Мода и развлечения

Идеал женской красоты в Древней Греции

 
 


Женщины Древней Греции официально занимали особое положение в обществе и делились на несколько категорий: приличные женщины, гетеры и проститутки. У всех этих женщин, по закону, были строго определенные роли относительно представителей сильного пола. Каждая из них была важной частью жизни мужчины. Но только избранные соответствовали идеалу красоты в понимании того времени. О том, что вмещает в себя понятие «древнегреческая красавица» и какую роль в жизни женщины могла сыграть ее красота, рассказывает искусствовед Дарья Юрьевна Ермилова.

Проституция в Древней Греции  

В начале VI века до нашей эры были знамениты реформы Солона. И среди законов Солона были законы, которые регулировали сексуальные взаимоотношения. В частности, были приняты очень строгие законы, защищающие честь жен, дочерей, сестер древних греков. За оскорбление женщины грозило суровое наказание.

Таким образом, видимо, Солон пытался обуздать агрессивность древних греков, потому что они привыкли вести, наверное, себя в походах не очень корректно, особенно по отношению к пленницам. Так что иногда, наверное, переносили на обычных женщин свою манеру поведения. За это грозили строгие кары, но одновременно Солон легализовал проституцию. Он в этих законах предусмотрел создание публичных домов.

Если, опять же, вспомнить сюжет канала СЕКС.РФ о телегонии, то наверное, эти законы стали концом греческой цивилизации. То есть была такая заложена мина генетическая, потому что легализовались и поощрялись отношения с проститутками. Причем чаще всего это были государственные публичные дома, для которые государство на деньги с государственной казны покупало рабынь (как правило, они были из Азии), и они обслуживали желающих мужчин в этих домах. Причем в этих публичных домах нельзя было человека арестовать, отец не имел права разыскивать сына, то есть полностью вот эта часть жизни древнего грека была защищена от всякий неприятностей и посягательств. Но такие отношения, конечно, удовлетворяли чисто физические потребности. Как сказал Демосфен, проститутки (а в Греции их называли порно или диктириды) нужны нам для удовлетворения плоти.

Роль женщины в семье  

Жены нужны для того, чтобы рожать нам законных детей, а гетеры нужны для наслаждения. Так вот, для духовных потребностей греков требовались другие женщины, и тоже они были в греческом обществе. Законная жена сидела дома, с ней не о чем было поговорить, кроме того, все отмечают, что они отличались очень плохими сварливыми характерами. То есть изначально женщина была поставлена в такую ситуацию, что она и даже не могла согрешить, если бы хотела, а муж ее жил в свое удовольствие. Поэтому она считала себя добродетельной изначально, а мужа – нет, потому что он тратит семейные деньги на всех этих жриц свободной любви.

Кстати, в государственных публичных домах цена была очень низкой и фиксированной, но также были частные публичные дома, то есть этот бизнес в Греции процветал. Но кроме этого были женщины для общения, которые могли оказывать интимные услуги, но совсем не обязательно. Они могли выбирать себе по желанию сексуального партнера: это флейтистки (афтериды) – музыкантши, танцовщицы, которые развлекали греков на пирушках, и гетеры знаменитые.

Нужно сказать, что в Древней Греции законная жена никогда не сидела за столом с мужем. Она должна была все приготовить, с помощью рабов и слуг подать на стол, но при этом она никогда не сидела за столом с пирующими. Кстати, поэтому греков просто возмущали этруски и казались им самыми развращенными людьми, потому что пировали со своими женами. В глазах древнего грека это просто крайний был разврат, когда муж пирует вместе со своей женой, как будто она гетера или вот эта флейтистка.

А гетеры – это подруги, спутницы, так переводится это слово с древнегреческого. Это женщины для общения, для любви. И характерно, что все знаменитые гетеры не были уроженками Афин. Как правило, они были из колоний, потому что в колониях под влиянием восточных традиций все-таки положение женщины было несколько иным, и девочки получали образование. Потому что афинянки были совершенно невежественными. А гетера должна была быть образованной, она должна была быть интересной собеседницей, уметь разговаривать на философские темы, даже были гетеры, которые просто специализировались на взаимоотношениях именно с философами.

Она должна была уметь играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи и пленять своей красотой, то есть это была своеобразная сверхженщина. Гетеры в Греции были жрицами богини Афродиты, богини любви. И практически у каждого знаменитого грека, философа или политика была возлюбленная гетера.

Самая, например, знаменитая – Аспазия, которая стала даже супругой Перикла, правителя Афины. Но это был единственный случай. В виде исключения ему разрешено было жениться на своей спутнице, потому что у него не было сыновей от законной жены. И после смерти законной жены это произошло. И у других философов, скульпторов были возлюбленные гетеры. Также знаменитая была Фрина, с которой Пракситель лепил свою знаменитую статую Афродиты Книдской, то есть Фрина – это и есть Афродита Книдская. Вот она славилась своей безупречной красотой, хотя обычно ходила закутанной в одежды.

Как можно было отличить приличную женщину от гетеры?  

Нужно сказать, чем отличались на улице обычные, приличные женщины от гетер. Если мужская нагота в Греции – норма, то женская нагота – это аномалия. Увидеть обнаженную женщину можно было только во время каких-то религиозных празднеств, мистерий, например: элевскинских, повсейдонских, во время вакханалий. Но в обычной жизни (рабыня это, служанка или порядочная жена) женщина должна быть одетой. И гречанка, выходя на улицу, обязательно должна была надеть покрывало, покрыть голову покрывалом. Это был либо плащ-гиматий, либо край хитона она накидывала на голову, но обязательно должна быть закутанной в одежды. Если мужчина носил одну одежду, то женщина всегда несколько – 2, 3, в эпоху Эллинизма даже и более одежд.

И как отличить куртизанку, гетеру от обычной женщины? Солон это предусмотрел, он в своих законах предусмотрел, что проститутки должны носить пестрые, разноцветные одежды, что вообще-то не всегда соответствовало греческому вкусу. Как правило, греческие одежды были однотонными, пестрота им казалась не гармоничной и вообще восточной, а у проституток покрывала и хитоны были, например, полосатыми. Поэтому сразу можно было в толпе такую женщину выделить. И кроме того они носили дорогие ткани, например, крашенные пурпуром или алые, много золотых украшений и вообще представляли собой настоящее произведение искусства.

И красота как раз была главным условием для того, чтобы куртизанка сделала успешную карьеру. А карьера эта имела и материальное вознаграждение, потому что многие из них зарабатывали себе целое состояние. Тоже, наверное, можно было их назвать «пожирательницами состояний», как называли знаменитых куртизанок во Франции в эпоху Второй империи. Так вот эта Фрина отличалась тем, что выглядела в обычной жизни очень скромно – всегда закутана в покрывало, которое прятало ее красоту. Только во время мистерий она появлялась обнаженной с распущенными волосами и демонстрировала всем то, что Пракситель сохранил на века в этой статуе Афродиты Книдской.

И однажды Фрина посетила храм Артемиды, что запрещено было делать гетерам. Артемида была покровительницей брака. И куртизанки в ее храм не допускались. Обычные греческие женщины, которые, конечно, завидовали куртизанкам, потому что куртизанки вели открытый образ жизни, жили в свое удовольствие и пировали с их мужьями, они потребовали судебного разбирательства.

И Фрину судил ареопаг – 200 судей ее судили, и за нарушение запрета ей грозила смертная казнь. Так вот, знаменитая история, когда ее защитник, бывший ее любовником, сдернул одежды с нее перед судьями и сказал: «Разве эта божественная красота может быть преступной?» И они, действительно восхищенные красотой ее тела, помиловали ее, и она не была казнена.

Представления о красоте в Древней Греции  

Так что действительно красота в глазах грека имела божественное происхождение. Физическая красота приравнивалась у них, может быть, к духовной красоте. То есть все это у них должно было существовать в гармонии. Как выглядела красавица в их глазах? Как уже мы с вами знаем, у греческой красавицы не было талии, и она должна была иметь, с нашей точки зрения, особенно с точки зрения модельного бизнеса, достаточно пышные формы. Но при этом огромное значение имели пропорции, то есть тело должно быть соразмерным, гармоничным.

Особое значение имел цвет кожи – красавица должна быть бледной. И еще важно, но это редко, конечно, было достижимо, – красавица должна быть златокудрой. Златокудрыми были боги, и златокудрой была якобы знаменитая, легендарная Елена – царица Микен, которая послужила причиной для троянской войны, ее похищение. На самом деле гречанки и греки не были златокудрыми. Может быть, там попадался небольшой процент людей со светлыми волосами – это были уроженцы гор, горных районов, но они были и есть представители средиземноморской расы, то есть они были черноволосыми.

И нет упоминания о том, что гречанки уж как-то очень сильно пытались изменить цвет своих волос, как римлянки, например, или итальянки в эпоху Возрождения. Но зато они прилагали множество усилий для того, чтобы приукрасить свою внешность. О чем мы знаем из сочинений греческих комедиографов, потому что все это они высмеивали в комедиях. Чтобы иметь стройную фигуру, гречанка бинтовала торс специальной лентой, аподисмия она называлась. Ну, видимо, живот утягивала, бедра, приподнимала бюст с помощью этой ленты, чтобы ее фигура казалась более стройной, хитон подпоясывали выше талии, чтобы ноги казались более длинными, носили они сандалии на очень толстых подошвах, можно сказать, похожих на современные платформы, и кроме того уделяли огромное внимание косметике.

Конечно, первыми были гетеры, которые просто были идеальными красавицами, в частности знали всякие секреты удаления волос с тела, то есть они были гладкокожими, ухоженными, благоухающими. А Фрина к тому же умудрилась сохранить свою красоту до старости. Но по легенде, она дважды в день принимала ледяную ванну, и вот это средство позволяло ей сохранить красоту. Кроме того, греческие женщины очень любили украшения, если мужчинам практически было запрещено носить украшения, то это была привилегия женщин. Но при этом что нужно всегда иметь в виду, что греки не были свободны в выборе своего костюма, особенно мужчины.

Как выражалась индивидуальность в одежде?  

То, что они могли выразить индивидуальность в костюме, все-таки является заблуждением. Потому что государство, полис все контролировал, в том числе и одежду. Выделяться было не принято, наоборот Афины гордились тем, что на их улицах нет ни бедняков, ни богачей, то есть все примерно были одеты одинаково, и все примерно жили на одном уровне, поэтому выделяться было не принято, все регламентировалось.

Женщинам было позволено больше, чем мужчинам. А гетерам позволено было больше, чем обычным женщинам. Поэтому именно они, наверное, являются для нас символами греческого представления о красоте, но все-таки надо иметь в виду, что это исключение из правил. Обычные женщины и выглядели иначе, и были не столь совершенными, как знаменитые гетеры.

Комментарии к видео на

Показать предыдущие 2 комментария
  •  
    sabantik 29 ноября 2012, 21:15

    О, прекрасные гетеры... Вы мой идеал!

  •  
    lyalesya 25 марта 2012, 2:29

    Подкрепила свои знания о греции, спасибо

  •  
    Lenusja2009 16 февраля 2012, 19:01

    очень интересно и познавательно. сама убедилась, что греки - очень распустная нация.