Мода и развлечения

Выставка «Ложка Камасутры / Kamasutra Spoon»

 
 


В 2010 году в рамках II Московской международной биеннале молодежного искусства в Музее Современного Искусства прошла выставка «Ложка Камаcутры». Российские и зарубежные художники представили на ней свои фантазии на тему «Сексуальные импровизации». О том, как возникла идея Kamasutra Spoon и каковы были цели мероприятия, рассказывает известный художник, скульптор, экспериментатор Андрей Бартенев.

Участники и цель выставки Kamasutra Spoon  

На выставке, которую мы делали в Московском музее современного искусства в рамках Второй международной молодежной биеннале, проходящей в Москве летом 2010 года «Ложка Камасутры», художники показали свои размышления на тем сексуальной импровизации. Для меня как для куратора выставки, который в течение 8 месяцев находился в материале, мне кажется, что никакой провокации там не было. И моя задача была не в том, чтобы устроить какой-то скандал, а скорее всего, показать панораму, и показать некий диалог или, наоборот – набор монологов. И каждый художник в зависимости от того, что он является гражданином той или иной страны, потому что в выставке участвовали и американцы, и европейцы, и художники, которые проживают в России, и естественно, они являются носителями различных социально-культурных традиций... И, было видно, например, что американцы были радикально агрессивны. Европейцы обладают настолько изощренным культурно-формообразующим языком, что они про секс могут говорить иносказательно очень хорошо. Россияне находятся между американцами и европейцами, потому что россияне довольно-таки дикие люди. Они со страхом обращаются к сексуальной практике, поэтому они не знают, как выразить ту бурю эмоций, которая находится у них внутри. Поэтому выставка получилась достаточно разнообразной.

Американцы показали свой откровенный радикализм, бегали голыми и кричали: «Я тебя убью!». Европейцы показали огромное количество невероятно красивых архитектурных произведений на тему секса. И россияне, например, как Данила Поляков, он продолжил вот этот американский диалог, и другие российские художники, они больше походили на европейских художников. Поэтому для меня было интересно посмотреть, что из этого получится, потому что я позвал изначально участвовать в выставке, в этом проекте, своих студентов из разных стран. Мне было интересно, задавая своим студентам эту тему, увидеть, к чему же весь этот эксперимент приведет.

А говорить о том, произвела ли эта выставка какую-то сенсацию или была ли она скандальной... Я думаю, нужно спросить либо зрителей, либо кого-то, кто находится вне проекта. Может быть, какого-то критика, может, Сергея Хачатурова спросить, что он скажет. А для меня это была как бы такая одна из довольно-таки традиционных практик.

Что послужило поводом для создания выставки Kamasutra Spoon?  

2 года назад, когда в Москве проходила Первая международная биеннале молодежного искусства, я делал выставку, которая называлась «Сувениры Н.Л.О. OSLOKINO U.F.O.». И идеей для моего проекта опять-таки послужила моя педагогическая практика в Европе и Америке. И 2 года назад я так же собрал своих студентов из России, Европы и Америки и дал им тему неопознанных летающих объектов. И еще один случай, который произошел со мной в Осло, он тоже был поводом для придумывания названия и вообще концепции выставки «Сувениры Н.Л.О. OSLOKINO U.F.O.», потому что система кинотеатров в Осло называется «ОСЛОКИНО». И это так смешно, особенно после того, когда ты какое-то время находишься в Италии, где все на «но»: тополино, Чиполлино, Ослокино. Очень по-итальянски, и когда ты находишься в норвежской столице и видишь совершенно итальянское название, которое рождено норвежской социальной практикой, и что это просто система кинотеатров в Осло, в столице Норвегии, то это очень смешно.

И вот этот сумбур, который пребывал в моей голове, он и породил эту фразу «Сувениры Н.Л.О. OSLOKINO U.F.O.». И в рамках этой выставки я показал около 50 видеоработ моих студентов из разных стран, различные скульптуры, очень много было фотографий. И этот проект был очень успешен и удачен. Мы также выставлялись на площадке Московского музея современного искусства.

И когда музей стал готовить проекты к очередной молодежной биеннале, то музей обратился ко мне и предложил, не хотел бы я курировать новый выставочный проект для Второй международной биеннале. Я ответил: «Да, конечно же, я подумаю». И со своими студентами Норвежской театральной академии мы тему участия во Второй московской биеннале взяли как предмет изучения очередного семестра. Поэтому мои студенты Норвежской академии курировали, сокурировали этот проект, участвовали в архитектурном построении этого выставочного проекта. Детально изучали архитектурные планы залов в Московском музее современного искусства на Петровке. И вели активную переписку со всеми художниками, потому что это около 35 художников из разных стран. Это большой объем работы, и мои студенты занимались всеми этапами организации этого выставочного проекта. Это был предмет изучения семестра.

Наша академия как раз отличается тем, что студенты максимально задействованы в таких реальных проектах. То есть они либо уезжают в театры и ассистируют режиссерам в оперных постановках, в драматических постановках. Либо они уезжают работать с архитектурными группами и строят реальные здания. Либо они делают проекты выставок и от нуля до финала участвуют в реализации этих проектов. И этим знаменита наша академия.