Мода и развлечения

Одежда древних римлян

 
 


Древний Рим, в отличие в Греции, не был склонен к демонстрации обнаженной красоты. Все – и мужчины, и женщины – носили достаточно закрытую одежду, основным элементом которой была тога. И единственное, что не было подвержено изменениям при стремительном развитии моды в императорском Риме, – был цвет одежды. О том, как одевались мужчины, их жены и жрицы любви в эту эпоху, рассказывает искусствовед Дарья Юрьевна Ермилова.

Как одевались мужчины и женщины в Древнем Риме?  

Если в Греции нагота была нормой, мужская нагота, то в Древнем Риме отнюдь нет. Мужчина носил закрытую одежду, и особенно важной была тога, потому что этот плащ могли носить только граждане, то есть эта одежда заменяла римлянину паспорт. Тот, кто носил тогу, был гражданином Рима со всеми плюсами его положения. Если римлянин не носил тогу, а надевали ее для официальных мероприятий, когда посещали форум для исполнения каких-то обязанностей должностных, то римлянин надевал тунику, кстати, тогу носили только на тунику, это не одна одежда, как в Греции, разнообразные плащи, а когда он шел на войну, он надевал военный костюм, похожий на греческий. Только добавились туда штаны, заимствованные у галлов.

Так что можно сказать, что официальный костюм гражданина Рима был достаточно регламентирован. Тога была белого цвета, и если человек занимал какую-то высшую должность, ее украшала пурпурная кайма. Такая тога называлась тога претекста. Можно вспомнить, как Булгаков описывает костюм Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите»: «...на нем плащ с кровавым подбоем», вот этот кровавый подбой – это и есть пурпурная кайма на тоге Понтия Пилата, которому она была положена по должности.

Женский костюм был гораздо более разнообразным, хотя тоже подчинялся некоторым правилам. До II века до нашей эры женщины тоже носили тогу, причем матроны. Кто такая матрона? Матрона – это замужняя римлянка, жена гражданина Рима – это самый высокий статус, на какой могла претендовать женщина. Но со II века до нашей эры отношение к тоге несколько меняется. Матроны другую одежду носят, она называлась «стола» – как бы укороченная туника, которую они надевали сверху длинной туники и нижней юбки, а тогу продолжают носить только проститутки. Поэтому если в эпоху империи на улице вы встречали женщину в тоге, могли сделать сразу вывод о ее профессии. Вот тоже удивительно, как такая статусная, престижная, официальная одежда при этом была одеждой и проституток.

Правила, регламентирующие мужской костюм  

Кто такие вольноотпущенники? Это бывшие рабы, которых хозяева отпускали на волю и, как правило, поручали им заниматься своими коммерческими делами, потому что для аристократа, для представителя сословий сенаторов или всадников заниматься торговлей, к примеру, было невозможно, это было неблагородное занятие, и вместо них все это делали их бывшие рабы. Ну, естественно, часть доходов господина оседала в кошельке его слуги, и многие вольноотпущенники становились просто миллионерами, особенно императорские, они даже иногда давали деньги в долг в казну.

При этом они были богаты, но бесправны, с политической точки зрения. Вольноотпущенник никогда не мог стать гражданином, соответственно, занять какой-то пост, какую-то должность. Но они пытались добиться того, что им было запрещено. Например, пурпур, который в Риме полагался по должности: либо пурпурная кайма, полоса на тунике, либо пурпурный плащ у триумфатора или императора – им никогда добиться бы не удалось. И пурпур они заменяли алым цветом. Вот Тримальхион у Петрония носит алую тунику, это был самый дорогой цвет, и для гражданина Рима был не очень приличным. Также сенатор носил железное кольцо на пальце, так что железное кольцо для бывшего раба было недоступной мечтой, и он носил золотое кольцо, опять же Тримальхион у Петрония весь унизан этими золотыми кольцами.

Нужно сказать, что в Риме, хотя на первый взгляд, конечно, была большая свобода в одежде, чем в Греции, на самом деле были нормы, которые регламентировали одежду. Потому что в Древнем Риме были очень четкие представления, какого цвета одежду носить прилично, и какую неприлично. Вот это не подчинялось действию моды, хотя в эпоху империи уже возникает мода. Говорят о том, что мода зародилась именно в императорском Риме, столько было нововведений, столько было новинок, так все менялось часто, особенно прически, что даже бюстам предков делались съемные шиньоны из мрамора, чтобы их прически соответствовали этой моде.

Так вот цвет модным не был, цвет одежды от моды не зависел. Цвет зависел от традиций. Были приличные цвета, и были цвета неприличные. Для мужчины вообще любой яркий цвет – неприличный. Ему положен белый цвет, тога была белой, пурпур по должности, и другие одежды должны были быть цветов шерсти, естественных цветов шерсти, то есть желтоватый, бежевый, коричневый, серый. Черный был цветом траура.

Но было множество случаев, когда носили одежду неположенную. Например, куртизанки носили алые одежды, и были в Риме мужчины, которые могли носить одежду либо оранжевого цвета, либо зеленого, но эта одежда сразу намекала на их пассивную роль в сексуальных отношениях, потому что гомосексуализм в Риме был тоже распространен, но отношение к этому было несколько иным, чем в Греции. В Греции это нормально было, это все было естественно, это даже, можно сказать, поощрялось. Но в Древнем Риме настоящий гражданин мог выполнять только активную роль в этих отношениях, а пассивная роль доставалась на долю раба, вот раб был пассивным.

В частности Тримальхион у Петрония карьеру свою начал в доме своего хозяина с того, что он был его любовником, пока он был молод и хорош собой. А потом он вышел на свободу, ему даровали свободу, он стал заниматься бизнесом, свою жену выкупил на свободу, и мог уже жить, как ему нравится, но как раз, видимо, такие рабы и носили одежды зеленого цвета или оранжевого. По крайней мере, в Древнем Риме существовало выражение «зеленоватые нравы», которое как раз описывало склонность римлян и к таким сексуальным удовольствиям.

Правила, регламентирующие женский костюм  

В отличие от мужчины, женщина имела право носить одежду цветную. Это была женская привилегия, кстати, во время Второй Пунической войны сенат принял закон, который запретил носить одежду женщинам из крашеных тканей как более дорогих, они экономили ресурсы для борьбы с Ганнибалом. Но в обычное время римлянки носили цветные одежды. Но тоже были четкие правила, какие цвета носить можно, какие нельзя. Например, женским цветом считался оранжевый и желтый, так же как и в Греции, кстати. Невеста носила оранжевое покрывало. Также женскими цветами были зеленый, голубой, синий, а вот пурпурный или алый носить не рекомендовалось.

Женский костюм был еще более многослойным и сложным, чем мужской, но первоначально делали его из очень примитивных тканей, почему делали – потому что греки и римляне одежду не кроили, они сразу на ткацком станке ткали кусок ткани нужного размера. И его уже закалывали фибулами, зашивали, если нужно на боках, то есть никаких выпадов при раскрое, и кроя у них вообще не было. В Риме потом появится нововведение с Востока, но только в эпоху империи.

Так вот ткани были первоначально только шерстяные. Но потом, когда присоединили Египет, появляется египетский лен тончайший, потом появляется шелк, который научились выращивать, выделывать на острове Кос, и вот этот многослойный костюм матроны становится прозрачным. При этом сохранив все эти положенные одежды – нижнюю тунику, юбку, столу, покрывало, – римская красавица умудрялась выставить свои прелести сквозь эти прозрачные одежды. Но еще большее внимание они уделяли уходу за телом, причем и мужчины, и женщины, и доступно это было абсолютно всем гражданам, потому что власти старались энергию толпы, энергию масс переключить на развлечения.

Комментарии к видео на

  •  
    Вася Обломов 30 декабря 2012, 4:38

    опять тут проФФесора в комменты набежали

  •  
    Mike Aillen 12 августа 2012, 0:48

    У вас в России такие искуствоведы? мде

  •  
    MIRAGBOX 27 июня 2012, 19:00

    Понтий Пилат является наместником Рима в Иудее, он должен ходить в тоге с пурпурной каймой, а не в белом плаще. А услужливая память нам подсказывает: белый плащ с красным подбоем -- это типичный плащ тамплиера, и более никого, - более никто не носил белого плаща с красным подбоем.