Мода и развлечения

Идеалы красоты в средневековой Европе

 
 


Модные тенденции никогда не возникают на пустом месте. У любой детали костюма есть своя причина и история появления. Особенно это становится очевидно с течением времени – сейчас историки могут не только описать характерный для средневековья западноевропейский костюм, но и рассказать о событиях, повернувших течение моды в то или иное русло. О деталях средневекового европейского костюма и исторических причинах их возникновения рассказывает искусствовед Дарья Юрьевна Ермилова.

Традиции варваров, предопределившие идеалы красоты в Средневековье  

Население средневековой Европы было потомками и римлян, и галлов, и германцев. И, конечно, это влияло на внешний облик людей. Но именно варварские традиции предопределили особенности идеала красоты, которого придерживались в средние века. Это, в частности, относится к цвету волос, какого цвета должны быть волосы у красавицы. В средние века ответ был одним – белокурые, то есть идеальная красавица была голубоглазой и белокурой, вариантов не было. Поэтому даже портреты, которые появились уже в позднем средневековье, изображают нам этих красавиц всех на одно лицо, они все очень похожи.

Я думаю, что реальность была совершенно другой, но считались красивыми именно светлые волосы. Это как раз, наверное, пережиток представлений о красоте кельтов и германцев, потому что у них тоже считалось красивым иметь светлые волосы, но на самом деле, как считают современные историки, не все кельты были светловолосыми или германцы. Скорее всего, там выделялась верхушка аристократическая, которая отличалась этими физическими параметрами, а простые кельты могли быть и коренастыми, и темноволосыми, о чем говорят их скелеты, найденные в гробницах. Ну, о цвете волос не говорят, но о телосложении судить можно.

Считались красивыми белокурые. И кельты, и германцы пытались, конечно, добиться такого эффекта, и, по свидетельствам римских историков, они очень много внимания уделяли уходу за своими волосами, даже воины в перерывах между сражениями ухаживали за своей прической. Кстати, некоторые приемы заимствовали римские красавицы. В частности, чтобы осветлить волосы, они промывали их известковой водой, и в частности чтобы придать им жесткость. Потому что считалось у кельтов красивым иметь такую прическу, какую можно сравнить с конской гривой. То есть волосы должны быть такими жесткими, что можно одним волосом яблоко проткнуть, вот как раз эти процедуры помогали добиться такого эффекта.

Как под влиянием Алиеноры Аквитанской изменилось отношение варваров к женщинам?  

Что можно сказать об отношении к женщине? Отношение было достаточно варварским. Конечно, женщина имела больше прав, чем в Древней Греции, но говорить о том, что это была какая-то развитая придворная культура, еще невозможно. Многие дамы и рыцари просто были малограмотными или вообще неграмотными. Кстати, Карл Великий учился читать и писать, так и не выучился, это было нормой до эпохи Возрождения.

Все меняется в XII веке. XII век вообще был, наверное, ключевым в развитии цивилизации Западной Европы, потому что в нем происходит несколько революций. Это городская революция: появляется городская экономика, городское ремесло и цехи ремесленников городских. Энергетическая революция, потому что стали строить мельницы и использовать энергию воды и ветра. И сельская революция, которая проявилась в том, что стали более эффективно обрабатывать землю, перешли на трехпольную систему, стали тягловых животных использовать, другая конструкция плуга распространилась. То есть увеличились урожаи и появилась возможность кормить население городов, не занятое в сельском хозяйстве.

Плюс к этому добавилось влияние Второго крестового похода. Почему именно Второго крестового похода? Потому что в этом крестовом походе принимали участие женщины. И произошло это благодаря знаменитой королеве Алиеноре Аквитанской. Наверное, это одна из самых знаменитых женщин средневековья, в общем-то, она и была причиной столетней войны, которая началась в XIV веке, а она жила в XII, умерла в начале XIII. Она сначала была женой французского короля, а потом стала женой английского короля, и вот когда она была женой французского короля, она упросила своего мужа взять ее с собой в крестовый поход.

И другие дамы, естественно, по примеру королевы, тоже захотели сопровождать своих мужей. И французский отряд сопровождал огромный обоз. Там ехали повара, камеристки, горничные, служанки, посуда, гардеробы этих дам, что, кстати, привело к военным неудачам, потому что, с военной точки зрения, это был неудачный крестовый поход, в чем король винил свою жену, но благодаря этому женщины своими глазами увидели вот эту восточную роскошь, они побывали и в Константинополе, и в Антиохии, и вот эти впечатления, которые они с собой привезли, эти роскошные вещи, которые удалось там купить или каким-то иным образом получить, очень повлияли на моду Западной Европы.

Появляется много восточных элементов в костюме. Во-первых, тюрбаны, свисающие рукава, застежки на пуговице – этот вид застежки тоже европейцы заимствовали на Востоке. И кроме того, возникает культ прекрасной дамы. Это тоже заслуга Алиеноры Аквитанской, потому что она родилась в Аквитании в Пуатье, где при дворе правителей, в том числе при дворе ее отца, развивалась куртуазная поэзия и вообще культивировались интеллектуальные развлечения. В отличие от более такой суровой, примитивной обстановки при дворе французских королей, и она была образованной женщиной.

И когда она стала женой английского короля (причем вышла замуж она в 30 лет, то есть это старость, по тем меркам, и муж ее моложе был на 10 лет. Мало того, что она выбрала второго мужа по собственному желанию, она родила ему много детей, сыновей в частности, а первому мужу – только дочь. А от Генриха II у нее, например, был такой знаменитый сын, как Ричард Львиное Сердце – это сын Элеоноры Аквитанской.), и принесла она в качестве приданого своему мужу большую часть Франции, вот эти земли Аквитании, самые тогда плодородные, самые богатые.

Так вот, став английской королевой, она поручила своим придворным поэтам обработать вот эти народные легенды, сказания о короле Артуре, о круглом столе, рыцарях круглого стола, якобы король Артур жил в VI веке. И когда они придали вот этим красивым легендам литературную форму, эти образы, можно сказать, получили новую жизнь. И возникает при дворе культ прекрасной дамы, то есть новое отношение к женщине, когда женщина стала считаться украшением двора, ей стали посвящать придворные поэты свои сочинения, и, конечно, сильно улучшились манеры, чему тоже способствовала Алиенора Аквитанская.

Как культ прекрасной дамы изменил средневековый костюм?  

А в свою очередь культ прекрасной дамы привел к изменению средневекового костюма. Отказались от этих туник бесформенных, которые скрывали тело, и уже в конце XII века появляются новые конструкции в европейской одежде, которые позволяли подчеркнуть красоту тела, в частности плечевой шов появляется, рукава отделяются от платья, потому что они становятся очень узкими. А в XIII веке появляются вытачки и рельефы. То есть портной мог теперь уже из ткани создать некую облегающую оболочку, подчеркнув красоту тела. А в XIV веке дальше уже развивается костюм, сделан следующий шаг, и появляются каркасные костюмы. Причем произошло это под влиянием Столетней войны. Когда началась Столетняя война, то кольчуги очень тяжелые уступили место латам.

Латы обладали преимуществом. Может быть, они не столь удобные, больше сковывают движения, но это более легкая военная одежда. Но зато под эти латы, которые повторяли формы тела, делали из изогнутых листов железа, клепками соединяли, шарнирами, прежние одежды просто не помещались, потребовались более узкие одежды, и портные стали кроить очень узкие штаны, куртки облегающие. И чтобы смягчить давление железа, ну, и также чтобы была прослойка, чтобы не было слишком холодно или не перегреться в латах на солнце, стали их делать стегаными и делать ватные всякие прокладки.

Так вот сначала они их просто равномерно делали, а потом, когда военная куртка стала модной одеждой (это пурпуэн, середина XIV века), то у него стали набивать ватой грудь, плечи, как раз создавая идеальную фигуру с помощью этих ухищрений. То есть сначала все эти инновации появились в мужском костюме, но очень быстро женщины заимствовали у мужчин идею каркасного костюма, и появляется каркас в головных уборах, и в XV веке появляется корсет, само даже название заимствовано у лат – так называлась часть лат, закрывающая грудь.

Появление каркасного костюма и декольте  

Первые корсеты были из деревянных планок, но они должны были стягивать талию и придавать фигуре женщины нужный изгиб, создавая модную осанку. Таким образом, в позднем средневековье появляется каркасный костюм, который является, наверное, самой главной особенностью именно европейской, западно-европейской традиции в одежде. Потому что практически больше нигде, ни в каком регионе земного шара, каркасных костюмов не было. При этом, конечно, костюм должен был создавать вот эту идеальную фигуру, придавая мужчине мужественность, а в женском костюме подчеркивая женственность.

Хотя церковь пыталась бороться, естественно, с этими переменами, тем не менее никакие проповеди и кары никак на моду не повлияли. И костюм становится все более и более откровенным. Появляются декольте, которое просто были невозможны в костюме раннего средневековья, в мужском костюме появляется вот этот брагет, клапан, который набивали ватой, сильно преувеличивая размер мужского достоинства. И кроме того, в XV веке в моду входят платья женские, которые имитировали беременность. Иногда подкладывали даже специальную подушечку на живот, чтобы создать это впечатление.

Чем объясняются гротескные формы средневековых костюмов?  

Как это можно объяснить – вот эти странные формы, гротескные костюмы позднего средневековья со свисающими рукавами, с вытянутыми носами, с гротескными головными уборами? Объяснений несколько предлагают. Например, одно из объяснений – это просто демографическая катастрофа, которая привела к тому, что именно беременная женщина обществом воспринималась как спасительница в этой ситуации, и это состояние считалось наиболее предпочтительным для женщины. С другой стороны, объясняют такие крайности моды психологическим стрессом, в котором пребывали люди в позднем средневековье, эту идею предложил Йохан Хейзинга, голландский культуролог. Он считал, что когда человек находится в стрессе, то привычные раздражители у него не вызывают уже реакции, поэтому в позднем средневековье прибегали к таким утрированным мерам воздействия, к такой цветовой гамме, к таким странным формам.

Как инквизиция повлияла на генофонд Западной Европы?  

А почему в состоянии стресса находились? Потому что средневековый человек постоянно испытывал страхи самые разнообразные. С одной стороны, он грешил, но боялся, что ему воздастся после смерти, что он попадет в ад за его грехи, поэтому так распространилась традиция продавать индульгенцию – отпущение грехов. С другой стороны, он боялся болезней, боялся голода, неурожая. А, например, в XIV веке две трети годов были неурожайными, поэтому голод – это постоянный спутник Западной Европы. Боялся судебных преследований, боялся инквизиции, которая тоже в XV веке появилась.

И, кстати, вот эти судебные преследования, в том числе преследования ведьм, очень сильно подпортили генофонд Западной Европы. Все обращают внимание на то, что русские женщины красивые, а европейки красотой не отличаются. Наверное, никто со славянками в Западной Европе конкурировать не может. Почему так произошло? Для этого, конечно, были свои причины. С одной стороны, смешение разных кровей, которое происходило на территории Московского государства в Древней Руси, а с другой стороны, то, что православная церковь отрицала существование ведьм, поэтому охоты на ведьм на Руси не было. А в Западной Европе она процветала вплоть до XVII века. В XVII веке как раз были самые громкие процессы над ведьмами. А вся эта система судопроизводства так была построена, что невиновный человек все равно оказывался виновным.

Ну, во-первых, использовали всякие орудия пыток при допросах, а с другой стороны, использовали так называемый божий суд, когда, например, предполагаемую ведьму вниз головой опускали в реку. Если она бы не захлебнулась, значит, ей помогает Бог, она не виновна. А если она захлебнется, она виновна. Или, например, прижигали руку каленым железом. Если железо не оставит следа, значит, человек не виновен, если у него будет ожог, значит, он виновен. То есть получалось, что 100 % подозреваемых оказывались виновны.

А на самом-то деле очень часто начинались эти процессы по доносам. Тем более, что был стимул для доносчика – он получал имущество обвиненного в колдовстве, то есть была тут прямая материальная заинтересованность. Ну и, конечно, элементарная зависть и ненависть сыграли свою роль, так что, как правило, ведьмами объявлялись самые красивые женщины в деревне, например, и таким образом вот эта охота на ведьм произвела такую своеобразную чистку генетическую, самые красивые представители нации были уничтожены.

Комментарии к видео на

Показать предыдущие 8 комментариев
  •  
    sabantik 29 ноября 2012, 18:31

    Да уж... Зависть зло, увы, она и сейчас рядом бродит. Вот до чего доводит сексуальное воздержание тех, кому оно противопоказано!

  •  
    MikadoDF 21 ноября 2012, 20:58

    На что не пойдешь ради ебли...

  •  
    aleksandrov8881 11 июня 2012, 17:52

    Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.