации. У нас же ритм, бета-ритм – это ритм борьбы и бегства. То есть мы постоянно находимся в стрессе. Это один из моментов, который говорит о различии, и следовательно о напряженности нашей психической жизни, нашей психики, и в каком состоянии находится в основном их психика. Это первое.

Второе. У восточных людей, как вы знаете, существует вот такое поверье, реинкарнация, причем это сидит у них глубоко, и из поколения в поколение они свято в это верят, и поэтому они расслаблены – в этой жизни я бедный, а в следующей я богатый. И за счет этого, во-первых, у них нет зависти в той степени, в которой есть у нас и конкуренция, а во-вторых, нет такого страха смерти.

А мы с вами знаем, что страх смерти – это корень всех наших страхов. Это самый, можно сказать, сильный момент, который мы получаем уже в момент рождения, вполне реально. И из него вырастают многие вещи – страх за будущее, страх поменять жизнь, ну, страхи, их все не перечислишь. Но корень всех страхов – это страх смерти. А у них это в меньшей степени. И поэтому они психически более здоровые, как я считаю. И поэтому нельзя вот так слепо брать и переводить их образ жизни, их медитации в нашу, потому что у нас разная ментальность, разная психика, разное состояние психики. Ну, вот то, что я хотела сказать об общем и о различии между восточным подходом и западным.

Цель медитации Випассана  

А теперь мне хотелось бы уже вполне конкретно подойти к Випассане медитации, которой я занималась довольно длительно. Занималась я и в Индии, и в другой стране, и у нас в стране. Это проходили десятидневные ретриты, начинались они в 4 утра, и ложились мы что-то в 9-10, заканчивалась медитация в 7. Ели мы там 1 раз в день, и еще там перерыв был один. То есть довольно строгие такие требования. Нельзя было разговаривать, нельзя было даже смотреть друг на друга, то есть мы полностью погружались в себя и в этот процесс.

И нам во время медитации нужно было наблюдать за своими ощущениями. Мы сидели в той позе, в которой нам удобно, чаще кто-то сидел в позе лотоса, но можно было даже сидеть на стуле, если у кого какие-то проблемы. И нам нужно было наблюдать за своими ощущениями, начиная от головы и заканчивая стопами. Каждый участок приблизительно в 5 сантиметров мы проходили вот так вот.

И я как психолог могу сказать, что это означает. Дело в том, что наше бессознательное записано у нас в теле, вплоть до того что наше тело помнит, что с нами было в утробе, клеточная память помнит. И наши непрореагированные, болезненные эмоции, непрожитые, они несут некий заряд, который у нас сидит в теле, и это может выглядеть в виде какого-то напряжения или блока. И поэтому все наше тело, можно сказать, пронизано вот этими ощущениями.

Наши комплексы, наши страхи – это все у нас сидит в теле в разных частях. И поэтому, когда так пролонгировано проходит медитация, наблюдая каждое ощущение, это дает огромнейшую пользу. Причем в данном случае не нужно себе ничего представлять, никаких богов, не нужно петь никаких мантр, не нужно концентрироваться очень сильно. Здесь мы просто наблюдаем какое-то ощущение, и мы его просто наблюдаем без всякой оценки, приятное оно, или неприятное.

Зачем нам дается такое вот нейтральное наблюдение? Одна из целей этой Випассана медитации – это перестроить наш мозг, перестроить таким образом, чтобы он не зацеплялся и не был двойственным: это хорошо, а это плохо, эта эмоция хороша, а эта эмоция плоха. Я не хочу быть печальным, например, мы говорим, потому что образ этот не соответствует моему успешному образу. Я хочу быть успешной, я хочу выглядеть все время счастливой. А на самом деле, если мы не проживаем печаль, не переживаем, мы что-то теряем в жизни, мы теряем вот эту вот нежность какую-то и тонкость, мы грубеем и становимся как бы более замороженными, мы перестаем ощущать некоторые эмоции. А, если мы не проживаем некоторые эмоции, они все равно садятся к нам в тело в виде какого-то напряжения, блока.

Опасность непрожитых эмоций  

Непрожитая печаль, она никуда не девается, она застревает в теле и сидит в нас, как некий блок, который нам мешает, нашей жизни на самом деле, потому что чрез нас не может полностью тогда проходить энергия. Еще мне хотелось бы остановиться на такой эмоции, как агрессия, которую мы тоже считаем очень нехорошей. Я не хочу сказать, что надо быть агрессивным и надо кричать на людей или там избивать их. Нет, я имею в виду другую агрессию, я имею в виду – та агрессия, которая ответственна за выживание, которая ответственна за защиту себя, своих детей.

Дело в том, что мы все-таки принадлежим к животному царству, хотим мы этого или нет, и у нас агрессия присуща нашему организму, но ее просто важно устремлять туда, где она полезна. То есть, например, на деятельность. А если же человек считает, что агрессия это плохо: «Ой, я хороший, я неагрессивный», – и вытесняет эту агрессию. И тогда человек может стать очень пассивным по жизни.

Вот часто родители детей, особенно это вредно для мальчиков, воспитывают так, что «нехорошо быть агрессивным», и он тогда может вырасти таким безвольным, может вырасти пассивным, поэтому, на самом деле, это мы так разграничиваем агрессию, вернее, эмоции: вот это хорошее, а вот это не хорошее. Нам важно проживать любые эмоции, но уметь с ними взаимодействовать.

И вот Випассана медитация именно этому нас учит. Она учит нас не привязываться ни к приятным эмоциям, которые тоже через наше тело проходят, ни к неприятным. То есть смотреть на это нейтрально. И тогда человек, как они считают, освобождается от страданий, потому что эту Випассана медитацию, именно эту медитацию делал Будда, сидя под этим деревом. То есть он хотел освободить людей от страданий и делал вот эту медитацию, которую он и передал людям, Випассана медитацию.

У нас же, например, Минделл применяет вот эту недвойственность, то есть он тоже не рассматривает какие-то эмоции отрицательными, какие-то положительными, а просто рассматривается какая-то эмоция и рассматривается она, как энергия. И тогда спрашивается: а куда эту энергию можно направить в жизни, да? И вот, например, та же самая агрессия, ее можно очень даже направить на мирные, хорошие цели.

Комментарии к видео на

  •  
    sadanah 28 апреля 2012, 0:50

    watch?v=KX6TfqfHKZ0
    с 11 минуты