Мода и развлечения

Истоки эротического жанра в живописи

 
 


Эротическое искусство – ровесник человеку, доказательством чему служат различные археологические находки и некоторые сохранившиеся до наших дней памятники архитектуры. Кстати, уже в древние века существовали различия между эротизмом и порнографией в искусстве. О развитии эротического жанра в живописи и о том, как менялись эталоны женской красоты в разные времена, рассказывает художник-портретист Раиса Дмитриевна Арефьева.

Зарождение эротической живописи  

Истоки эротического искусства – на самом деле очень глубокая тема и очень древняя. Можно сказать, что эротическое искусство возникло одновременно с тем, как человек начал осознавать себя, свою жизнь. Мы все с вами знаем примеры наскальной живописи, на которой изображаются различные сцены: и бытовые сцены, жанровые сцены, военные, сцены охоты, в том числе и сцены эротические и не только сцены, но и эротические изображения людей. На земле существовало много различных культов, связанных с плодородием. Символом плодородия были мужские половые органы, женские части тела, такие как грудь. Находили раскопки именно с такими вот символами и фаллические символы. В Германии при раскопке одного храма нашли многократное изображение женской груди в количестве восьми таких вот выступающих частей. Это говорит о том, что интерес к половым органам как к символу плодородия всегда существовал.

В определенный момент древние люди поняли, что от сексуальных отношений между мужчиной и женщиной происходит продолжение рода. И люди стали обращать на это больше внимания, стало возникать больше культов различных, связанных с продолжением рода. И волнующей темой, кроме охоты, естественно, являлась тема общения между людьми в быту, в близких отношениях, сексуальных отношениях, которые приводили к продолжению рода, естественно, но не только продолжению рода. У людей формировалось сознание, что близкие отношения приводят к продлению рода, и это возводилось в определенные тоже культы, и это изображалось на предметах уже не только быта.

Формировалась культура древних народностей, создавались уже жилища вместе с предметами культа и соответствующие помещения – это храмы, в которых тоже наносились изображения. Создавались рельефы, скульптуры, живописные картины, в которых присутствовали сюжеты с эротическими сценами достаточно откровенными. Примером таких произведений и таких объектов может служить, например, индийский храм Каджурахо, их более восьмидесяти было создано, и очень много среди уцелевших храмов и уцелевших изображений этих храмов очень много таких вот сцен, которые вы можете увидеть. Это место сейчас очень излюбленное место туристов, потому что на самом деле очень необычные, интересные скульптуры, которые показывают близкие такие отношения между людьми.

Формирование эстетического отношения к эротике  

Я уже говорила, что изначально близким отношениям между мужчиной и женщиной уделялось внимание только в плане продолжения рода. Мы говорим о том, что уже впоследствии люди стали эстетически относиться к этому, воспринимать свои отношения как что-то прекрасное, интересное. И не было никакого стыда в том, что изображались эротические сцены откровенные между людьми. Мы сталкиваемся с тем, что встречаются в таких сценах и не только традиционные взаимоотношения, но и очень много гомосексуальных сцен и сцен с животными, что, в общем-то, характерно для очень древних изображений. Такие сюжеты встречаются и на древнегреческих амфорах, вазах, тарелках и в различных восточных культурах. И в китайской живописи мы тоже можем находить такие примеры различные.

Различия между порнографическим и эротическим искусством  

Постепенно стали появляться понятия эротики в искусстве и порнографии. Что означает эротика? Это допустимое. А порнография – это то, что запрещалось. Чем отличается эротика? Эротика – это передача сексуальных эмоций, это когда люди переживают эмоции любви, а порнография – это более откровенное, то есть более грубое такое изображение, конкретно даже может быть изображение каких-то половых органов, конкретно полового акта вот в таком прямом смысле. Хотя вот художники умудряются изображать даже само сближение людей очень эротично, очень красиво, и этому уделяется очень много внимания и художников, и в любом другом виде искусства.

Мотивы и сюжеты сексуальных сцен в живописи  

Изображения эротические, как я уже говорила, начались с того, что в пещерах люди изображали различные сцены, потом это переходило на предметы быта, и впоследствии, с формированием различных культов, религий, переносилось это все на изображение в храмах, и переносилось это все на религиозную почву. Соответственно, религиозные сюжеты, мифологические сюжеты очень популярны были, и долгое время, вплоть до 16 – 17 века, использовались в произведениях искусства. Очень популярно было изображение быта, взаимоотношения богов, богинь. Например, в Древней Греции и впоследствии в Римской культуре очень прослеживается много интересных... мы можем это видеть на примерах этой культуры. И впоследствии уже люди стали в эти сюжеты мифологические, религиозные приносить что-то более близкое, более личностное, и это отражаться стало на искусстве. Стали появляться уже бытовые сцены знати, людей высшего света, и уже дальше, 17 – 18 век, стали появляться сюжеты со сценами жизни простых людей.

Эпоха расцвета эротической живописи  

С развитием религии христианской, мы знаем, что очень много табу накладывалось на взаимоотношения полов, очень много ограничений, и это очень сильно сказывалось в средние века. И вот любое табу, ограничение, всегда приводит к тому, что возникает еще больший интерес к этому и расцветает то, что запрещают, мы с вами прекрасно все это знаем. И очень много художников обращались к этой теме, и большой интерес проявляли, естественно, к сценам интимным. Были богатые заказчики, которые заказывали художникам. Издавались книги, создавались гравюры, в которых очень много присутствовало эротических сцен и откровенных сцен. Писались произведения литературные, которые оформлялись вот такими вот гравюрами. Расцвет стал наступать в эпоху Возрождения, когда еще присутствовали очень много мифологических сюжетов, но стали появляться и сюжеты, о которых я уже говорила, которые ближе к теме бытовой, к теме взаимоотношений людей между собой.

Каноны эротического жанра  

Каноны существовали в религиозной живописи, и они строго соблюдались, поскольку контролировались церковью, религией. Но каноны эти постепенно художниками нарушались, и это были такие критические моменты для художников. Выходили уже за пределы религии. В эротической живописи вплоть до современных таких уже произведений искусства, современных художников, канонов, как таковых не существует. Она многообразна, интересна, красива, прекрасна и эротична. В средневековье было много наложено табу на проявление искусства, что вызывало еще больший интерес к этому, и художники рисовали не только на эти запретные темы, но еще и с юмором относились к этому. Очень много интересных рисунков, зарисовок дошло до нашего времени и интересных художников и гравюр в том числе, которые высмеивали и религию и ее табу.

Я считаю, что в современной живописи как таковых канонов не существует. Художники обращаются к самым различным темам: и темам древности, и мифологическим сюжетам, и религиозным, и бытовым, батальным, и откровенно эротическим. И здесь присутствует изображение самых различных фигур: и полных и худощавых. В принципе, я считаю, что красота присутствует в любом человеке, ее можно увидеть, ее нужно показывать, и художник способен видеть эту красоту, все самое прекрасное в женском теле, в мужском теле, очень много женщин-художников обращаются тоже к этой теме. Вообще, во все времена художники были раскрепощены, но и они были ограничены в определенные времена различными социальными условностями, определенными религиозными ограничениями, табу.

Знаменитые художники и их эротические произведения  

Художники пришли к тому, что необходимо изучать живую натуру. Например, это Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они очень много работали над собой, очень много работали над совершенствованием своего мастерства. Почему и знамениты их произведения, почему они стали, собственно, такими знаменитыми художниками. Самое известное произведение, например, Микеланджело - это Сикстинская капелла, на которой изображены различные сцены, широко известные сюжеты. Рафаэля очень много, его произведений в музеях мира, Леонардо Да Винчи очень известен тоже своими произведениями, та же знаменитая Джоконда. Ну, на эротическую тему писали все художники Возрождения. Это темы мифологические в основном, и в религиозных темах у них тоже присутствует эротика.

Как менялся эталон женской красоты в различные эпохи?  

Существовали разные эталоны красоты в разные времена. Если в древние времена в связи с культом плодородия находили статуэтки с увеличенными половыми органами, с увеличенной грудью у женщины, то каноны красоты со временем менялись. Например, в средние века каноном красоты женщины был женщина-подросток, очень похожая на мальчика, с очень такими невыраженными половыми признаками и маленькой грудью, и тонкими губами. Впоследствии, в Эпоху Возрождения, канон красоты поменялся, соответственно, изображались и у того же Леонардо, и у Микеланджело, и у Рафаэля уже более зрелые женщины. Канон красоты менялся, соответственно, у Рубенса мы видим совсем такие уже более пышные формы, у Кустодиева, у нашего художника русского, тоже превалировали пышные формы. И соответственно, современные художники тоже имеют определенные какие-то идеалы красоты, и они очень отличаются между собой. Если в индустрии массовой культуры, в индустрии моды каноны сейчас у нас очень худощавые, присутствовали высокие девушки, то меняются времена, и каноны моды тоже меняются. Так же, как до вот этого канона существовал такой образ типа Мерлин Монро, Элизабет Тейлор, то сейчас превалирует разнообразие.