Мода и развлечения

Интим и мат в телеэфире

 
 


Закон рынка «Спрос рождает предложение» применим и к кинематографу. Киностудии снимают такое кино с такими актерами и по таким сюжетам, которые будут интересны зрителю. С другой стороны, есть мнение, что успех фильма напрямую зависит от того, сколько в нем мата и интимных сцен. Так ли это на самом деле? Какую роль играет нецензурная лексика в кинематографе, рассказывает режиссер-постановщик кино и телевидения Константин Сибитёв.

Употребляют ли режиссеры мат на съемочной площадке?  

Есть такой стереотип, что режиссеры очень много матерятся на съемочной площадке. Я могу сказать, что да, матерятся, но не все. Есть те режиссеры, которые не матерятся, хотя я таких не знаю, я слышал, о таких. Естественно, есть такое, что хочется иногда приложить словом, иногда он злится, падает прибор, выставляется долго свет, важная сцена, и падает большой прибор среди этой сцены, он разлетается на мелкие кусочки, и как тут не сказать «...», это слово.

Но, естественно, в этот момент, я думаю, вся съемочная группа, включая даже самых белоснежных девочек, кричать «б..ять!». Потому что все были готовы, все было хорошо, естественно, все кино снимается по времени, по хронометражу, и у нас есть определенное количество времени на каждую сцену, и никому не хочется уходить в переработке, и когда падает такой прибор и разбивается, в этот момент у всех опускаются руки, и все готовы именно материться.

Что касается того, что режиссер ругается на актеров, я считаю, что это неправильно, и на актеров я никогда не ругался матом, и никогда не буду ругаться матом, потому что это для режиссера тот инструмент, через который ты передаешь эмоцию, образ героя. Если на него выматериться и сказать: «А сейчас ты улыбайся», когда на него вылили ушат грязи, обозвали козлом, му..аком, еще кем-то, что он не умеет играть и вообще зря он не выбрал другую абсолютно профессию, а пошел в актеры, а потом говорить: «А теперь играй»...

Актер в этот момент будет стоять и переваривать именно то, что тебе сказали сейчас, а не думать: «А у этого героя, если он вот так, а если вот так...», – не начинает он думать о герое, которого он играет. Он начинает думать о том, что его сейчас обматерили. Я считаю, что это не верно – материться на актера. Иногда можно, конечно, сказать, любимое «б..ять» и потом сказать – слушай, все хорошо, все отлично, давай мы сыграем по-другому, давай ты сделаешь так, покажи, как ты будешь делать, покажи, как ты будешь играть.

На актера не нужно материться, даже если это плохой актер, даже если он отвратительно играет. Лучше спокойно поменять актера, если есть возможность, либо сделать как-то по-другому, как-то подвороваться с оператором, решить этот вопрос, но ни в коем случае не материться на тех людей, с которыми ты работаешь. Не нужно материться на тех людей, которые работают в твоей команде, потому что это те соратники, которые должны от тебя заряжаться энергией. Но, естественно, на съемочной площадке без мата никуда, хотя на самом деле я могу сказать, что, наверное, в любом деле: и в телевизионном деле, и в офисе (я одно время очень долго сидел в офисе, там тоже не обходится без мата) – иногда так проще что-то сказать, особенно если это определенная структура.

Не буду, опять же, говорить, какие, которым лучше говорить на этом языке. Технические структуры я имею в виду, которые занимаются не монтажом, конечно, не светом, не оборудованием, а еще более технические, которые занимаются чем-то другим, не буду говорить, боюсь обидеть людей, которые работают.

Нецензурная лексика в кадре  

Сейчас есть такая тенденция, что очень часто мат используют непосредственно в кадре. Я, наверное, слишком порядочный в этом плане человек, меня немножко корежит, когда я слышу мат в кадре, хотя иногда он действительно нужен. Если у меня стоит плотник, ударяет себе по пальцу, наверное, это будет неправильно, когда он будет говорить «Ой!». Когда он скажет «б..ять» – да, я знаю, что действительно он сказал именно это слово, потому что я понимаю, что это плотник, он должен это слово сказать. Иногда режиссеры думают, что для красного словца нужно добавить еще пару трехэтажных, двухэтажных.

Не знаю, зачем. Иногда кажется, что это дает какой-то определенный рейтинг. Для некоторых каналов, для низших каналов это действительно дает какой-то плюс. Там очень много бандитов, разборок и все остальное, там без этого тоже никуда. И действительно вставляют, действительно запикивают те же самые реалити-шоу тоже запикивают, хотя на самом деле, я считаю, там можно обойтись совершенно спокойно без мата.

Для чего это делается? Чаще всего это делается для того, чтобы привлечь внимание. Но могу сказать честно, из психологии человека: если это делается единожды – это привлекает внимание, если это идет постоянно, и со мной сидит рядом мама либо ребенок, я, наверное, единожды пропущу мимо ушей и скажу «ОК, хорошо, ладно, пускай это будет так».

Если это регулярно в этом фильме повторяется, я, наверное, все-таки уйду с этого канала и не буду смотреть его дальше. Потому что, хоть это и ближе к жизни, ближе к натуральности, как хотят чаще всего режиссеры, продюсеры, чтобы быть ближе к народу (народ матерится – и мы должны в кадре материться), – нет. Я считаю, что этого должно быть в меру, мата должно быть в меру, должно быть насилия в меру, все должно быть в меру. Мы не должны постоянно испытывать чувство дискомфорта от того, что мы смотрим на экране.

Конечно же, есть некоторые каналы, одни из лидеров в телеиндустрии, которые запрещают в своем эфире мат. И на самом деле это обосновано при условии, что у этих каналов рейтинг очень большой и очень высокий, и почему бы и нет? Не нужно делать на это ставку, нужно, чтобы это было органично.

Человек, как только видит, что что-то не так в кадре, в эфире, он после этого переключает канал. Если его что-то ломает, он не верит актерам, он не верит в ситуацию, он не верит в излишний мат, он тоже переключит канал и будет смотреть другое кино, он выйдет из зала, он посмотрит и будет плеваться: «Там весь фильм матерились, – и запомнит только это, – и ничего интересного там другого нет».

Это не нужно, если это не обосновано, если это не в герое. Опять же, тот же хороший пример с плотником: плотник должен сказать «б..ять», когда ударит по пальцу. Это правильно. В других случаях нет. Это то, что касается мата.

Как успех фильма связан с наличием в нем мата и интима?  

Часто считается, что успех фильма зависит от множества вещей. Особенно продюсеры, опять же, считают, что если побольше материться, побольше интимных сцен, то будет прямо кассовый фильм. Неправда. 100 % неправда. Если нет сюжета, если нет драматургии, драматургия – это как раз то, что нас захватывает, обыкновенного зрителя. Если мы начинаем смотреть фильм, а потом не можем оторваться – это действительно хорошее кино.

И это не важно – будет там интим, будет там мат, или не будет этого. Если это в образе героя, если нам нужно подчеркнуть какой-то характер, действительно, мы вставляем и интимную сцену, и туда же мат вставляем, и туда же мы насилие, отрубание головы, руки и всего остального – пускай это будет, потому что действительно это нужно нам для самого фильма, чтобы человек смотрел этот фильм, чтобы не мог оторваться.

Если у нас это все присутствует, но при этом мы не понимаем сюжета, у нас огромная куча героев, которые как-то пересекаются друг с другом, и что-то происходит, какие-то фамилии, какие-то есть такие ошибки, и мы не понимаем, куда это приходит, и в конце концов фильм заканчивается... Зритель сидит так и открывает глаза: не понял, зачем вообще смотрел фильм? Он не вспомнит ни про мат, ни про то, что кого-то кто-то трахает хорошо, сексом хорошо занимается, ни как там красиво кровь лилась.

Он не будет это вспоминать, он скажет: «А фильм-то? Я хочу испытать эмоцию». Весь Голливуд понимает, что фильм – это entertainment, это то, от чего человек получает удовольствие. Вот он пришел в парк развлечений, он сел на американские горки, он покатался, он получил удовольствие. После этого он пришел в кинозал, он посмотрел фильм, он получил удовольствие. Если этого нет... Ему все равно, была там эта интимная сцена, не была эта интимная сцена, был там мат или не было мата. Он вообще на это не будет смотреть, он об этом даже не вспомнит.

Естественно, измерить фильм по наличию интимных сцен и количеству мата и прогнозировать его успешность нельзя. Успешность можно прогнозировать, прочитав сценарий, узнав, кто будет главный герой, кто будет играть главных героев, где это будет сниматься, насколько это интересная тематика сейчас на данный момент зрителю, рейтинги всего этого есть. От этого зависит успешность фильма.

Комментарии к видео на

  •  
    андрей лагуткин 31 октября 2012, 10:53

    ахуеть

  •  
    Hiwebs 30 января 2012, 21:06

    dayinua.com/ru/history/90-foul-language-as-a-means-of-self-affirmation а что такое мат?