Мода и развлечения

Фламенко – танец для страстных натур

 
 


В России становится все более популярным страстный испанский танец фламенко и появляются профессионалы, которые могут научить правильно его танцевать. По сути, фламенко – это не только танец. Пение и музыка – необходимые составляющие феерии, в которой и женщины, и мужчины могут выразить свою страстную натуру. О том, как танцуют фламенко в Испании и сколько времени уйдет на освоение танца, рассказывает инструктор по фламенко Екатерина Степанченко.

О танцах и песнях фламенко  

Что такое фламенко? Это не только танец, это целая культура, которая зародилась достаточно давно, нельзя сказать, что это танец только одной страны, Испании. Хотя можно сказать, что он зародился в Андалусии, это юг Испании, примерно 300, может быть, больше лет назад в результате смешения нескольких культур. То есть это и Индия, это арабы, иудеи и испанская музыка тоже. То есть нельзя сказать, что это танец одного народа, это смесь нескольких культур.

Во фламенко есть несколько очень важных составляющих, в первую очередь, это канте фламенко, канте хондо – глубинное пение, это то, с чего фламенко начиналось. Сначала было только это пение, потом появилась уже музыка и танец фламенко. Вот эти три составляющие необходимы, чтобы сказать, что такое фламенко. Если говорить, кто первый исполнил танец фламенко, сложно выделить какую-то одну личность. Так как танец зародился давно, это было, опять же, как я уже ранее говорила, смешение многих культур. Наверное, самую большую популярность фламенко приобрело в конце XIX века, дальше был некий период угасания, и в начале прошлого века фламенко обрело свою вторую жизнь. Был замечательный поэт, который тоже жил в Андалусии, это Федерико Гарсиа Лорка, который поднял фламенко на новый уровень. Фламенко исполнялся в кабаках, считался достаточно непристойным танцем с непристойными песнями. Он смог это поднять на более высокий, более культурный уровень, благодаря чему (он очень много для этого сделал)фламенко выжил и стал уже в таком виде, в каком есть сейчас.

Наверное, самая популярная и самая известная танцовщица, это Кармен Амайя. Раньше же женщины не танцевали дроби. Сейчас во фламенко самая зрелищная и самая интересная часть – это дроби, которые выполняются ногами. Женщины танцевали только пластику, только руками, дроби делали только мужчины. Кармен Амайя (где-то в середине 50-х годов) – это была первая женщина, которая тоже начала исполнять дроби, и сейчас техника мужская от женской практически ничем не отличается. Да, возможно, мужская – более жесткая, женская – более плавная, но вот таких глобальных отличий сейчас нету.

В чем особенность фламенко?  

В чем особенность танца фламенко от других танцев? В первую очередь, это, конечно, дроби, исполняемые ногами, сложные ритмы. Как правило, нашему уху привычны ритмы на 3, на 4 счета, например, как вальс или как танго. Это европейскому уху гораздо привычнее. Так как корни во фламенко индийские, арабские, достаточно сложная ритмическая структура, на 12 счетов, как правило, традиционные ритмы фламенко – на 12 счетов. Поначалу достаточно сложно понять и услышать этот ритм в музыке, но со временем все тренируется, все потом можно услышать и понять.

То, что мы переживаем, исполняя фламенко, то, что мы переживаем, когда мы смотрим фламенко, который действительно исполняют мастера, – это очень интересно. Например, как происходит фламенко? Если вы, например, пойдете в таблао – это место в Испании, где именно исполняется фламенко, это обязательно группа, несколько музыкантов, несколько гитаристов, несколько пальмера. Пальмера – это люди, которые отбивают ритм в течение всего танца, в течение всей песни они в ладони отбивают ритм. И обязательно кантаор. Без кантаора фламенко не имеет смысла, то есть кантаор – это певец по-нашему.

Дальше они создают такую некую магию музыкальную, которая проходит через танцора, и танцор своим танцем выражает песню, смысл песни, музыку, которую он чувствует. Это объединение всех, всю группу, они работают, как единый организм. Да, испанцы, называют это «дуэнде». Дуэнде – огонь фламенко. Это очень мощное, очень интересное зрелище, можно об этом долго говорить, но на это, в первую очередь, надо смотреть, в этом надо участвовать, чтобы это почувствовать и понять.

Кто исполняет этот танец?  

Мне часто задают вопрос: только женский ли танец фламенко? Нет. Это танец даже очень во многом мужской. Женщины раньше только немножко украшали танец фламенко, у них были красивые платья, они сами по себе хорошо выглядели, просто были как украшение. Основная нагрузка всегда шла на мужчину, выполнялись сложные ритмические дроби, и много мужчин в Испании занимаются фламенко, очень много преподавателей именно мужчин. Сейчас нельзя сказать, кого больше, если взять Испанию, наверное, одинаковое соотношение и мужчин, и женщин. Если взять Европу в целом, там тоже очень популярно, женщин там будет больше.

У нас в основном женщины. К сожалению, мужчины неохотно идут, они сейчас начали появляться, но их очень мало, практически нет. В основном это женщины, и если говорить о мужчинах, то это в основном гитаристы, может быть, певцы, но их тоже можно сосчитать по пальцам одной руки, их очень мало у нас. Пока можно сказать, что фламенко в России делает только свои самые-самые первые шажочки, еще пока мало мужчин.

Составляющие музыкально-танцевального стиля  

Во фламенко очень много стилей, где-то около 70 стилей фламенко. Но по какому принципу? Конечно, есть общая какая-то структура ритмическая, музыкальная, то же канте, пение. Но в каждой деревне, в каждом городе есть свой стиль, грубо говоря, есть Малага, стиль называется малагенья, Гранада – гранаденья, Севилья – севильяна и так далее. То есть в каждой деревне, в каждом городе свой стиль, отличается он небольшими акцентами, смещаются акценты, немножечко смещаются интонации – другой стиль. Если говорить о структуре музыки, то, опять же, очень много составляющих и из восточной, арабской музыки, и из индийской музыки, из-за этого музыка достаточно сложная, но этим она интересная и музыкантам, и танцорам. Как я уже говорила, это в основном двенадцатидольные компасы (компас – это ритм), в основном двенадцати-, шестидольные компасы, достаточно сложные для восприятия для европейского уха.

Атрибуты танца фламенко  

Кстати, есть такой стереотип, что фламенко танцуется в черном, с красной розой, что-то такое, с небольшой отделкой красного. Ничего подобного! Это очень яркая одежда, очень много цветов, и вообще ощущение, когда смотришь на феерии испанские (феерия – это праздник), когда смотришь на выступления, это вообще какое-то буйство красок потрясающее, это очень интересно, очень красиво. Пышные платья потрясающе красивые на женщинах, очень большие крупные украшения, они очень любят огромные серьги, бусы, цветы на голове, очень все ярко, красиво.

Как научиться танцевать фламенко?  

Если начать заниматься фламенко, как это меняет человека, меняет его восприятие, меняет, возможно его внешнее восприятие мира? Любое дело, чем бы человек ни занимался, всегда будет какое-то изменение вносить. Могу привести такой пример: не так давно я была в Испании, со мной ездила подруга, которая фламенко раньше не занималась, но ей было очень интересно посмотреть, что это такое, что это за культура. Она говорила: «Я никогда не буду танцевать фламенко, это абсолютно не мое». Это достаточно сдержанная девушка с достаточно холодным темпераментом, очень спокойная. И действительно, она смотрела на фламенко, говорила: «Мне безумно нравится, это такая страсть, такой огонь, но я никогда так не смогу, никогда не буду, во мне этого нет».

После того, как мы посетили с ней несколько уроков в достаточно интересной школе, где люди преподают, которые всю жизнь занимаются фламенко, и не одно поколение, они живут фламенко. Это целое семейство людей, которые... вот ощущение, что кроме фламенко для них просто больше в мире ничего не существует. Через неделю этих уроков девочку было просто не узнать, она стала гораздо интереснее и как женщина, даже внешне, даже внешние произошли изменения. Она говорит: «Да, фламенко зажгло даже меня».

Сколько нужно времени, чтобы научиться фламенко? Этот вопрос задают очень часто. Вполне нормальный вопрос. Все зависит от нескольких факторов. В первую очередь, конечно, от самого человека, насколько велико его желание учиться. Можно учиться один раз в неделю по полтора часа, и учиться так можно очень долго, потому что мышцы требуют постоянной тренировки, при редком или нерегулярном посещении занятий вы каждый раз, каждое занятие начинаете все снова, и прогресса практически не будет. Если вы хотите действительно серьезно заниматься этим танцем, нужно минимум 3 раза в неделю и, конечно, не полтора часа, а 2-3. Опять же, это зависит от ваших физических способностей, ну за год вы танцовщицей не станете. Вот 2 года, наверное. Через 2 года начнете танцевать.

То есть первое время – это период набора техники, только техника, техника, техника. После того как вы набрали нужный запас техники, вы даже можете головой, мозгом, грубо говоря, вы понимаете, что надо делать, но мышцы ваши, им нужно время, чтобы они смогли работать в таком режиме и таким образом. Они не могут это сделать за час, для этого нужен достаточно большой период времени. То есть, как правило, при регулярных занятиях, через 2 года вы уже сможете технику наполнить жизнью, но поначалу это будет техника.

Комментарии к видео на

Показать предыдущий 1 комментарий
  •  
    52barbados1 10 сентября 2012, 20:14

    Во Фламенко 80 процентов арабской культуры.

  •  
    Azaarija 22 февраля 2012, 23:12

    но что особенно бесит - это занудство находится в топе поисковика, в верхней строке

  •  
    Azaarija 22 февраля 2012, 23:11

    Занудство! кто так про фламенко рассказывает? лучше бы сплясала!