Мода и развлечения

Значение сексуально-провокационных сцен в кино

 
 


Кода вы видите в фильме хорошо снятую любовную сцену, вам кажется, что между этими актерами прекрасные отношения, они, скорее всего, друзья, а может быть даже любовники – как же иначе? О том, как в действительности снимаются некоторые эротические сцены и какое значение они имеют для успеха фильма, рассказывает режиссер-постановщик кино и телевидения Константин Сибитёв.

Влияет ли наличие сексуальных сцен в фильме на его успех?  

Насколько успешнее кино с интимными сексуальными сценами, нежели без них? Я могу сказать следующее, что все сцены должны быть драматургически обоснованы: и интимные сцены, и экшен-сцены, и все остальные тоже. Соответственно, конечно же, интересно иногда посмотреть в определенных кинолентах именно сексуальные сцены, в других сценах как раз этого не нужно. Допустим, недавно я пересмотрел «Война миров», там ни одной интимной сцены, но это не значит, что кино плохое, его смотреть невозможно. Наоборот, он держит, его хочется смотреть, но, с другой стороны, есть определенные нюансы, когда хочется добавить, особенно в мелодраму, определенные сцены сексуального характера.

Конечно же, продюсеры, когда делают фильм, смотрят, кто у них будет в главных ролях. Но, опять же, я говорю про Голливуд, скорее. Например, увидеть сексуальную сцену Анджелины Джоли и Брэда Питта – это будет интересно всем, и даже если это будет боевик, то сценарист обязательно пропишет туда сцену интимного характера, потому что это одна из самых сексуальных пар этой планеты, интересно посмотреть. Я думаю, что интересно бы было посмотреть, если они вдвоем играют в одном фильме, и у них совершенно разные партнеры. Я думаю, что это тоже когда-нибудь произойдет.

Это такой коммерческий, наверное, ход. Потому что как раз трейлеры все тогда будут говорить: Анджелина Джоли в кровати не с Брэдом Питтом, а с кем-то другим, а в этот момент Брэд Питт в кровати с другой девушкой. И это, конечно же, коммерческий ход.

Может ли продюсер заставить режиссера включить в фильм сексуальные сцены?  

Продюсер, конечно же, влияет на процесс создания кино. И естественно, продюсеру интересно продать как можно больше копий этого кино по всему миру. И естественно, когда он смотрит какой-то материал, он читает сценарий, он смотрит, и он хочет определенных вещей. Чаще всего продюсеры – это такие зубры, которые знают, что зритель пойдет на конкретно этого человека, на Урганта, именно поэтому у нас Ургант появляется в определенных фильмах. Соответственно, в Голливуде это уже отточенный механизм, и естественно, продюсер тоже влияет на этот процесс.

Наверное, можно сказать, один из самых интересных моментов описан в фильме «Однажды в Голливуде» – очень хороший фильм про продюсера как раз, какова роль продюсера в фильме, и что он делает, его и положительные стороны, я имею в виду, что он получает за этот фильм, ну и, естественно, как он получает по шее за этот же фильм, если вдруг режиссер решил что-то сделать не так, как хочет студия. Опять же, в Голливуде есть такая иерархия...

То есть над продюсером стоит еще студия, которая заказывает, которая оплачивает все эти расходы. И студия иногда хочет определенный конец у фильма, определенные сцены чтобы были. И продюсер иногда, с одной стороны, что-то добавляет в фильм, а иногда просто следует указаниям студии. Ну, знаете, там Dream Works, Central Partnership, Sony Pictures, Paramount и так далее – огромное количество студий, которые именно заказывают фильмы у продюсеров, а продюсер уже ищет команду и доводит все желания студии до режиссера, до сценаристов, до всех в съемочной группе.

Как актеры относятся к съемкам в эротических сценах?  

Как один из актеров рассказывал байку: мама, когда его отправляла в Москву, говорит: «Дорогой мой сын, пожалуйста, только не снимайся в обнаженном виде, ни в каких эротических сценах, мне будет за тебя стыдно». Первый съемочный день, этот актер стоит в трусах, у него эротическая сцена. Да, это бывает, конечно же.

Как сниматься? Некоторые прописывают, что они не хотят сниматься, они стесняются каких-то своих дефектов, нюансов. Актеры вообще очень требовательны к своему телу, и как это будет снято, и как лицо будет снято и в каком ракурсе. Есть такая байка: в кино нужно иметь роман с оператором, потому что он красиво тебя поставит, и дружить с режиссером, чтобы режиссер тебя приглашал, – кажется, так. В любом случае, что нужно иметь роман с оператором, чтобы оператор тебя полюбил, выставил правильно свет на тебя, сделал так, чтобы ты был или была красивой (красивым) в кадре.

А вообще актеры по-разному относятся к сценам эротического характера. Я могу сказать, что вообще актеры очень любят нестандартные ситуации. Им не нравится играть стандартных людей, человек из офиса, вот он пришел, купил кофе, зашел в офис, попил, ушел, вот его роль – не нравится. Некоторые даже отказываются, говорят: неинтересно это играть.

Иногда интереснее играть зайчика сексуально озабоченного, который бегает по полянке и, не знаю, ищет красную шапочку. Это намного интереснее актерам, потому что там есть что играть, там есть то, из-за чего актер раскрывается, из-за чего он показывает себя с другой стороны. Потому что сейчас, если посмотреть на экран, у нас все либо убийцы, либо маньяки, либо милиционеры, ну и офисные служащие.

Интересно играть кого-то чуть больше: либо героя, либо любовника, кстати, действительно, российский кинематограф сейчас хромает на любовные сцены, все они сняты достаточно скучно. И я знаю почему, потому что все любовные сцены, хочется с ними поиграть, посмотреть, подумать, а у нас подготовительный период на все фильмы достаточно небольшой. И просто иногда не хватает времени продумать. Давайте стандартно, давайте сделаем вот такой кадр, такой кадр, такой кадр, и что-то получится.

Авторские решения любовных сцен в кино  

Один из моих любимых режиссеров, тот, кто снял «Часы», снял фильм «Чтец», этот фильм был номинирован на Оскар, или даже получил Оскара пару лет назад. Там как раз была настолько интересно сделана эта сцена сексуального характера при условии, что мы практически не видим голых сцен, мы настолько понимаем, что у молодого человека произошел первый секс, это передается только лишь через рты людей, которые сидят вместе с молодым человеком за столом после того, как у него случился секс.

То есть сидит молодой человек, он прибегает домой, если вы смотрели «Чтец», вы, наверное, помните эту сцену, он прибегает домой после этого секса, ее еще не показывали, но мы знаем, что что-то у них произошло. Он прибегает домой и начинает смотреть на их рты. Там бабушка, папа, дети. Он смотрит на их рты, как они едят, и в этот момент склейками показывают маленькие кусочки их сцены, как они целуются, обнимаются. Я сейчас уже деталей не помню, но там даже они не совсем голые.

Но настолько это внутри возбуждает тебя, настолько этот режиссер продумал эту сцену, что действительно ты понимаешь, что у человека произошел первый секс, ты понимаешь, что как для него это важно, он сейчас этот секс видит практически во всем – через эти рты он видит этот секс. И мы вместе с нашим героем переживаем этот первый его секс, что мы невольно начинаем жить вместе с ним в этот момент, в этой фазе его жизни. В российском кино, к сожалению, наверное, сейчас не смогу даже привести пример, где сцена сексуального характера настолько красива, чтобы можно было о ней говорить очень долго и хвастаться ими, но к сожалению, это такой нюанс.

И если говорить вообще про актеров, которые снимаются в сценах сексуального характера, то можно, наверное, разделить эту тему на две части. Первая – это Голливуд, у них есть определенный райдер, правила, как они снимаются в этих сценах. У многих есть дублеры, то есть говорят: вот где-то здесь у меня сейчас жирок лишний, мне нужны дублеры, чтобы идеальная у нас была талия, чтобы у нас были идеальные бедра, особенно это для дам. Вот лицо мы снимаем со мной, а все остальное – снимается другая девушка, или я не хочу, чтобы голый зад мой снимался, или я стесняюсь.

И у мужчин актеров то же самое случается. Часто используют дублеров. Некоторые не используют дублеров и считают, что они красивые. Действительно, голливудские актеры тратят огромное количество времени на спортзалы, на диеты, на свою внешность, потому что они знают, что они этим зарабатывают свои сотни тысяч, миллионы, десятки миллионов, а то и сотни миллионов долларов. Российские актеры тоже тратят огромное количество времени, но, опять же, как я говорил, как-то вот не могу вспомнить какие-то яркие сексуальные сцены из российского кинематографа.

И еще один нюанс – это связано с тем, что мы видим, действительно, парень с девушкой в кадре красиво целуются, нежность переполняет их, мы понимаем, сейчас начнется сам этот акт, и показан этот акт, и все отлично. На съемочной площадке это снимается, во-первых, несколько часов, отдельно снимается рука, отдельно снимаются их лица и все остальное. И часто бывает, что мы видим в кадре, я как режиссер вижу на плейбеке у себя, что действительно они любят друг друга. Прибегает актриса и говорит: «Стоп!»

Или дубль делаем, или сейчас переставляемся, она подбегает ко мне и говорит: «Боже мой, я не могу с ним сниматься, у него так воняет изо рта, он такой мерзкий, противный». Я говорю: «Ну, у тебя же все получилось, все отлично!». В какой-то момент приходит актер, актриса убегает, закатив глаза, подходит актер и говорит: «Боже, кого вы мне поставили! Ой, нет, я не могу!». Ну, я знаю, что актер вообще гомосексуалист, и ему не интересна девушка, он говорит: «Боже, я не могу!», и закидывает руки куда-то, говорит: «Это невыносимо, она двигаться не может! Получится ли сцена?!».

Задача режиссера – сделать так, чтобы вот эти два человека, которые не любят друг друга за кадром, вдруг полюбили друг друга в кадре. И даже они могут не любить друг друга в кадре, но режиссер должен сделать это так, чтобы зритель увидел их взаимную симпатию, взаимную любовь и взаимную страсть. И не важно, что происходит за кадром, как они не любят друг друга.

Кстати, бывает так, что актеры встречаются в кадре именно в интимной сцене после того, как у них уже были отношения и они расстались. Вот это еще хуже. Иногда в глазах читается, что они ненавидят друг друга. Это было у моего мастера, не буду говорить, с какими актерами. Он рассказывал такую ситуацию, что два очень известных советских актера снимались у него в одном из фильмов. Они расстались до того, как начал сниматься этот фильм.

И актриса делала все, чтобы только помешать съемке. У них бурные достаточно отношения, и она, когда ее лицо не в кадре, когда она стоит спиной, она корчила рожи, она сбивала его постоянно. Ну, бывает такое тоже. Актеры тоже люди, и у них есть свои собственные эмоции, иногда они перекладывают это на процесс. Мы в кадре видим, что все хорошо – любовь до гроба, секс интенсивный, все отлично. Но за сценой, за кадром все происходит, конечно, по-другому.