Мода и развлечения

Сексуальные мотивы в рекламе

 
 


Сколько очаровательных «рекламных лиц» смотрят на нас каждый день с экранов телевизоров и страниц глянцевых журналов! Так много, что начинает казаться, будто в действительности где-то существует мир, в котором живут, работают и развлекаются эти сексуальные люди с идеальной кожей, восхитительной улыбкой и другими прекрасными характеристиками, заставляющими нас поверить, что данная торговая марка делает их такими. Свое мнение о воздействии рекламы на человека излагает практический психолог, мастер НЛП Дмитрий Александрович Синарев.

Воздействие сексуальной рекламы на биологические инстинкты человека  

Дело в том, что цель любой рекламной кампании, первоначально которой она достигает, – это опознавание бренда. Существует два уровня нашего восприятия: восприятие осознанное, которое достаточно нами контролируется в той или иной степени, и восприятие неосознанное. Все, что связано с какой-либо сексуальной тематикой, воспринимается нами на уровне инстинкта. Поэтому связывание того или иного продукта рекламного (совершенно причем неважно, какого: это могут быть продукты питания или нижнее белье) – происходит достаточно сильная фиксация, если в этой рекламе используются какие-либо образы, вызывающие определенные сексуальные, эротические фантазии и все такое прочее.

Поэтому естественно, когда человек смотрит тот или иной ролик, где он видит какие-то привлекательные для него образы, на уровне сознания он может воспринимать, допустим, исключительно видеоряд. На уровне подсознания у него возникает условный рефлекс связки: названия какого-либо бренда и определенных ощущений. Вот это, собственно говоря, и является основным эмоциональным влиянием на человека. То есть здесь идет очень четкая завязка.

Поэтому есть такое понятие «якорение». Когда человек, допустим, придя в магазин или услышав имя вот этого продукта, который ему рекламировали с помощью таких приемов, у него внутри уже возникает плюс ко всему волна определенных ощущений, которые он когда-то испытывал, смотря тот или иной ролик и думая об этом или фантазируя о чем-либо. Вот это, пожалуй, и является основным моментом, на котором механизм срабатывает. Понятно, что мы воспринимаем информацию об этом мире нашими органами чувств и так называемыми модальностями.

То есть у нас есть восприятие зрительное, восприятие слуховое (аудиальное) и восприятие кинестетическое (это прикосновение, температура, вкус, запах и так далее). У каждой из этих модальностей есть определенные способы описания, так называемые субмодальности. Любой контекст нашей жизни можно разложить по этому субмодальному описанию. И если, например, трансляция спортивного матча у нас будет ассоциироваться с яркими цветами, будет очень много быстрых действий на экране, достаточно громко будет идти фоном шум трибун, голос комментатора, и что-то такое, то в противопоставление этому все, что касается моментов, связанных с сексуальными нашими переживаниями, – это будет что-то диаметральное.

То есть наоборот, это будут определенным образом приглушенные тона, это будет совершенно определенный голос, под который будет представляться тот или иной продукт. Он будет негромкий, с легкой хрипотцой, он будет какой-то такой плавный и так далее. То есть, мы реагируем на эти вещи потому, что у нас существует определенное запоминание и определенная реакция на тот или иной контекстный набор субмодальностей. Поэтому реклама, которая использует в себе элементы сексуальности, она, как правило, будет очень четко выверена по этим параметрам. Вот это всегда можно заметить.

Эмоциональное воздействие всегда связано с гаммой ощущений, которые человек испытывает, чаще всего приятных. Причем это практически не зависит от возраста человека и пола, потому что многие женщины с большим удовольствием смотрят на красивых женщин. Здесь половая принадлежность не имеет принципиального значения.

Допустим, если на нормальных, гетеросексуальных мужчин вид красивого мужского тела может не произвести никакого впечатления, то вид женского тела будет их заинтересовывать, равно как и женщин. Дело в том, что эти образы – это моменты эволюционные, то есть определенные части тела человека, на которые реагирует наше сознание и подсознание. То есть, условно говоря, вид красивого женского бедра, ноги или груди всегда будет вызывать рефлекторно интерес. Это срабатывает вне нашей воли, вне нашего сознания.

Слагаемые успеха сексуальной рекламы  

Реклама, которая использует в себе подачу материала именно через какие-то сексуальные образы, успешна, потому что эта информация воспринимается нами без сознательного фильтра. Это попадает сразу в наше подсознание. В гештальт-терапии существует такое понятие как незавершенный гештальт. Это действие, которое не было закончено, и на котором человек часто начинает зацикливаться и много об этом думать. То есть определенный видеоряд, который нас вроде бы ведет к какой-то логической развязке, но при этом, когда он не закончен, он в нашей памяти останется гораздо сильнее, нежели видеоряд, который будет завершен.

Если говорить конкретнее, то если нам демонстрируют, допустим, сцену, как красавец подхватывает прекрасную женщину и несет ее в спальню, и, допустим, дверь за ними закрывается, мы не видим, чем это закончится, вот это мы запомним. А если нам покажут, что у них происходит в спальне, это будет восприниматься нами, как завершенное действие, и мы этого не запомним, это не останется в голове. Поэтому, как правило, любые рекламные ролики носят характер некой незавершенности. Они дают определенное направление для фантазии, определенное направление для мысли. Но они не завершаются по факту.

Искусство быть максимально неясным. Дело в том, что один из механизмов, каким образом работает наш мозг, наша психика - это так называемый трансляционный поиск, когда определенные общие символы, общие понятия, общие термины, мы склонны наполнять каждый своим содержанием. Есть такое понятие как «номинализация». То есть слова вроде «любовь», «свобода», «здоровье» вроде бы нам всем понятны, но при этом каждый из нас на самом деле наполняет их чем-то своим. Соответственно с этим и какие-то рекламные фокусы, которые здесь используются, это тоже искусство быть максимально неясным.

В рекламе довольно много используется именно таких номинализаций. То есть та же пресловутая: Хорошие хозяйки выбирают тот-то продукт. Понятие «хорошая хозяйка» у всех очень разное. Или это может быть красивая женщина, тоже непонятно – для каждого это свое. Сексуальная женщина – тоже для каждого это свое. То есть чем больше реклама содержит таких возможностей для наполнения человеком содержания вот этого, тем она эффективнее. Тем шире круг охвата аудитории.

Психологические аспекты негативного влияния сексуальной рекламы  

Все мы так или иначе зависим от тех средств массовой информации, от того влияния, которое на нас оказывают, и здесь часто достаточно у человека могут развиваться какие-то невротические реакции. Потому что в рекламе человеку говорят: покупай то-то и то-то, и ты будешь таким-то, таким-то, ты будешь сексуальным, привлекательным, желанным и так далее. Женщина это приобретает, и жизнь ее принципиально не меняется. И какого-то ажиотажного спроса на нее не возникает. И вот здесь возникает конфликт внутренний: «Как это так? Я все делаю так, мне обещали, что это будет, а этого не происходит». И здесь вполне возможно развитие определенного невроза.

И это, кстати сказать, напрямую связано с такой психологической зависимостью от рекламы. Потому что достаточно большое количество людей старается следовать тем рекомендациям, которые они получают где-то вот на свою подкорку из наших СМИ. При этом они пытаются менять свою жизнь. Они думают, что жизнь должна очень резко измениться, если они покупают такое нижнее белье, такой автомобиль, пользуются таким-то средством ухода за волосами все прочее. Но не нужно забывать, что это все лишь определенный поведенческий антураж, который меняет наше поведение каким-то образом, но не так чтобы очень сильно. При этом мы все равно остаемся теми, кем мы были.

Определенная зависимость сексуальная от рекламы может возникнуть в том случае, если у человека недостаточно сформированы какие-то личные сексуальные стереотипы. Потому что в принципе (это может быть в молодом возрасте) мы все-таки формируем эти стереотипы восприятия, ориентируясь на людей живых, нас окружающих. Поэтому если у человека возникает фиксация на каком-либо рекламном образе, и он при этом начинает искать в реальной жизни вот повторение именно такого совпадения именно с этим образом, я думаю, что это уже вопрос здоровья-нездоровья очень серьезно встает.

Я думаю, что психологическая проблема, которая может возникать – невротического характера, когда человек не находит в реальной жизни подтверждение тому, что он видел в телевизоре или журнале. Естественно, он будет пытаться найти, но не факт, что он встретит именно женщину с теми параметрами, которые он видел в телевизоре.

Комментарии к видео на

  •  
    JUSLIKELIKE 4 апреля 2012, 13:26

    очень интересно, но я считаю что тут есть несколько неточностей по поводу модальностей и примеров номинализаций

  •  
    PzhaKat9ltKu 27 июля 2011, 22:16

    Первый? нах

  •  
    PzhaKat9ltKu 27 июля 2011, 22:16

    И единственный блеа?