Мода и развлечения

Специфика жанра эротической фотографии

 
 


Искусство изображения обнаженного тела возникло давно, достаточно вспомнить творения средневековых авторов. Эротическая фотография тоже может стать объектом высокого искусства, при определенном уровне мастерства художника. Где грань между пошлостью и эстетикой обнаженного тела? О тонких нюансах своего творчества рассказывает фотограф, художник Даниил Баюшев.

Актуальность жанра эротической фотографии  

Я Даниил Баюшев, фотограф и художник, который в своем творчестве часто работает с обнаженными моделями. Миллион лет назад писали обнаженные портреты, это внемодный контекст. Работа с обнаженной натурой всегда интересовала художника, и всегда это было актуально, модно и интересно, потому что, как для любого мужчины, мужчина-художник вряд ли найдет что-то интереснее, чем работать с обнаженным телом женщины.

Специфика откровенной фотографии  

Специфика жанра обнаженной фотографии как раз в том, чтобы не перейти эту грань, когда заканчивается искусство, эротическое искусство фотографии, и начинается какая-то история про пошлость, что-то некрасивое, невкусное, неинтересное. И здесь все, конечно, в первую очередь зависит от маэстро. Насколько он, скажем так, следует каким-то тенденциям сегодняшнего восприятия мира, для какой публики он работает. Потому что много мастеров, которые еще не так давно, может быть, лет 10-12 назад, были восприняты как откровенная порнография или просто безвкусица и бред.

А сегодня это является интересным искусством, востребованным в галереях, и, может быть, даже в узком числе зрителей это востребовано, это интересно. Такие имена как Терри Ричардсон, или то, что, может быть, в России делает Леша Киселев (между собой называя все это всего лишь угаром), безусловно, это является искусством, и это хорошо.

Была у меня такая история, когда я в одном из лучших ресторанов Аркадия Новикова «Галерея» на своей персональной выставке умудрился повесить на стену изображение собственного эрегированного полового члена размером, наверное, метр. И на сегодняшний день это было воспринято как должное, как то, что это хорошо и правильно. Хотя еще, может быть, пять лет назад в Москве это было бы невозможно. То есть, безусловно, происходит некое развитие нравственности, и сегодня такие вещи воспринимаются нормально и естественно. Людей не пугает это, если они понимают, что это тоже является частью какого-то авторского искусства.

Цель и задача фотографа в работе с эротическим жанром  

Я не работаю в жанре эротической фотографии ради эротической фотографии. У меня это, в первую очередь, какие-то высказывания или способы опять-таки получения изображения, я использую какую-то новую технику. Например, последняя моя выставка была крайне необычна, все зрители, которые пришли на нее, не верили, что эти изображения можно получить фотографическим путем, потому что я использовал современный управляемый лазерный проектор в качестве источника света, и результат такой космический, многие даже сказали бы, что компьютерной графикой добиться этого проще. И нарисовать, конечно, гораздо дешевле, потому что довольно дорогой был съемочный процесс. Но я остаюсь фотографом, и вот экспериментирую со светом, с телом, получаю какие-то результаты, которых не было до меня вообще, по крайней мере, в нашей стране точно.

Это все какой-то внутренний мир автора, насколько он воспринимает сам в первую очередь красоту женского тела, и своей камерой, своей техникой может ее донести до зрителя, насколько тонко и деликатно он может это сделать, наверное, таков и будет результат. Другое дело, что, конечно, то, что нравится мне и я вижу в этом скажем так секс и какую-то силу и глубину, не будет являться таким для даже большинства зрителей, которые, может быть, сочтут это чем-то, скажем, совсем не возбуждающим. Здесь важно понимать то, что если ты делаешь это для себя, то ты делаешь хорошо и правильно, а находится ли зритель на твои работы или его не находится – это уже третье дело.

Как рождаются идеи для новых творческих проектов?  

Все мои проекты так или иначе связаны с окружающей средой, в которой я нахожусь, и с теми темами, которые мне интересны. Я не могу сказать, что какой-то конкретный герой, или персонаж, или модель вызвала вдохновение. Все мои проекты рождаются из головы, я сам их придумываю, как правило, посреди ночи приходит в голову какая-то идея, и на утро ты встаешь, записываешь ее в свою рабочую тетрадь и начинаешь реализовывать.

Какой типаж моделей наиболее интересен для фотографа?  

Во многих моих проектах интереснее работать с теми дамами или мужчинами, которые уверены в себе, которых не нужно заставлять преодолевать себя, потому что иногда ты готов потратить энергию на того или другого человека. Модель, как правило, конечно, профессиональнее. Ты быстрее достигаешь результата, если человек не стесняется выполнять поставленную перед ним задачу. И это для меня в моем творчестве доминирующий фактор, который даже более значим, чем физические данные и модельный вид.

Это особенность моего творчества. Я, как правило, работаю не с человеком целиком, а с какими-то фрагментами тела, и ставлю довольно сложные задачи. Например, я могу попросить женщину-модель абсолютно голую сесть и широко развести ноги. И если дама берет и просто делает это, то в результате, как вот в одном из моих проектов, потом она попадает в Государственный Русский музей, в коллекцию. Другая дама, может быть, не понимает, что это будет выглядеть эстетично и красиво, начинает задавать лишние вопросы: «Как это так? Зачем я это сделаю?». В результате мы не имеем съемки, мы не имеем кадр. Как правило, на съемку я выхожу с неким брифом, зарисовкой, раскадровкой, я знаю, что будет в результате. И если все происходит, то кадр есть, съемка есть.

О художественном творчестве  

Я в первую очередь мальчик, я фотограф, естественно, меня привлекает женское тело. Мне нравится работать с обнаженными моделями, я считаю, что это красиво, я думаю, что у меня получается делать красиво, самобытно, может быть, уникально. Я часто в своем творчестве использую новые технологии, я постоянно экспериментирую. Экспериментирую с источником света, которым достигается фотография, получается изображение, экспериментирую с материалами, на которых будет конечный продукт, то есть это не только фотография в рамке на стене, но это и какие-то световые короба, может быть, со светом внутри. Я работаю со стеклом как с формой, на которую наносится изображение. Я делаю это, потому что это очень красиво, потому что мне нравится этим заниматься, и, в принципе, за это платят.

Я начинающий автор, хотя уже имею определенное имя и некую востребованность, минимальную востребованность рынком. Я выступаю сам заказчиком своих проектов. Я сначала рождаю, придумываю какую-то идею, потом либо нахожу продюсера, либо сам продюсирую эту историю, фотографирую, и следующий этап – экспонирование на какой-то территории, галерейной территории или там, где это можно показать.

Мой зритель – конечно, мужчина, который разбирается в красоте женского тела. Я бы, может быть, думал о том, что, возможно, я принадлежу к поколению постнеоакадемизма, я работаю с классическими формами, с тонким чувством действительно прекрасного.

Как не перейти грань между эстетикой обнаженного тела и пошлостью?  

Человек, который работает с обнаженной натурой, должен очень четко понимать, что, для чего и в каких рамках он делает. Потому что очень легко как раз перейти ту грань, когда обнаженная натура становится не искусством, а объектом какой-то пошлости или просто ерунды. Эта грань, конечно, зависит в первую очередь от художника. Его собственный уровень культуры, понимание красоты тела, понимание вообще основ и знаний искусства как раз являются определяющим фактором того, чтобы не сделать плохо. Потому что если человек талантлив, знает, на какой территории он находится, то он делает качественный и интересный проект.

Я думаю, что очень тяжело неподготовленному человеку, не занимающемуся, не знающему искусство, взять камеру... И даже если придет на съемку десять прекрасных женщин, то результат, скорее всего, будет плачевный. Уровень подготовки, уровень культуры автора – в первую очередь от этого зависит успех того или иного проекта, реализованного в этом жанре.

Меняются взгляды, меняется реакция публики на, скажем так, оголение в кадре. Вот теперь уже все чаще и чаще на обложках глянцевых журналов можно увидеть обнаженные модели, и ни у кого это уже не вызывает какого-то оскорбления или удивления. Здесь важно понимать общемировой контекст, в котором находится тот или иной художник каждый раз. Все, конечно, зависит от страны, в которой он работает, от взглядов публики, для которой он работает. И я думаю, что на сегодняшний день довольно многое позволено на этой территории. Мы можем делать довольно жесткие вещи, то, что еще не так давно называли откровенной фотографией, сегодня это тоже является частью искусства.

Грань между порнографией и эротической фотографией  

Есть закон, который определяет, что является порнографией, что является эротической фотографией. Там все четко прописано, и если художник попал под правосудие, то практически любого художника, работающего с действительно актуальной эротической фотографией, можно отдать под суд. Если будут на то причины, или какая-то властная рука захочет прикрыть эту выставку, да, безусловно, по закону сегодня это будет остановлено.

На самом деле практически невозможно найти ту грань, которая отличает порнографию от эротической фотографии. Это только чувство прекрасного, какое-то эстетское чувство, потому что да, сегодня для эротической фотографии мы можем снимать и гениталии крупным планом, и эрегированные половые члены, как в моем случае, крупным планом, но это не является порнографией. Я даже думаю о таких проектах, когда частью искусства становится съемка откровенного полового акта, но опять-таки в рамках общего контекста, той идеи, которую хочется высказать, например, мне или какому-то художнику в этом проекте. И если этот проект удался, то когда люди приходят и видят его в зале галереи или каком-либо пространстве, они понимают, что это не является порнографией, а это является искусством.

Обнаженное мужское тело в рамках фотоискусства  

Последний проект, который у меня в голове, и который я уже начал реализовывать, – по старинке, скажем так, я начал работать с женщинами, но в нем интересно рассказать именно о гомосексуальных отношениях, о невозможности даже полноценного секса между ними. Я разделяю моделей, я снимаю сейчас двух женщин, которые никогда не касаются друг друга. В этом много секса, в этом много обольщения. Но в кадре всегда присутствует хотя бы на сантиметр, но дистанция между моделями. И как продолжение этой истории, мне кажется, я буду работать с мужчинами, с мужчинами – это тоже гомосексуальная ориентация, и здесь будет тоже, возможно, много эротики, возможно, будут сильные эрегированные половые члены. Но никогда они в моем кадре не коснутся друг друга, и это вот та тема, о которой мне интересно говорить в этом искусстве.

И, конечно, есть большая несправедливость: очень мало работ и интересных авторов я знаю, которые работали с откровенным обнаженным мужским телом и при этом выглядели как-то очень сдержанно, очень красиво, и в рамках искусства. И я считаю, что это несправедливо, потому что для мужчин, которые приходят и любят женское тело, выставок гораздо больше, чем для гомосексуалистов.

Комментарии к видео на

  •  
    mashagalaktika 9 февраля 2011, 17:26

    Я снималась для этой выставки.Почему меня не позвали на открытие?!Обидно!