Мода и развлечения

Представления о красоте в византийской культуре

 
 


Современные представления о Византии складываются в основном по памятникам, сохранившимся до наших дней. Но по большей части это памятники религиозного искусства, потому что светское искусство Византии до наших дней практически не сохранилось. Какими были привычки, жизненный уклад, статус женщины и отношение к телесной красоте у византийцев, рассказывает искусствовед Дарья Юрьевна Ермилова.

Влияние античной культуры на отношение византийцев к телесной красоте  

Начнем мы говорить о средневековом идеале красоты именно с Византии, тем более для нас эта тема, может быть, более важна, чем Западная Европа, потому что Древняя Русь очень многое заимствовала именно у Византии, и какие-то традиции, не говоря уже о государственном гербе, достались нам в наследство именно от Византии. Но при этом, опять же, нужно ясно отдавать себе отчет, что у нас не очень точные представления о Византии, потому что мы судим о ней в основном по памятникам религиозного искусства – по архитектуре, по иконам, миниатюрам.

На самом деле в Византии существовало религиозное искусство и искусство светское. Оно почти не сохранилось, потому что дворцы были разрушены турками, предметы прикладного искусства были переплавлены, и памятников свидетельств об этом гораздо меньше. Но вот как раз светское искусство византийское продолжало античные традиции. Так что не случайно работа, посвященная византийскому серебру, называлась «Средневековая античность».

Не Западная Европа (это варварская цивилизация), а именно Византия хранила античные традиции. Но с поправкой на то, что государственной религией в Византии было христианство, и это были восточные римские провинции, то есть большое влияние также оказывал и Восток. Так что византийская культура – это сплав античности, христианства и восточных традиций. И это, конечно, повлияло на отношение к телесной красоте и вообще к бытовым привычкам, к укладу жизни византийцев.

Опять же, если мы будем смотреть только на мозаики в церквях или на иконы, у нас сложится впечатление, что в Византии ценилась только духовная красота. И складывается канон изображения святых, в котором отсутствовали элементы плотской красоты. Ну, в частности, всегда глаза изображали большего размера, чем они на самом деле, потому что такой облик считался наиболее духовным.

На самом деле византийцы очень ценили телесную красоту, и в этом неплохо разбирались, как неплохо они знали античность. Прекрасно знали античные мифы, были знакомы с искусством античности. Например, в Константинополе ипподром знаменитый представлял собой музей под открытым небом. Так же, как и главные византийские улицы Константинополя, на них были выставлены знаменитые скульптуры древности, например, знаменитый Лаокоон, который сейчас в музеях Ватикана, украшал именно ипподром. А квадрига Аполлона, которая сейчас над собором Святого Марка в Венеции размещается, украшала как раз вход на Константинопольский ипподром. Они прекрасно с этим были знакомы.

Значение женской красоты в Византии  

И особое значение в Византии имела женская красота. То есть это было обязательное условия для удачного замужества девушки. Когда выбирали невесту, обращали внимание не только на то, чтобы у нее был хороший нрав, она была хорошей хозяйкой, но при этом чтобы она была красавицей. Но особое значение имела красота императрицы. То есть в их представлении императрица-не красавица – это вещь вообще не возможная, чего не может быть никогда. Но в поздний период были примеры, когда из политических соображений императоры брали в жены знатных западных принцесс, и вот одну такую императрицу просто не принял народ, и пришлось ее отправить обратно домой, потому что она была нехороша собой, то есть императрица – это должна быть первая красавица.

Но с другой стороны, в Византии совершенно иные были правила передачи власти, чем в Западной Европе. Формально императора Византии выбирали, поэтому императором мог стать абсолютно любой человек, тот, кто имел поддержку в армии, кто захватывал власть. Поэтому простолюдин вполне мог стать императором, а куртизанка или дочь трактирщика могла стать императрицей. Трудно себе представить, что в Западной Европе в средние века это было возможно, только сейчас, в начале XII века, наследники престола женятся на девушках простого происхождения. Ну, например, наследник британского трона женится на девушке не из дворянской семьи, Кейт Миддлтон. В средние века это просто было немыслимо, а в Византии это было возможно.

Поэтому не знатность имела решающее значение при выборе императрицы, а красота. И чтобы выбрать самую красивую девушку, в Византии устраивали своеобразный конкурс красоты, то есть посланники императора ездили по провинциям, там узнавали, какие девушки славятся своей красотой, и самых красивых привозили в Константинополь, там еще раз их отбирали, осматривали, в том числе мать императора, и затем 20 примерно победительниц, можно сказать, финалисток конкурса красоты уже представали перед императором, и он выбирал из них себе жену. Конечно, такой способ поиска жены для императора не был гарантией счастливого брака, естественно, но зато была гарантия, что императрица будет просто первой красавицей в стране.

Кстати, эту традицию заимствовали в Московском царстве. Многое заимствовали после того, как Иван III женился на Софье Палеолог, и герб Палеологов – двуглавый орел, и вот эту традицию выбора невесты. Так что Ивану Грозному несколько раз выбирали невесту именно таким, можно сказать, византийским способом, который совершенно не увязывается с представлениями христианской этики, что плотская красота – это грех, они так на самом-то деле не считали.

Византийскте традиции ухода за телом  

Вообще, нужно сказать, в Византии искусство ухода за телом продолжало и восточные, и римские, и греческие традиции. Во-первых, в Византии были общественные бани, и Константинополь с этой точки зрения был, наверное, не просто самым большим городом, мегаполисом, потому что в лучшие времена население достигало миллиона. Для средних веков это просто немыслимая цифра для Западной Европы.

Но он был и самым комфортабельным городом, где была канализация, водопровод, общественные сооружения, широкие улицы, парки в черте города, сады, и жители Константинополя могли дышать свежим воздухом, в то время как города Западной Европы представляли собой тесное пространство внутри крепостных стен с узкими улицами, заваленными нечистотами, потому что содержимое помойных ведер и ночных горшков выливали из окон прямо на улицу, никакой канализации и водопровода, конечно, не было. И, конечно, церковь католическая запрещала все эти средства для сохранения молодости и красоты.

Влияние римской и восточной одежды на традиции византийского костюма  

В Византии, в Западной Европе очень сильно меняется костюм под влиянием христианства, которое тело и плоть считало греховным, поэтому одежда должна закрывать эту греховную плоть. Вместо сандалий византийцы носят закрытые туфли, так же, как обитатели западноевропейских королевств вместо одежд с короткими рукавами носят тунику с длинными, маникато. Но все-таки главной причиной отказа от последних остатков античных одежд, драпированных, стало увлечение византийцев парчой.

Это та ткань, которую впервые в V веке выпустили в Константинополе, шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями. И настолько эта ткань им нравилась, что они отказались от драпированных плащей, потому что из парчи драпированную одежду сделать было совершенно невозможно. Но, в отличие от Западной Европы, византийский костюм отличался стабильностью, статичностью, он почти не изменялся на протяжении тысячи лет. То, что они носили в V веке, то они носили и в XV, по крайней мере, это относится к простым византийцам. Конечно, придворный костюм менялся, на Востоке заимствовали кафтаны у персов, появились распашные одежды, но таких перемен, как в Западной Европе, в Византии не было.

Хотя долгое время (ну, наверное, до XII века) европейцы, или латиняне, как их называли византийцы, смотрели в сторону Византии с завистью, потому что уровень жизни был совершенно не сопоставим. И, конечно, ошибкой было византийских императоров послам этим показывать казну, они просто были шокированы этой роскошью. Нужно сказать, что две трети золотого запаса тогда хранились в Константинопольских хранилищах, стены дворцов были украшены не только мозаиками и мрамором драгоценным, но и парчовыми тканями. Император появлялся в золотых одеждах, расшитых драгоценными камнями, кстати, парадное облачение императора весило 33-35 килограмм из-за этих драгоценностей. И кроме того, этим послам запрещалось увозить с собой все это, потому что считалось, что парчу могут носить только византийцы, а варварам нечего носить парчу, поэтому были случаи, когда покупали послы ткани в Константинополе, а на таможне их конфисковали. Так что понятно, что чувства друг к другу они питали не самые теплые.

Византийцы считали латинян необразованными, грубыми, коварными, а латиняне считали греков, в свою очередь, лживыми, коварными и слишком изнеженными. Хотя и те, и те – христиане, но вот этот культурный конфликт привел к тому, что четвертый крестовый поход в 1203 году был направлен против Константинополя, и западные рыцари захватили город, чего арабам сделать не удалось, и разграбили все, что им попадалось под руку: и церкви, и дворцы, и ипподром. Большая часть из этих сокровищ просто пропала безвозвратно, и вот это разграбление, конечно, стало началом конца Византии, потому что вскоре появляется еще один противник – турки-османы, которые в конце концов большую часть Византии завоевали. Часть еще в VIII веке арабы, а потом и турки-османы, собственно, и сам город был переименован в Стамбул. Хотя это до сих пор самый крупный город Турции.