Мода и развлечения

Отношение к сексу в православии

 
 


С одной стороны, сексуальность является врожденной потребностью и функцией организма человека, подобно дыханию и пищеварению. С другой, христианство со своим аскетическим началом осуждает и отвергает все виды чувственности, допуская проявление сексуальности только в браке и лишь с целью продолжения рода. О том, почему христианская церковь так относится к сексуальной природе человека, рассуждает кандидат богословия, психолог Игорь Аркадьевич Поляков.

Как церковный календарь регламентирует жизнь православного христианина?  

Есть ли секс в православии? Это очень интересный, интригующий вопрос. Почему? Потому что для человека вообще сексуальная жизнь является одним из важнейших его приоритетов, интересов. Но мы знаем, что церковь, православие отрицательно относятся к телесности, к сексуальной жизни.

Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к церковному календарю. Как вы знаете, церковный календарь регламентирует жизнь православного христианина до мельчайших подробностей: когда пост, что можно есть в посту, чего нельзя есть в посту, когда можно есть яблоки, а когда нельзя... И в том числе сексуальные отношения: сексуальные отношения запрещаются во время постов, накануне воскресного дня, великих праздников, накануне среды и пятницы.

И я тут провел небольшие подсчеты, и оказывается, что в 2011 году только в 116 дней возможны сексуальные отношения (тут, возможно, ошибка, один мой знакомый проводил подобные расчеты, у него получилось, что 58 дней в году можно заниматься сексом). Даже если взять цифру 116 – не всегда хочется в эти дни, не всегда есть желание, не всегда есть возможность. Так что получается, что есть существенные ограничения, и можно сказать, что в православии с сексом большая беда. Вот как быть?

Когда допускается секс с церковной точки зрения?  

Причем секс допускается только между венчанными супругами. Если супруги не венчанные, в общем-то, это с церковной точки зрения тоже считается блудным сожительством. А как быть нормальным людям, которые находятся в близких отношениях, они любят друг друга, и им просто хочется друг друга? Как быть в этом случае? Действительно, они попадают под такое тотальное осуждение церковью, церковной культурой и, наверное, чувствуют себя очень некомфортно.

Как церковь относится к сексуальности человека?  

Те люди, которые пытаются в этом разобраться, которые искренне пытаются жить в церкви, испытывают большой дискомфорт, они очень страдают. Почему? Потому что они не могут отказаться, вытравить в себе естественное сексуальное влечение. Это один из важнейших наших ресурсов, с этим связаны и наши жизненные силы, и вообще жизненные возможности человека, они так или иначе опираются на его природу, на его тело, на его витальность, и тут невозможно обойтись без сексуальности.

Это влечение есть, и это грех, это плохо, это осуждается церковью. Очень трудно согласовать это все. И верующий человек искренне начинает в этом каяться, он начинает относиться к собственной сексуальности, к телесности, как к чему-то грязному, недостойному. И в конечном итоге это приводит к невротизации человека с возможностью даже перехода в какую-то патологическую форму.

Очень выразительно в этом отношении православия к сексуальности молитвенное правило «От осквернения». Оно читается тогда, когда случится кому-то искуситься во сне – то есть испытать оргазм во время сна. И в этом правиле молящийся просит Господа избавить его от сексуальности, которая именуется калом и скверной телесною. Тело, испытавшее оргазм, считается нечистым, прокаженным и объятым язвой.

Психологические последствия такой молитвенной практики очевидны: человек создает в себе очень глубокий внутренний конфликт. На проживание этого конфликта тратится колоссальное количество психической энергии, и вообще человек чувствует себя униженным, опустошенным и нежизнеспособным.

Можно еще один пример привести. Вы знаете, что в православии даже жизнь мирянина ориентирована и центрируется монашеской жизнью. Вот мы можем обратиться к другому источнику – преподобный Иоанн Лествичник в такой классике свято-отечественной литературы как «Лествица» писал: «Я назначал (монахам, которые находились под его руководством) проходить безмолвно житие как врачевство, противодействующее блуду и смраду плотской нечистоты, чтобы им жалким образом не превратиться из разумных тварей в бессловесных животных». То есть получается так, что человек, который живет сексуальной жизнью или даже думает на эту тему, становится бессловесным животным. Это такая традиция.

Литературный пример, хорошо всем известный, – это отец Сергий в повести Льва Толстого с таким же названием. Помните, когда отец Сергий, отшельник, испытал сексуальное влечение, он отрубает себе палец, то есть он производит такую символическую кастрацию себя. Это тоже требует определенных усилий, это тоже определенный подвиг, который спровоцирован именно религиозным отношением к сексуальности.

В какой форме существует секс в православии?  

Интересный вопрос: почему так сложилось, и что с этим делать? Прежде всего, конечно, надо ответить на вопрос, который прозвучал в начале: есть ли секс в православии? Действительно есть, да. Но в очень специфической форме – форме своего отрицания. Сейчас поясню, в чем дело.

Есть определенное состояние. Например, сейчас у нас зима, на улице холодно, и это время можно проводить в соответствии с этим временем года – тепло одеваться, использовать какие-то зимние виды спорта и так далее. Но человек, который не хочет признавать, что сейчас зима и холодно, может проживать это время года в форме его отрицания. Например, сказать себе, что сейчас не зима, а лето, и соответствующим образом одеваться и не замечать холодной температуры воздуха, пытаться себя таким образом обманывать.

Возможно, ему удастся себя обмануть на тему температуры окружающего воздуха, но при этом он заболеет, он за этот обман заплатит нарушением своего здоровья. Примерно так же в православии в форме отрицания проявляется сексуальность. То есть человек начинает с нею бороться, что это означает? Что всего его мысли, помыслы, значительная часть его внутренней жизни направлена на подавление собственной сексуальности. И сказать, что в данный момент человек свободен от сексуальной жизни, от сексуальных мыслей, ни в коем случае нельзя. Он таким образом проживает свою сексуальность в форме борьбы и уничтожения ее.

По сути дела, это тоже, скажем так, форма сексуальной жизни, но такая извращенная форма. Она очень близка к какому-то страданию, получению удовольствия от страдания, наказания себя. Это такая специфическая форма сексуальной жизни. Так что отвечаю на вопрос: есть ли секс в православии? – да, есть, и очень много, но он осуществляется в такой извращенной форме. Последствием такой сексуальной жизни является невротизация человека с возможным серьезным ухудшением психического и физического здоровья.

Почему в христианстве отрицательное отношение к сексуальной природе человека?  

Можно задать вопрос: почему так сложилось, почему так именно в христианстве, почему так в православии? Хотя мы знаем множество других религий, например, индуизм языческие какие-то формы, или архаические культуры – там сексуальность является основной движущей силой, как бы созидающей силой этого религиозного культа. Это проявляется в определенных ритуалах, например, оплодотворение земли, то есть совершение таких сексуальных празднеств, действий на земле, в которую собираются засеять злаки или какие-то культуры, то есть усиление сексуальной энергии.

Или даже если взять древнегреческую религию: там существовала храмовая сакральная проституция, жрицы храма той или иной богини оказывали сексуальные услуги, и эти сексуальные услуги вписывались и соответствовали контексту религиозного культа. В христианстве совершенно иное отношение, резко-отрицательное и уничтожающее сексуальную природу.

На эту тему тоже интересно подумать и попытаться дать ответ. У меня нет собственного понимания этого вопроса и ответа на него, но я могу привести точку зрения Карла Густава Юнга по поводу возникновения христианства. Кратко она звучит таким образом, что развитие человечества в той культуре, где возникло христианство, носило угрожающее направление, то есть человек все больше-больше отдавался чувственным удовольствиям, сексуальности, и это могло привести к вырождению человеческой природы и человека вообще. И поэтому бессознательное как бы выбросило из себя, создало такую структуру, такой образ, который воздействует на психику и ограничивает ее в движении в сторону сексуальности, в сторону чувственности.

Собственно, такая проекция, говоря языком аналитической психологии – такая амплификация этих архетипов создала христианскую религию. Здесь ставится резкий и решительный запрет на сексуальную жизнь, на получение удовольствий. Но это было справедливо, и это было естественной реакцией бессознательной психики, объективной психики человека, человечества в то время, скажем, 2000 лет назад, для того чтобы остановить пагубную тенденцию развития психики человеческой культуры. Это единственное, с моей точки зрения, интересное объяснение этого явления. Комментарий: это относилось к очень давнему времени, и тогда это соответствовало определенным пагубным тенденциям развития человечества.

Влияние религиозных запретов на сексуальную функцию  

Сейчас же совершенно другое время, и современный человек очень страдает, не находя какого-то гармоничного отношения к собственной сексуальности и к религиозной культуре. Очень трудно быть в религиозной культуре и в гармонии с собственной сексуальностью. Поэтому он и проживает ее, осуществляет свою сексуальную функцию в такой парадоксальной, отрицающей и, можно даже сказать, извращенной форме. Последствия, как я уже говорил, негативные: не только простатит застойного типа, но и невротические отклонения могут быть, и нарушения человека. Вот ответ на вопрос, есть ли секс в православии.

Комментарии к видео на

Показать предыдущие 9 комментариев
  •  
    RomanJMH 12 декабря 2012, 22:38

    Православие не стоит на таких фанатических позициях о том, что нужно подавлять сексуальность всегда и везде. Мы ведь не фанатики, мы люди. Искажен здесь смысл явно.

  •  
    Александр Здолбников 17 ноября 2012, 16:44

    Полная херня, которая ни как не соответствует Православию!

  •  
    olevtube 2 ноября 2012, 18:07

    Мешанина ИЗНАЧАЛЬНО! ЦЕЛЬ далее запутать людей. (1)смешиваются 2 понятия антогонистических= пРАвославие и христианство. (2) пРАвоСлавие- это ВЪРА(веРА), а христианство- реЛИГАия (надгосударственная группа людей с навязанным убеждением) =ЭТО совершенно РАЗНОЕ! (3)в отношении секса- см.ТЕЛЕГОНИЯ (порча РОДа) (4) БЕСпричинное КОВЫРЯНИЕ в отхожих местах=это чужое тело вместо фало-/вагино-иммитатора.(5)зависимость от УДОВОЛЬСТВИЯ=болезнь (такая же как алко-, нарко-, обжорнОжировая-,и т.п.).ВИДЕОЛОЖЬ